Основные культурологические концепции

Понятие культуры. Основные подходы к изучению культуры.

   Культура -  слово латинского происхождения. Его первоначальный смысл – возделывание.  То есть, оно обозначает то, что не существует само по себе, а является продуктом человеческой деятельности. Появляется это слово в Римские времена, когда цивилизационные качества обрели относительную законченность и завершенность, когда человек собственной деятельностью создал мир, радикально отличающийся от природы. Фундаментальное различие созданного человеком общества от мира природы, обособление человека в мире природных закономерностей и обретение им высоких степеней свободы и чувства превосходства над природными явлениями и привело его к поиску причин такого самостояния. Деятельность человека и ее результаты и стали исходным смыслом этого слова.

Выражением научного понятия это слово становится во второй половине 18 века. 18 век – век ПРОСВЕЩЕНИЯ. Век просвещения продолжил традиции гуманизма, характерные для эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ. Эти традиции заключались в пристальном и устойчивом внимании к человеку, его природе и сущности. В 18 веке гуманизм пополнился идеей общественного прогресса и, вследствие этого, поиском такой системы общественного устройства, которая бы в полной мере соответствовала природе и сущности человека. На этом этапе возникает и особый интерес к индивидуальному образу жизни людей. Такой образ жизни и мог сочетать в себе все по тому времени наилучшие качества людей – просвещенность, разумность, гуманность и др. Впоследствии эта логика сохраняется и у классиков марксизма в «Манифесте коммунистической партии»: «свободное развитие каждого есть условие развития всех» (1848г.). Содержательно – это формула классического либерализма.

Однако, далеко не все результаты человеческой деятельности оказываются необходимым для него благом. И процесс деятельности, и его результаты могут наряду с положительными аспектами могут нести в себе и негативные в своих проявлениях стороны этих явлений общественной жизни. Это существенное противоречие впоследствии становится предметом тщательного изучения, а в уже ранних работах К.Маркса («Экономическо-философские рукописи 1844 г.») получает название «Отчуждение».

    Так складываются два основных подхода к изучению культуры - аксиологический и антропологический. Первый подход определяет понятие культуры в качестве базовых духовных ценностей. Он стремится понять культуру и ее возможности с позиций духовного совершенствования человека. Культурой следует считать только то в созданном людьми,   что определяет меру «человеческого в человеке». Эта линия рызмышлений о культуре ведет к созданию идеалов в жизни людей, тех духовных предпочтений, которые составляют смысловую основу их жизни. Стремление людей к совершенству на основе доступных им идеалов составляет сердцевину, сущность культуры. Второй подход не ограничивает себя проблемой сущности культуры, рассматривая  с позиций повседневности. Понятие культуры включает в свой объем все, что создано людьми. Первый поход фокусирует собственное внимание на теоретических основах исследования культуры, второй же на эмпирических началах исследования. Первый стремится к созданию теории социокультурного процесса, второй – к поиску эмпирических оснований теории культуры.

    В современных исследованиях культуры существует множество определений этого понятия. Таких определений насчитывается несколько сотен. Их почти бесконечное множество говорит о том, что явление культуры слишком масштабно, чтобы можно было исчерпать его одним определением. В различных проявлениях общественной жизни культура проявляет себя то одной стороной, то другой. Но само по себе это не отменяет необходимость определения сущностного характера. Природа культуры материальна, и это достаточно полно выражено в антропологическом подходе, сущность же духовна, а это представлено в аксиологическом взгляде на культуру.

Итак, «Культура представляет собой систему созданных человеком и человечеством ценностей, все известные способы созидания этих ценностей, сохранения их в истории общества и  передачи их от одного поколения другому, а также вся система социальных институтов, посредством которых эти ценности становятся достоянием отдельной личности».

 

Структура культуры.

Материальная культура – как форма существования культуры, ее природные и технологически заданные человеком формы.

Духовная культура     - как чистая духовность, сущность культуры. Форма выражения – понятие.

Художественная культура – как зримая духовность, форма выражения духовности через художественный образ.

Структура культуры по субъектам: индивидуальная и общественная, этническая, национальная, народная.

По качеству: Элитарная и массовая. Особенности элитарной культуры (Высокая: элитарно-замкнутая и элитарно-открытая). Особенности массовой культуры (народная и эрзац-культура).

Инфраструктура культуры: Образование, воспитание, личностное развитие. Школы, вузы, музеи, театры, библиотеки. Взаимодействие элементов инфраструктуры.

 

Функции культуры.

  Адаптивная функция. Способность человека как вида приспособиться к окружающей среде. Организм человека не имеет своей экологической ниши. Его природные качества не дают ему возможности непосредственно вписаться в окружающую среду. Исторически он находится в процессе созидания такой ниши на основе собственной деятельности. Его естественная среда – искусственно созданная среда, или преобразованная природная среда.

   Коммуникативная функция. Культура есть условие и результат общения людей. Общение же это особый вид деятельности, в рамках которой люди создают, творят друг друга. Это пространство общения. Материальные возможности общения. Узелковое письмо. Письменность. Книгопечатание.Радио.Телевидение.

    Интегративная функция. Объединительная функция культуры. Развитиепоьребностей и интересов, реализция которых невозможна без других людей.

    Функция социализации.  Включение индивидов в общественную жизнь. Усвоение правил поведения, норм, ценностей, традиций, обычаев. Социализация –преимущественно социальные образцы деятельности и поведения.

    Функция инкультурации. Введение в мир культуры с целью сделать ее достижения личным достоянием человека. Инкультурация – преимущественно культурные начала, их усвоение и присвоение человеком.

 

Основные культурологические концепции.

Н.Я.Данилевский (1822-1885). Книга «Россия и Европа». Издана в 1871г. Концепция разнообразия культур (Концепция культурно-исторических типов).

Законы развития:

1. Остатки языка и духовной культуры дают возможность возрождения культура и народа.

2. Закон политической независимости.

3. Закон уникальности культур. Уникальность не исключает взаимодействия в формах колонизации, прививки, «улучшенного питания» (помощь извне), технического взаимодействия. Однако, взаимодействие не меняет уникальности культур. Культуру можно уничтожить, но нельзя изменить.

4. Закон разнообразия, как условия надежного и успешного развития культур.

5. Закон ограниченного времени существования культур

Виды культурной деятельности:

1.Религиозная, где общность духовной истории народа, его судьбы, вера, мораль.

2.Культурная, наука, искусство и др.

3.Политическая, определяющая отношения народов.

4.Общественно-экономическая.

 

О.Шпенглер (1880-1936). Книга «Закат Европы». Издана в 1918г. Концепция локальных культур.

  Все культуры автономны, существуют абсолютно самостоятельно. В каждой культуре есть своя душа, свои чувства и страсти. Цикл развития как смена времен года. Культуры умирают, не оставляя после себя следа. Между ними нет механизма обмена ценностями. Каждая культура принадлежит лишь себе от начала и до конца.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: