Нравственные проблемы физической культуры и спорта

Целью любого спорта является борьба, противостояние, преодоление страха. Главным во всех этих видах спорта, по мнению людей, является физическая подготовка. Однако наличие нравственности играет не меньшую роль, так она помогает достойно принять поражение, не опуститься в глазах людей, а это нередко важнее победы, потому что после этого ты получаешь дополнительную мотивацию, которая заставляет тебя быть еще сильнее, чем раньше.

В соответствии с современными представлениями, нравственное воспитание - это есть процесс, обеспечивающий, в конечном счете, включенность человека в социокультурные процессы, творчество, искусство (т.е. становление нравственной культуры человека). Воздействуя на отдельные стороны личности, он особым образом взаимодействует с нравственностью человека (поведение, отношения, быт и т.д.).

Проблема заключается в том, как осуществить целенаправленную организацию этого процесса через формирование у человека адекватного отношения к культуре, в частности моральной. Известно, что именно эта часть культуры является основополагающей в жизни человека, так как именно она учит человека, как взаимодействовать с окружающим миром.

Соответствующую подготовку, потенциал в формировании нравственных знаний, интересов, вкусов, деятельности и в целом нравственной культуры личности обеспечивают ценности физической культуры, представленные во всем многообразии в процессе физического воспитания.

Физическое воспитание - процесс, стимулирующий целенаправленное и сопряженное становление системы адаптационных и двигательных способностей личности, ее образованности и потребностей в физкультурном самосовершенствовании.

Влияние нравственного содержания спорта на его функциональную сторону проявляется и в том, что организация того или иного вида спорта в первую очередь предполагает проверить человека на нравственность и моральное воспитание.

Так, например, разные боевые искусства показывают человека с разных сторон, его духовной деятельности, и этот человек, несомненно, будет вызывать у окружающих уважение, потому что только волевой человек, имеющий и нравственность в том числе, будет состязаться с другим человеком на глазах у огромного количества людей.

Нравственное воспитание призвано формировать у людей нравственные потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать нравственность в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой предоставляют широкие возможности для этого. Они оберегают человека от действий, которые не подчиняются нравственности, выходящих за ее рамки.

В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи нравственного воспитания.

Специальные задачи - это воспитание нравственных понятий, законов, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности, правильного понимания внешней и внутренней нравственности человека исходя из единства морального, этического и нравственного. Понимание физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание духовности спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д.

К средствам нравственного воспитания в процессе двигательной деятельности относятся:

· содержание и организацию учебно-тренировочных занятий;

· спортивный режим;

· соревнования (строгое выполнение их правил);

· деятельность преподавателя (тренера).

Нравственное воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:

· убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций;

· беседы, при совершении занимающимся каких-либо проступков;

· обсуждения на этические темы;

· наглядный пример;

· поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой;

· оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя;

· наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива, временное исключение из состава команды.

Известно, что нравственность как наука изучает широкий круг явлений: различные проявления нравственности (мораль, воля, духовность), их понимание людьми, их воплощение в жизнь действиями людей в обществе, взглядах, теориях, нравственную деятельность людей, в ходе которой создаются нравственные ценности и т.п.

Предметом изучения нравственной составляющей физической культуры может являться - моральное и духовное содержание, нравственные ценности; законы сознания, отражающие физическую культуру с нравственной точки зрения; формы нравственной деятельности человека в области физической культуры и спорта.

При характеристике воздействия моральных и духовных феноменов спорта на его функциональную сторону следует учитывать и роль упомянутых выше специализированных, интегральных ощущений спортсмена, на базе которых формируются и определенные нравственные переживания. Эти ощущения помогают спортсмену почувствовать господство над своим собственным телом, над деятельностью мышц, а вместе с тем оказывают влияние на повышение эффективности спортивного действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: