Учение об «уме», как высшей сущности

Аристотель ответил на этот вопрос так: "Есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность;...эта сущность не может иметь какую-либо величину, она лишена частей и неделима;...эта сущность неподвержена ничему и неизменна, ибо все другие движения — нечто последующее по отношению к пространственному движению".

Эту вечную сущность и причину всех вещей Аристотель назвал Умом. Ум обладает несколькими качествами. Во-первых, он составляет сущность всего, Ум — это "эйдос эйдосов", "высшая сущность". Во-вторых, Ум включает в себя собственную чисто умственную материю, как возможность овеществления своей сущности. В-третьих, Ум является перводвигателем всех вещей в мире и самого мира в целом, сам при этом оставаясь неподвижным. В-четвертых, Ум имеет "целевую причину" — он движет всем "как предмет любви", а приведенное им в движение "движет все остальное".

Как видим, Ум Аристотеля обладает теми же принципами, что и любая вещь. Но разница в том, что эти принципы в Уме заложены первоначально, а затем уже, посредством его "желания" и силой его "мысли" весь мир создается на основе данных принципов. Уму, в принципе, безразличен реальный и созданный им мир, ибо "Ум мыслит сам себя... и мышление его есть мышление о мышлении". И только благодаря его энергии сотворяется реальный мир. В этом смысле Ум — это источник всякой жизни.

 

По сути дела аристотелевский Ум — это Бог. Сам Аристотель говорит: "Деятельность Ума — это жизнь, а Бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь". И, развивая свою мысль, добавляет: "Мы говорим поэтому, что Бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть Бог".

Бог Аристотеля — это философский Бог. Иначе говоря, аристотелевская религиозность не вписывается в рамки какой-либо существовавший в его времена конкретной религии. Наоборот, на основе своей философии он создает совершенно оригинальную и своеобразную свою религию — философскую религию.

СИСТЕМА НАУК АРИСТОТЕЛЯ

Общефилософские представления Аристотеля позволили ему создать своеобразную систему наук, в которую входили метафизика, физика, психология, логика. Кроме того, в эту систему включаются и так называемые практические науки, которым Аристотель также посвятил ряд своих сочинений — этика ("Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика"), эстетика ("Поэтика", "Риторика"), история ("Афинская полития"), политика ("Политика"), биология ("О частях животных", "История животных", "О происхождении животных").

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: