Национальный костюм династии Хань

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

 

Кафедра компьютерной графики и дизайна

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Этнокультура

«Национальный костюм Китая»

(Триптих)

 

Выполнила: студентка 2 курса группы 637а Факультет мультимедийных технологий и фотографии по специальности 54.05.03 «Графика»                                                                                  квалификации – художник анимации и компьютерной графики Гребенникова Анастасия Дмитриевна                                                                       Работу проверилак. п. н., доцент кафедры компьютерной графики и дизайна Матвеева Надежда Александровна                                                                             

                   

Санкт-Петербург

2018


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3


ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КИТАЯ

1.1. История национального костюма Китая ………...............……..4-5

1.2. Костюм как символ династии ………………………………….6-12

1.3. Триптих «Три эпохи Китая в национальном костюме» ….....13-15

ГЛАВА II.НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КИТАЯ В ИСКУССТВЕ

2.1.Тема национального костюма в творчестве художников Китая …………………………………………….…………………….16-18

2.2.Тема национального костюма в художественных фильмах Китая …………………………………………………………….…….19-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...…………….21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...……………22

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ……………………………………..…………23


Введение


Каждая династия в Китае имела свою собственную культуру, оставившую неизгладимый след в истории. Господство каждой династии отмечено преобладанием какого-либо цвета и художественного замысла, что сделало все предметы китайской культуры, включая одежду, произведениями искусства.

Костюм Древнего Китая, как и всё прочее, составляющее историю и культуру каждой династии, стал своеобразной эмблемой китайской традиции. Костюм занимал важное место в китайской культуре в течение более трех тысяч лет. Китай являет собой образец древней и богатой культуры. Соответственно и костюм роскошен и красочен. В истории Китая было много династий; каждая имела свой собственный уникальный стиль одежды.

В этой работе я поставила перед собой цель раскрытия особенностей костюма этой удивительной страны. Данная тема имеет для меня большое значение так как культура Китая всегда производила на меня сильнейшее впечатление. Она удивительна и неповторима, она не теряет своей актуальности и по сей день, ведь даже в двадцать первом веке в каждом китайском доме есть традиционный костюм, одеваемый на праздники и формальные встречи. Это говорит о силе и удивительной стойкости традиций народа Китая. И именно это и есть причина по которой очень важно изучить особенности и истоки китайского национального костюма, имеющего так много сокрытого смысла от непосвященных.

 


История национального костюма Китая

История китайской одежды берет свои истоки сначала появления китайской цивилизации. Каждая историческая веха Китая ознаменована славным правлением династий, оставивших неизгладимый след в истории великого государства. Господство той или иной династии имело влияние не только на государственный строй, традиции и культуру Поднебесной. Даже в национальный костюм жителей Китая вводились некоторые изменения в виде преобладающей расцветки и особенностей декора.

С появлением каждой новой династии и с ходом времени, одежда претерпевала изменения. При династиях Цинь и Хань (221 г. до н.э. - 220 г. н.э.) стиль одежды был консервативным; роскошным при династии Тан (618 - 907), изящным и утончённым при Сун (960 - 1279), элегантным при династии Мин (1368 - 1644) и очень затейливым при династии Цинь (1616 - 1911).

Первые костюмы, следующие одному стилю, относятся к эпохе Желтого императора (Цинь Ши Хуан, 2698-2598 гг. до н.э.) периодов Яо и Шун.

Рассматривая образцы и стили одежды в таких исторических книгах, как «Обряды Чжоу» в «Книге обрядов», можно видеть, что китайская одежда развилась от элементарной, чисто функциональной по стилю, до весьма сложных моделей. В эпоху Шан - Инь правила поведения, музыка, церемонии и одежда, не имели различий для разных социальных слоев. Однако начиная с династии Западная Чжоу (VIII - XI века), социальное различие стало очевидным, что проявилось в одежде и в украшениях. Также появилось все больше разнообразия в одежде, предназначенной для различных ситуаций.

Например, обряд поклонения Богам, Небесам и Земле в придворных храмах производился в особых облачениях. Для главных церемоний шили специальные наряды. Существовала воинская форма, свадебные платья, одежда для похорон и так далее. Одежда в это время шилась по старинным образцам и имела темный верх и желтый низ; официальная одежда включала четырехдюймовый пояс из шелка или кожи. Часто костюмы включали нефритовые украшения на поясе, подвешиваемые на шелковые ленты. Кроме того, цвет одежды указывал на принадлежность тому или иному социальному слою общества.

В период Воюющих царств (V - III вв. до н.э.) костюм каждого из семи царств Ци, Чу, Янь, Хань, Чжао, Вэй и Цинь имел соответствующие отличия. Например, «юбка вокруг передней части тела» фактически представляла собой модель, в которой длинный отрезок ткани с широкой канвой обертывался вокруг нижней части тела. Древние модельеры проявляли изобретательность, обертывая куском ткани тело сверху, используя горизонтальные и диагональные линии, чтобы подчеркнуть объемы, стремясь к достижению «тишины в движении» и «движения в тишине». Ткани были легкими и воздушными, а более жесткая парча с волнистым рисунком, который отражал мастерство и умение портного, использовалась для каймы.




Костюм как символ династии

В данной работе я приведу примеры трех эпох в истории костюма Китая, имеющих наиболее выразительные черты и, в значительной степени, повлиявшие на моду древнего мира Китая.

Династии Цинь и Хань

В эпоху династий Цинь и Хань произошли драматические изменения в стиле одежды. Император Цинь, который придерживался принципов Инь-Ян и теории пяти первоэлементов, был уверен, что династия Цинь подчинит династию Чжоу подобно тому, как вода гасит огонь. Так как династия Чжоу была «огнем, что превыше золота», то ее цвет был красным, а любимым цветом династии Цинь был синий цвет, так как вода могла погасить огонь. В династии Цинь преобладал синий цвет, символизируя силу воды, следовательно, одежда и украшения были синего цвета.

«Темный стиль» одежды и украшений оставался в династии Западная Хань (206 г. до н.э.- 9 г. н.э.) в течение двухсот лет. Они имели такие особенности: шляпы, подобные цикаде, красная одежда, квадратные рукава, вырезы углом, украшения - нефритовые подвески и красная обувь. Общий термин для этого стиля одежды - «буддийская одежда», и в основе ее была модель верхнего платья без подкладки. Наряды императора были черного цвета. Что касается особого облачения для выполнения обрядов жертвоприношения, оно имело красное обрамление.

 

Цвет и качество одежды были единственными показателями общественного положения или статуса человека в обществе; иных различий в стиле одежды правительственного чиновника и обычного человека не существовало. Было два типа костюма, различавшихся в передней части одежды. Один вид раскрывался спереди, и ткань обертывала тело по диагонали от ворота под руку, другой имел прямой разрез до низа в передней части платья. Поскольку этот костюм был длинным и свободным, он был очень популярен у мужчин.

Династия Восточная Хань существовала с 25 по 200 год. При императоре Гуанву красный цвет рассматривался, как цвет глубокого почтения, поскольку он показывал «достоинство огня» династии Хань. До второго года периода Юнпин красный цвет еще оставался популярным, но одежда должна была иметь белый внутренний слой при выполнении обрядов жертвоприношения. Этот белый слой должен был иметь красное завершение, поэтому носили красные носки и обувь. Согласно теории пяти первоэлементов императорские чиновники меняли цвета одежды в зависимости от времени года. Религиозные церемонии проводились в соответствии с сезонами. В начале весны они проводили церемонию в восточном предместье, повозки и одежда были серо-зеленого цвета. В начале лета церемония проводилась в южном предместье, повозки и одежды были красного цвета. В начале осени повозки и платье были бы желтыми, а в начале зимы все было черным.

В «Истории династии Сун» говорится: «Династия Хань унаследовала стиль династии Цинь. Было тринадцать различных типов головных уборов. Так как люди династии Вэй — Цзинь все еще использовали эти шляпы, у них были свои названия, например, шляпы законника, высокие шляпы, шляпы знатных мастеров, шляпы подобные горе, квадратные шляпы, шляпы Цзянь Хуа, шляпы Цуэ Ди, шляпы бойцов на мечах, шляпы Цуэ Фэй, шляпы, Цзинь Сянь и другие». При династии Хань социальное положение человека узнавали по виду его головного убора.

В династии Хань женщина носила короткую кофту и длинную юбку с декоративным поясом, свисающим до колен. Мужчины всегда одевались в короткие куртки, штаны из кожи теленка, а сверху надевали короткую юбку из ткани. Так одевались все, от простых работников, крестьян до купцов и ученых мужей.

В период Вэй Цзинь (220 - 589 гг.), одежда правителей была красного цвета, а повседневная - фиолетовой. В древней книге «История империи Ву, Рассказ Лу Мэна» говорится: «Людей, которые носят белую одежду, приглашают в слуги купцам». Из этого высказывания, мы узнаем, что белый был цветом обычных граждан. В этот период внимание уделялось куртке и юбке. Верхний халат считали неофициальным платьем. Женские украшения были особенно вычурными, включали золотые сережки, серебряные кольца и браслеты. Было большое отличие в женских принадлежностях, надеваемых внутри роскошного дворца и вне его.

Национальный костюм династии Хань.

 

Династия Тан

 

Династия Тан была самым процветающим, богатым и великолепным периодом древней китайской культуры и искусства. Стили женской одежды династии Тан отличались красотой и утонченностью. Модели одежды часто менялись, но стиль династии Тан оставаться изящным и благородным. Костюмы династии Тан походят на экзотические цветы. Ткани были воздушными и чрезвычайно тонкими, украшения - изысканными.

Одеяния династии Тан отличались от других периодов, но в то же время, естественно подчеркивали красоту и свободу людей. Волосы были уложены так, чтобы покрывать виски и обрамлять лицо, платья шились с низкими и высокими поясами. Женская одежда состояла из блузки с короткими рукавами и длинной юбки; или рубашки с широкими, свободными рукавами, длинной юбки и накидки. Волосы были собраны высоко в пучок, прически имели такие названия: «узелок, всматривающийся в богов», «пучок облака», «сошедший сверху (с небес) пучок» и так далее. Одежда, главным образом, состояла из короткой кофты или блузки и длинной юбки с поясом. Обувь, изготовленная из шелковой ткани или плетеная из пеньки и соломы, украшалась изображением феникса. Волосы собирались в «цветочный пучок», что позволяло легче надевать плетеную из бамбука шляпу. После преуспевающей династии Тан, рукава стали более свободными и широкими.

При династии Тан существовало «правило широкого пояса». Этот обычай заставлял носить на поясе различные предметы, в том числе украшения, благодаря чему можно было определить ранг правительственного чиновника. Например, чиновники низкого разряда (первого) носили меч или нож; чиновники и военачальники выше третьего разряда носили нефритовые пояса, четвертого и пятого - золотые пояса, а шестого и седьмого ранга - носили серебряные пояса. Для сравнения, рядовые граждане могли носить только маленький бронзовый или железный нож.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: