Завершение объединения русских земель. (7 мин)

При изучении пункта 3 учащимся необходимо самостоятельно прочитать пункт, выписать основные даты (выделены жирным шрифтом). Затем используется прием «Исторический футбол» - группе необходимо составить вопросы по прочитанному материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Вопросы учащиеся задают другой группе. Например:

 - Как отразились присоединение Новгорода к Москве и победа над ханом Ахматом на положении Тверского княжества? (Оно оказалось окружено Московскими владениями)

- Чем закончилась попытка тверского князя Михаила заключить союз с Казимиром IV? Почему Казимир не пришел на помощь Твери?

- Чем закончился поход Ивана III на Тверь осенью 1485 г.? Кто стал великим князем тверским?

Первичное закрепление (2 мин)

Группам предлагается поработать с текстом на слайде (по 1,2,3 пункту урока) и вставить пропущенные слова:

1.В самом начале правления ____ присоединил Ростовское и Ярославское княжества, однако особое значение придавал усилению своего влияния в _______. В январе _____ самостоятельность города была ликвидирована, _____ распущено.

2. С 1472 г. Иван 3 перестал посылать дань _____. Заключив союз с ____, в 1480 году хан Большой орды ____ двинулся на Русь. 8 октября ___г ордынские войска подошли к притоку Оки – реке ___. Больше месяца стояли московские и ордынские войска против друг друга. 11 ноября 1480 г хан приказал своим войскам отступать. Так закончилось продолжавшееся ___ ордынское владычество.

3. После присоединения Новгорода ____княжество оказалось практически внутри московских владений. Осенью ___г Иван 3 пошел с войском на Тверь. Важной задачей Иван 3 считал возвращение захваченных ____ русских земель. В 1500 году в битве на реке ___ московское командование князя _____ наголову разбило противника. В ____г было заключено перемирие. Ивану 3 пришлось так же воевать с ____ орденом.

Возвышение великокняжеской власти. (5 мин)

При работе с 4 пунктом задача учащихся – смотреть видеоролик, посвященный Ивану III, а затем ответить на вопросы:

 - С какой целью Иван III принял новый титул - Государь всея Руси? Какая внешнеполитическая программа провозглашалась принятием нового титула?

- Какое значение имел брак Ивана III с византийской царевной? (Великий князь - как наследник византийских императоров, верховный глава православного мира).

- Как изменился характер великокняжеской власти в Московском государстве? (приобретает деспотический характер; становится самодержавной - "государство все нам держать")

- Какие символы великокняжеской власти вы знаете? (шапка Мономаха, скипетр, держава)

- Каково происхождение герба Российского государства?

Органы управления (5 мин)

При работе с 5 пунктом задача учащихся прочитать пункт, записать новые термины в тетрадь, составить совместно с группой схему "Управление Российским государством" и изобразить ее на доске.

Кормление - порядок содержания должностных лиц за счет местного населения.

Местничество - порядок назначения на должности в зависимости от знатности рода и от того, какую должность занимали предки.

1497 г. - Судебник Ивана III - первый свод единого Российского государства (закреплены важнейшие изменения, произошедшие в государстве).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: