Цвет. Откуда берутся цвета?

Рассказать про цвет и свет. Откуда берутся цвета? На примере горящего прожектора.

Вводный курс: цветовой круг, светлота, насыщенность, контрасты и гармонии.

Цвет очень важен в нашем мире. Он есть везде и влияет на общее настроение и состояние человека.

Цветовой круг.

Первый цветовой круг появился вместе с ранними мистическими теориями цвета. Он присутствует в трудах мистиков и физиков исследователей 17-20 века: Гете, Иттена, Ньютона, Оствальда.

Исаак Ньютон. Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Цветовая система Ньютона - цветовой круг, составленный из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

Гете. В конце 18 века Гете построил свой цветовой круг. Его исследования расходились с позицией Ньютона. Последовательность цветов в цветовом круге Гете – не замкнутый спектр, как у Ньютона, а три пары цветов: три основных цвета (красный, желтый, синий), чередующихся с тремя дополнительными (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Последние получаются путем попарного смешения рядом лежащих основных цветов.

Гете считается родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета. С его трудами можно ознакомиться в открытом доступе или приобрести книгу. Она называется К ТЕОРИИ ЦВЕТА или УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ.

Иттен. В свою очередь Иттен предложил свой 12-ти частный цветовой круг, который в настоящее время является наиболее удобным и правильным. Цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации. Это, пожалуй, самая лучшая и удобная навигация на сегодня.

Начинаем рисовать этот круг Иттена.

На занятие:

1. лист бумаги, желательно более плотный.

2. карандаш.

3. линейка.

4. резинка.

5. что-то круглое, чтобы обвести: циркуль, чашка.

6. краски, у меня это акварель, можно также использовать, например, гуашь, масло, акрил и т.д.

7. Палитра.

Нарисовать круг Иттена и подписать римскими цифрами и название цвета написать.

Светлота.

Светлота — это характеристика цвета, которая определяет близость цвета к белому. Это единственная из характеристик цветов, которая присуща и хроматическим (то есть черно-бело-серым), и ахроматическим цветам.

Рисуем шкалу из семи квадратов. Цвет разбавляется водой.

Насыщенность.

Насыщенность — характеристика цвета, которая характеризует содержание чистого хроматического цвета в смешанном цвете. Насыщенность зависит от чистоты цвета, чем более он чист, тем более он насыщен. Серый цвет придает холод цвету, но делает его менее насыщенным. Наиболее насыщенные цвета — спектральные (чистые).

Рисуем шкалу из пяти квадратов. Цвет разбавляется серым. Сначала крайние цвета, а потом по середине. Должен быть равный шаг.


Контрасты.

Согласно Иттену выделяют 7 типов цветового контраста:

· Контраст по цвету (цветовых тонов); Противопоставляются чистые цвета, не смешанные с другими;

· Контраст по светлоте (светлого и темного); Контраст по яркости;

· Контраст теплых и холодных цветов, противопоставление тёплых и холодных в пределах одной композиции;

· Контраст дополнительных цветов; Эффект взаимного усиления, который оказывают друг на друга расположенные рядом комплементарные цвета. (расположенные друг напротив друга по цветовому кругу);

· Симультанный контраст; Взаимное воздействие соседних цветов;

· Контраст по насыщенности, противопоставление областей, закрашенных по-разному (яркие и замутненные, насыщенные и блеклые, очерченные чётко и расплывчато);

· Контраст цветового распространения (площадей цветов). Сравниваются цветовые пятна разного размера.


Гармонии.

Используем как можно меньше цветов, невозможно ошибиться, если цвет один. Например можно сочетать светлые и темные тона одного цвета. Как например создание монохромной композиции, и ты 100% получишь сочетающиеся цвета.

Аналоговые гармонии.

Можно сочетать основной цвет с двумя - тремя соседними на цветовом круге. Если один оттенок преобладает над другими, то сочетание становится более гармоничным.

Комплементарные гармонии. (например, божья коровка на зеленом листе, оранжевая лодка в синем море)

Цвета дополнительные, т.е. расположенные друг напротив друга в цветовом круге.

Гармонии. Триады. Тетрады.

В гармонии входит 3-4 цвета, расположенные в цветовом круге на равном расстоянии. Треугольник и квадрат соответственно.

Задание 1.

Нарисовать цветовой круг Иттена с помощью акварели/гуаши.

Задание 2.

Нарисовать шкалу светлоты, состоящую из семи квадратов, с помощью черной акварели/гуаши и воды.

Задание 3.

Нарисовать шкалу насыщенности с помощью акварели/гуаши из пяти квадратов.

Задание 4.

Нарисовать 3-4 цветовые гармонии, триады и тетрады.

 

Часть 5.

Коллаж и леттеринг в зарисовках.

На занятие:

- бумага;

- скетчбук;

- журналы;

- клей;

- кисти синтетические небольшого размера;

- цветная бумага;

- линер/ручка/фломастер;

- акварель.

Коллаж — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов, бумаги и др.

Показать на примере различных художников 20-го века коллаж.

Леттеринг.

Леттеринг — это рисование букв. В отличии от каллиграфии в леттеринге буква рисуется, в каллиграфии пишется.

На примере леттеринга в скетчах других художников.

Классификация шрифтов:

- антиква;

- гротеск;

- рукописный.

Отличие леттеринга от каллиграфии и типографики.

Каждый шрифт имеет свой характер и может дать определенную ассоциацию зрителю (на примере работ художников).

Для поиска разных шрифтов для скетчинга можно использовать шрифтовые сайты (например, Паратайп).

Антиква — шрифт с засечками. Засечки визуально соединяют одну букву с другой. Засечки могут быть разной формы: треугольные, декоративные

Гротеск — шрифт без засечек.

Рукописный (скрипт/каллиграфический) — шрифт, основанный на письме человека, каллиграфических шрифтах.

Рисуем слово «Петербург» тремя разными шрифтами.

Делаем базовые линии.

Рисуем буквы. Сначала рисуется скелет букв (графема), затем «мясцо» буквы (толщины). Соблюдаем кернинг, расстояние между буквами.

Сначала шрифт рисуется карандашом, затем стирается наполовину резинкой, завершается фломастером.

Знакомство с брашпеном.

Рисование буквы карандашом. Имитация брашпена. Леттеринг.

Коллаж.

Собираем интересные листы и фрагменты из журналов, газет, цветной бумаги, как картинки, так и текстовые блоки и буквы.

Компонуем листы коллажа. Приклеиваем с помощью кисти и клея ПВА. Пинцетом аккуратно приклеиваете бумагу. Дорисовываем другими художественными материалами то, что хочется.

В коллаже можно делать правки, переклеивать и наклеивать поверх. Эта техника это позволяет.

 

 

Часть 6.

Шрифты: история и классификация

Понимание истории становления шрифта, основных характеристик, принципов построения и использования. Применение полученных знаний при создании графической композиции.

 

Планируемые результаты проведения лекции:

знания:

• знает историю развития шрифта, типы письменности и стилистические особенности письма, основные типы шрифтов: художественный, наборный, эволюцию шрифтовых форм и их взаимосвязь с технологиями печати, классификацию современных наборных шрифтов; морфологию и эстетику шрифта

умения:

• умеет ориентироваться в подборе стиля рукописного шрифта для решения дизайнерских задач

навыки:

• владеет современной шрифтовой культурой, понятием стиля.

План

1. История шрифта как элемент дизайна в системе визуальной идентификации и коммуникации

1.1. История возникновения письменности

На лекции рассматриваются предпосылки возникновения письменности, варианты протописьменности, как исчезнувшие, так и продолжающие существовать в виде иероглифического письма. Переход от пиктограмм через слоговое письмо к современному алфавитному письму. Геометризация письма. Вклад различных народов формирование графики современной латиницы и кириллицы.

1.2. Римский капитальный шрифт Письменность античных Греции и Рима. Римский капитальный шрифт и его разновидности. Капитальное квадратное письмо. Рустическое письмо. Античная эпиграфика. Шрифт на колонне как вершина античной эпиграфики. Примеры изучения надписи на колонне Траяна. Римский курсив как предвестник эволюции графики в период средневековья.

1.3. Полиграммы, как элемент дизайна в системе визуальной идентификации и коммуникации современных коммуникативных технологий в средствах массовой информации. Полиграммы, как инструмент гармонизации шрифта в рамках одной гарнитуры. Деятельность отца современной каллиграфии Эрнста Джонстона. Полиграмма Джонстона в его методике преподавании римского капитального шрифта.

1.4. Руническое письмо. Руническое письмо как вариант средиземноморского письма, предшествовавший латинице и кириллице в Европе. Особенности и варианты рунического письма.

1.5. Унциальное письмо Мидиевальные шрифты. Унциальное письмо как итог развития и совершенствования римского курсива. Национальные алфавиты Раннего средневековья. Полуунциал. Каролингский минускул как графическая основа строчных букв современной латиницы

2. Эволюция шрифтовых форм и их взаимосвязь с технологиями печати в системе визуальной идентификации и коммуникации

2.1. Готическое письмо Готическое письмо как первопечатный шрифт Европы. Деятельность Иоганна Гуттенберга. Варианты готического письма.

2.2. Версали и инициалы Иницалы как элемент оформления средневековых книг и как самостоятельный раздел каллиграфии. Версали. Ламбардские версали.

3. Анатомия знака как элемент дизайна в системе визуальной идентификации и коммуникации

3.1. Гуманистическая антиква. Антиква как вершина развития латиницы и основа книгопечатных шрифтов в послегутенберговский период. Составные части антиквы. Старинная или ренессансная антиква. Вклад в разработку антиквы Леонардо да Винчи, Леона-Баттисты Альберти, Николы Йенсона, Луки Пачиоли, Жоффруа Тори, Альбрехта Дюрера, Клода Гарамона и др. Геометрические построения шрифтов в эпоху Возрождения и их развитие в современных шрифтовых компьютерных программах.

3.2. Переходная и новая антиква Антиква периода перехода от гуманистической антиквы к новой антикве (время стилей барокко и рококо).

3.3. Египетский шрифт и его подвиды Египетский шрифт, версии возникновения названия.

4. Морфология и эстетика шрифта как элемент дизайна в системе визуальной идентификации и коммуникации

4.1. История создания кириллицы История создания кириллицы. Деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Глаголица. Кириллический алфавит. Виды древнерусских шрифтов – устав, полууставная скоропись, полуустав, скоропись. Современная кириллица и её сравнение с латиницей.

4.2. Русская вязь Русская вязь как особое декоративное письмо. Вязь в иконописи, фреске, церковной утвари. Приёмы вязи.

4.3. Реформа Петра I Реформа Петра I. Гражданское письмо и голландская антиква как две основных составляющих нового печатного шрифта. Особенности гражданского шрифта.

5. Современная шрифтовая культура как элемент дизайна в системе визуальной идентификации и коммуникации

5.1 Терминология. Размер, читаемость, подбор шрифта под конкретные требования.

6. Современная шрифтовая культура как элемент дизайна в системе визуальной идентификации и коммуникации

6.1. Декоративные шрифты Шрифты в стиле «гранж». «Супергарнитуры». Шрифты, не имеющие выраженной принадлежности к определенному стилю.

 

Часть 7.

Принципы построения шрифтов. Разработка шрифтовых плакатов.

 

Эффекты в типографическом плакате.

Типографический или шрифтовой плакат – это произведение графического искусства.

Он содержит в себе все приёмы художественной выразительности, свойственные любому произведению искусства – композиция, цвет, ритм, но выражено всё только посредством шрифта или элементов литер шрифта.

В данном мастер-классе мы разбирали различные методы создания типографического плаката с помощью программы adobe illustrator и adobe photoshop.

Были разобраны следующие методы: - пространство – масштабирование, при помощи которого создается пространство в листе; - растеризация – растровая графика, состоящая из точек, линий, сфер и многоугольников; - разрезание – разрезание графем при помощи инструмента pathender.

Задание 1.

Придумайте образ на тему «город» для вашего плаката и сделайте свой плакат с помощью эффекта «пространство»;

Задание 2.

Придумайте образ на тему «шум» для вашего плаката и сделайте свой плакат с помощью эффекта «растеризация».

Задание 3.

Придумайте образ на тему «части стен» для вашего плаката и сделайте свой плакат с помощью эффекта «разрезание».

 

 

Часть 8.

«Курсив» — основа творческих композиций.

 

Леттеринг брашпеном.

Леттеринг брашпеном – это метод создание шрифтовой надписи при помощи инструмента, которой похож на кисть.

Брашпен – это инструмент для создания надписи, которой имеет свойства кисти. У данной техники есть множество нюансов, которые стоит объяснить начинающим. Например: - как правильно работать брашпеном; - конструкция букв при рисовании брашпеном; - создание шрифтовых композиций.

Сначала мы разобрали инструмент, показали, из чего он состоит, как им правильно пользоваться. Далее мы провели разминку для руки. Далее мы прописали несколько элементов, для того, чтобы понять, как пишет брашпен, в чем его характерность.

После того, как техническая часть была пройдена, начали осваивать строение строчных букв алфавита, чтобы понять, какими движениями написать буквы.

После мы разобрали несколько простых понятий при построении композиции. Что такое симметрия и ассиметрия.

Длина слова. Первоформы.

 

Задание 1.

Напишите слово «легко» строчными и прописными буквами используя брашпен.

Задание 2.

Напишите фразу брашпеном «молодёжный коворкинг Легко», используя симметричную композицию.

Задание 3.

Напишите любую фразу используя образ «лёгкости». Используйте брашпен: лёгкость – тонкость, плавность, простота в буквах.

Часть 9.

Знакомство с каллиграфией.

Умение использовать различные инструменты, практическая отработка постановки руки и дыхания. Понимание подходов к работе с каллиграфическими композициями.

На занятие:

- бумага;

- тушь;

- ширококонечное скошенное перо;

- линейка;

- карандаш;

- Pilot Parallel Pen 3,8 мм.

Введение в термины.

Различие каллиграфии от леттеринга.

Каллиграфия— это письмо букв. В отличии от леттеринга в каллиграфии каждый элемент букв пишется в одно движение руки, в леттеринге рисуется.

 

Ширококонечная и остроконечная каллиграфия.

Остроконечная каллиграфия — письмо острым инструментом. В основе письма лежит нажим: чем больше нажим на инструмент (перо, кисть и др.), тем шире становится линия.

Письмо острым пером. За счет нажима на инструмент «усики» пера расходятся, и линия становится шире.

Ширококонечная каллиграфия — письмо широким инструментом. Ширина линии в ширококонечном письме зависит от угла наклона инструмента относительно базовой линии.

 

Обзор работ острой и широкой каллиграфии.

 

Постановка руки и дыхания.

Движение руки делается на выдохе. Сидеть нужно ровно. Ноги ровно на полу. Бумага лежит напротив перпендикулярно взгляду. Если есть привычка поворачивать бумагу при письме, то можно повернуть бумагу и сесть перпендикулярно бумаге.

 

Рычаги для каллиграфа:

- кисть (короткие линии до полутора см);

- плечо (длинные линии от полутора см).

Длинные линии делаются с помощью рычага «плечо». Держатель фиксируется в руке и движение ведется плечом. Линия получается ровная и длинная.

Линия находится напротив плеча каллиграфа. Как только линия не напротив, бумага двигается влево.

 

Чертим базовые линии сверху и снизу для широконечного письма.

Обзор перьев для ширококонечной каллиграфии: скошенное, прямое.

 

Каллиграфическая разминка. Прямые линии под ноль градусов. Движение инструмента начинается и заканчивается подсечкой для равномерного вытекания туши из пера.

 

Для занятия каллиграфией нужно 20 минут в день для поддержания формы каллиграфа.

 

Знакомство с разными углами инструмента.

Ширина линии в ширококонечной каллиграфии зависит от угла наклона инструмента.

 

Стандартные углы наклона: ноль, тридцать, сорок пять градусов.

Разминка-тренировка разных углов инструмента.

Прописи каллиграфических кругов.

 

Тренировка письма «Старый Унциал».

Угол наклона инструмента — тридцать градусов.

Использование «бумажки-промокашки» для снятия лишней туши с пера.

Высота шрифта — 4-5 ширин инструмента.

Высота шрифта в классической каллиграфии идет в ширину инструмента. Рассчитать высоту буквы лучше с помощью линейки: так результат будет точнее.

Для плавной линии в унциале нужно вести медленно перо.

 

Движение руки идет слева направо и сверху вниз во всех каллиграфических шрифтах.

 

Движение инструмента начинается и заканчивается на месте самого тонкого штриха в ширококонечной каллиграфии.

 

Всегда можно сделать передышку в письме буквы. Затем спокойно дописывать.

Каллиграфия ширококонечной кистью.

 

В каллиграфии сначала пишутся вертикальные элементы, затем соединительный элемент.

В каллиграфии английская буква S пишется с середины, затем пишется верхний и нижний элементы.

 

Знакомство с острой каллиграфией.

Принцип работы острого пера.

Упражнения острым пером на базе шрифта «английский курсив».

Каллиграфические гаммы.

Американское курсивное письмо «Спенсериан».

Каллиграфия острой кистью и брашпеном.

Задание 1.

Тренировка прямых линий под углом ноль градусов.

 

Задание 2.

Тренировка прямых линий под разным углом наклона.

 

Задание 3.

Тренировка упражнений: круг, линии и др.

 

Задание 4.

Практика шрифта «Унциал». Весь алфавит.

 

Задание 5.

Составляем и пишем слово или предложение шрифтом «Унциал».

 

Задание 6.

Практика остроконечной каллиграфии. Каллиграфические упражнения.

 

Часть 10.

Экспериментальная каллиграфия  

На занятие:

- тушь;

- экспериментальные инструменты;

- жестяная банка от кока-колы или оливок;

- ножницы;

- маркер;

- изолента/скотч;

- бумага А4 (большое количество).

Обзор экспериментов и техник в сфере каллиграфии.

Освоение экспериментального фона для каллиграфии.

Понимание принципов создания концепции, поиск опорного визуального материала и вдохновения, работа над индивидуальным проектом.

 

Отличие экспериментальной каллиграфии от классической каллиграфии:

- использование нестандартных инструментов для каллиграфии (расческа, кола-пен, спички, декоративные перья, деревянная палочка и др.);

- создание новых форм букв на базе классических шрифтов или экспериментов;

- использование нестандартных материалов и поверхностей для каллиграфии (дерево, металл, пластик и др.).

 

Введение в термины.

Остроконечная каллиграфия — письмо острым инструментом. В основе письма лежит нажим: чем больше нажим на инструмент (перо, кисть и др.), тем шире становится линия.

Ширококонечная каллиграфия — письмо широким инструментом. Ширина линии в ширококонечном письме зависит от угла наклона инструмента относительно базовой линии.

 

Экспериментальная каллиграфия ширококонечным инструментом.

Обзор экспериментальных инструментов.

 

Письмо кириллицы расческой в экспериментальной техники.

Работа разными плоскостями инструмента.

Письмо букв на базе древнерусских шрифтов: устав, полуустав, скоропись вязь.

 

Обзор шрифтов: каролингский минускул, унциал.

Заниматься экспериментальной каллиграфией нужно с практикой классических шрифтов.

Чтобы понимать, как можно экспериментировать.

 

Экспериментальный инструмент периодически нужно опускать в воду. Потом набирать чернила.

Два пластиковых ножа, соединенных бумажным скотчем. Работа в технике латинице.

Синхронизировать скорость движения руки и стекание туши с инструмента.

Читабельность уменьшается, но характер букв становится уникальным.

При работе плоским инструментом должны чередоваться тонкие и широкие линии.

В зависимости от определенной задачи нужно выбирать инструмент для письма. Зависит от текста и задачи, которую нужно решить.

Характер штриха зависит от движения инструмента. Движение может быть снизу вверх и сверху вниз.

Экспериментировать со скоростью написания. Разные штрихи можно писать на разной скорости.

Экспериментальная каллиграфия – это различная работа с листом: его можно переворачивать и др.

 

Создание инструмента «Кола-пен».

Палочка/кисточка, кусок жестяной банки, скотч/изолента, наждачная бумага мелкая, плоскогубцы.

Различные варианты формы кола-пена.

Делаем лекало для формы из жести. Вырезаем из бумаги, обводим маркером на жести, вырезаем форму.

Пластиковой картой создается ребро жесткости.

Сильно не загибать.

Зафиксировать инструмент к ручке с помощью изоленты. Инструмент плотно сидит на рукоятке.

Подшлифовать пишущие плоскости инструмента наждачной бумагой.

Делаем щербинку на инструменте. Взять кусок бумаги, подложить под инструмент. Делается вырез щербинки.

Выравниваем металл пластиковой картой.

Подправить острые углы наждачной бумагой.

 

Инструмент опускается часто в воду, затем в тушь, чтобы стыкуемость инструмента была хорошей.

Письмо готического шрифта «фрактура» с помощью готового инструмента.

Проба письма «колапеном» на фактурной бумаге.

 

Без щербинки линия будет плотная черная. С щербинкой линия раздваивается.

Пробуем делать микроостановки в письме готических шрифтов для характерных заломов готики.

В месте, где много туши, получаются плотные заливки.

Для долгого пользования инструментом нужно вытирать его салфеткой после использования.

Плотная жесть больше подходит для большего пользования инструментом.

Аккуратная работа с металлом.

Острые края инструмента сразу же зашкуриваются наждачкой.

Ребро жесткости инструмента должно быть средним, чтобы инструмент при интенсивной тренировке не погнулся.

Более агрессивный штрих получится, если подрезать пишущий элемент.

Чтобы сделать линию экстремальной, нужно делать штрихи против шерсти инструмента со специфическим скрипом, мягкой - по направлению линии инструмента.

 

Задание 1.

Практика экспериментальными инструментами на базе шрифтов «Унциал», «Текстура», «Каролингский минускул».

 

Задание 2.

Создание инструмента «кола-пен». Практика письма на базе шрифта «устав», «скоропись».

 

Задание 3.

Письмо экспериментальными инструментами на базе шрифтов «Рустика», «Фрактура», «Скоропись».

 

Источники:

http://art-exercises.ru/risunok/postroenie_proporcij/

https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/linejnaja-perspektiva

Владимир Лаптев «Типографика: порядок и хаос», СПб, 2016

Эмиль Рудер «Типографика», И: Дмитрий Аронов, Москва, 2017.

Дополнительная литература

Лепп А.А., Малиновская Н.И. Роль изобразительно-шрифтовой

композиции в издательском решении книги, 2016. URL: http://elib.spbstu.ru/dl/2/v17-489.pdf

2016 ЭБ СПбПУ

Поликарпова И.Н., Шибаев С.А. Разработка фирменного стиля

книжного магазина., 2016. URL: http://elib.spbstu.ru/dl/2/v17-1322.pdf

2016 ЭБ СПбПУ

Аслямов А.А. Типографика, 2017. URL: http://elib.spbstu.ru/dl/2/s17-127.pdf

2017 ЭБ СПбПУ

Новая типографика. Руководство для современного дизайнера / Ян Чихольд: [пер. с нем. Л. Якубсона].— М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011.— 244с.: 130ил.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: