Б) «Первый слог потерялся»

…рока                        …роз                     …ток           …род

…рова                        …хоз                     …нал           …род

…рона                        …вод                     …мос           …пад      

В) Цепочка слов.

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку, каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Например: Береза – автомобиль – лисица – автобус – сахар –

              рисунок - колхоз – завод – деревня – ягода – арбуз –

              земляника –алмаз - закон – касса - апельсин – народ

              – дерево – орех – хозяйство – осина – аллея – ягода –

              аккорд – долина – аромат – томат – терраса – аппетит

              – троллейбус – сразу – ужин – например – рисунок-

              командир – ромашка – абрикос – сосед – дрожжи – иней.

г) Написать (назвать) слова, которые начинаются с буквы д, к, м и др.

д) Под каждой буквой столбик слов. Учитель называет или записывает на доске несколько букв и предлагает ученикам под каждой буквой написать 3 – 4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Получается такая запись:

К                                 Л                                       М

карандаш                лестница                              мороз

капуста                   лопата                                  молоко

картина                   лисица                                 молоток 

квартира                 линейка                               магазин

камыш                     лимон                                  медленно

 

Е) Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его.

- Зима, мороз, коньки, каток, холод.

- Учение, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

- Завод, рабочие, работа, машина, хорошо.

- Колхоз, деревня, работа, комбайн, урожай, пшеница.

- Медведь, заяц, животные, лисица.

- Сорока, воробей, ворона, соловей, дятел.

Ж) Выборочное письмо.

- Учитель читает стихотворение, а учащиеся должны после его прослушивания записать все словарные слова.

Например,

- Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

         - Сорока, ворона, воробей – птицы.

- Рабочие идут на завод.

         - Под осиной сидел заяц.

- Учитель вошел в класс.

         - Пенал, карандаш и тетрадь – учебные вещи.

- Колхоз собрал хороший урожай пшеницы.   

И) Заполните таблицу.

- Напишите названия животных

         
               
             
             
                            
             
             

                       заяц

                       баран        

                       лисица

                        собака

                       корова      

                         медведь

 

Напишите названия деревьев.

 

       
                      
           
           
           

                          орех

                   осина

                       дерево

                       береза

                       яблоня

к)

- Петя с вечера собирается в школу. Запишите, что он кладет в свой портфель.

(пенал, карандаш, тетрадь, яблоко, завтрак).

- Таня пошла на огород за овощами для борща. Запишите, что она принесет.

 (картофель, морковь, капусту, горох, помидор).

- Запишите, каких вы птиц знаете.

 (ворона, воробей, соловей, сорока).

- Запишите домашних животных.   (корова, собака, баран)

- Запишите названия диких животных.

(медведь, лисица, заяц).

Л) Шуточные вопросы

- В каких словах живет рак?

(завтрак, ракета)

- В каких словах спрятались ноты?

До Ре Ми Фа-соль Ля Си
дорога ребята помидор фасоль земляника   лисица
вдоль предмет миллиметр  фамилия    осина
помидор сирень фамилия     профессия
порядок, корреспондент,                                                                       синица                                                                
долина, орех,                                                                                      сиреневый
  огурец,                                                                               сирень
  винегрет                      
  галерея        
  серебряный        
  сиреневый        
  стрекоза        
  тарелка        
  через        

                                     

- Назовите слова, в которых спрятались числа?

один а, сорок а, одн ажды)

- Все слова хороши, но где спрятались ежи и ужи?

 (д еж урный, уж ин)

- Какие слова любит ворона?

 (кар андаш, кар тина, кар тофель)

- Какие слова любит лягушка?

(Мос ква, ква ртира)

- В каких словах ель растет?

(ап ель син, картоф ель, учит ель, внимат ель ный, понед ель ник).

 

М) Грамматический разбор.

Словарные слова широко используются для грамматического разбора (фонетического, морфологического) в пределах изученного каждым классом.

При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренных программой начального обучения.

Вот некоторые из видов и форм работы над словарными словами.

- Назовите слова с мягким знаком на конце (в середине);

- напишите слова, отвечающие на вопрос кто?, что?;

- напишите существительные мужского, женского и среднего рода;

- напишите существительные 1, 2, 3 склонения;

- подберите и запишите родственные слова к словам: город, класс, колхоз и. т.д.;

- образуйте новые слова при помощи суффиксов: - ок, - ик.

 

Н) Ответы на вопросы.

 Такие задания можно выполнять по-разному:

- 3-4 вопроса пишутся на доске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради;

- учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы;

- учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).

Например:

- Кто живет в лесу?

- Кто следит за чистотой в классе?

- Что дает нам корова?

- Куда идут рабочие?

- Что выпускает завод?

- Кто верный друг человека?

- Какие овощи растут на огороде?

- Какого цвета бывают карандаши?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: