Работа с ОСР для студентов

Оказание допсихологической помощи,

Своеобразие условий оказания допсихологической помощи в зоне чрезвычайной ситуации определяется  внезапностью  возникновения события, оказывающее сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека.

В экстремальных условиях, как правило, происходит дезорганизация, трансформация познавательных процессов человека, т.е. часто нарушается мышление, внимание, восприятие, речь, память. В ситуации сильного стресса также дезорганизуется деятельность человека. При работе с людьми также при подаче информации в условиях ЧС необходимо это учитывать.

Любая чрезвычайная ситуация (несчастный случай, аварии, войны, катастрофы, террористический акт, потеря, гибель близких) оставляет в душах свой след. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования: физиологический (появление усталости, нарушения аппетита, сна, обострения хронических заболеваний и т.д.), психологический и уровень межличностного взаимодействия (появление агрессивности, обидчивости в поведении). Непосредственно после чрезвычайной ситуации оставляет после себя дезорганизацию деятельности человека, функциональные нарушения всех познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, речи). Общаясь с пострадавшими в зоне чрезвычайной ситуации необходимо учитывать все эти изменения.

Пример: Женщина, одна из очевидцев мощного взрыва химических веществ, произошедшего вблизи железнодорожной станции Арзамас (1988 г.) так описывает свое состояние в первые минуты после аварии: «Появилась тревога за близких, сменившаяся «смертельным страхом». Не понимала, что происходит. Была «как парализованная». Видела людей, раненных осколками стекла и получивших ушибы, но не могла подойти к ним, чтобы оказать помощь. Начал беспокоить пульсирующий шум в ушах. Такое состояние продолжалось несколько минут. Потом, «пересилив себя» и поняв, что произошло, начала помогать пострадавшим» [Ю.А. Александровский, «Психогении в экстремальных ситуациях»].

 

Так в чем же могут выражаться эти изменения?

У большинства людей, вовлеченных в ЧС, наблюдаются:

– частичная или полная утрата способности к целенаправленной деятельности; 

– частичная или полная утрата способности ккритической оценке окружающего и своего поведения;

– частичная или полная утрата способности вступать в контакт с окружающими.

Рекомендации по ведению: Далее рекомендуется задать участникам ряд вопросов:

- Как вы думаете, как может проявляться утрата способности к целенаправленной деятельности?

- Как, на ваш взгляд, ведет себя человек, утративший способность к критической оценке окружающего и своего поведения?

- Как может измениться способность вступать в контакт у человека, пострадавшего в ЧС?

- Как вы думаете, какие еще изменения могут наблюдаться у людей, пострадавших в ЧС?

Люди, пострадавшие в результате пожаров, могут утратить способность самостоятельно удовлетворять потребность в тепле, пище и безопасности, испытывать трудности в планировании своих действий. Высока вероятность появления панических, агрессивных, истерических реакций у целых групп людей.

Стоит помнить, что люди могут реагировать на ЧС совершенно по-разному. В одной и той же ЧС могут встретиться:

- люди, сохраняющие способность адекватно действовать;

- люди, на небольшой промежуток времени утратившие способность к адекватному поведению;

- люди, поведение которых неадекватно и зачастую опасно для них самих или окружающих.

Таким образом, возникает два вопроса: «Как помочь другим?» и «Как помочь себе?». Сначала мы поговорим о том, какую помощь добровольный пожарный может оказать рядом находящимся людям.

 

Первой, наиболее важной частью помощи является создание ощущения безопасности – поддержка окружающих. Обнимая человека, держа его руку в своей, вы возвращаете ему чувство защищенности.

По возможности, нужно помочь пострадавшему выговориться. Объяснить, что с ним случилось и как это подействовало на него. Сами вы должны говорить поменьше, будучи лишь хорошими активными слушателями. Необходимо помочь выразить пострадавшему то, что он испытывает: печаль, боль, вину, злобу, агрессию и т.д. Надо постараться внушить пострадавшему надежду на разрешение ситуаци, но при этом, надо быть честным с ним, не следует впустую его обнадеживать, если речь идет о его близких.

При общении с пострадавшими специалистам рекомендуется строить свою речь в побудительном наклонении. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи: «Извините, пожалуйста …. Не могли бы Вы…», т.к. пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. При работе в зоне ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы «не».

Специалистам, работающим с пострадавшим необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, которое отражается в речи (тембр, громкость голоса, интонации). В вашем голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника. Речь должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения: «О тебе знают, помощь идет, все будет хорошо!», «Слушай меня!», «Надо жить!», «Да, это произошло. И это горе не пройдет никогда, ты просто научишься с ним жить. Но на это нужно время и много твоих сил». Нельзя ускорять темп речи, это приводит повышению тревожности пострадавшего.

Работая с пострадавшими, очень важно рефлексировать выражение своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать им, что Вы сами в растерянности, а тем более в панике. Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих или их страх, что трагедия может повториться, т.к. такие эмоции очень заразительны и могут привести к массовой агрессии или панике.

В начале общения необходимо дать понять пострадавшему, что оказывающий помощь специалист, является помощником, другом, а не врагом, который хочет помочь, а не навредить; с другой стороны, дать возможность «выплеснуть» чувства, накопившиеся в душе (боль, страх, обиду, горечь, злобу на весь мир, и на себя самого). 

Таким навыком в психологии считается навык так называемого активного слушания. Этот метод появился как технология общения, в результате анализа поведения людей, которые обладают способностью в процессе разговора, добиваться от собеседника нужных результатов (при переговорах и др.). Однако, очень скоро стало ясно, что этот метод позволяет эффективно помогать людям, которые испытывают психологические трудности. Человек, понимая, что его слушают, рассказывая, раскрывает свои чувства, тем самым, осознавая свои трудности, и продвигаясь на пути их решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: