Хочешь в школу?
Как часто учителя жалуются: дети приносят в класс массу игрушек, не понимая, почему не разрешают играть на уроках. Им неинтересно учиться, они не приучены, ограничивать свои желания, не задумываются над своим поведением. Начинают что-то, бросают, начинают новое, опять бросают. Если не получается, раздражаются и отказываются вообще что-либо делать. Будущий первоклассник должен стремиться к школе осознанно, то есть иметь так называемую положительную школьную мотивацию. Есть интерес к учению — есть мотив к учебной деятельности, а это означает, что ребёнок хочет учиться.
С тревогой наблюдая за сыном-непоседой, мама говорит приятельнице: «Я просто не знаю, как он высидит целый урок на одном месте! Как он вообще будет учиться, он совершенно не умеет слушать. Да и потом его каждый может обидеть, он совершенно не может дать сдачи...» Сын крутится тут же и, естественно, прекрасно слышит эти слова. Беспокойство мамы передаётся ребёнку, он и так-то не очень уверен в себе, а теперь вряд ли с большой охотой подумает о школе. Плюс ещё разговоры о том, как в школе неудачно сложилось у детей знакомых, как неведомая Таня плачет по утрам, а у какого-то Саши конфликт с учительницей, Света не может в школе есть, а Никита по четыре часа выполняет домашнюю работу, и вся семья участвует в этом процессе... Родители, которым так хочется, чтобы у детей всё было замечательно, часто увлечённо обсуждают проблемы окружающих. Бывает так, что в сознании возникает мрачная картина будущего посещения учебного заведения. Это не означает, что взрослые должны постоянно в радужных красках расписывать школьную жизнь, изображая её как непрерывный праздник, на котором ждут только успехи и отличные отметки. Но когда вы постоянно предупреждаете ребёнка о том, что «вот в школе тебе не позволят», «не будешь делать сейчас, в школе придётся», «тебя вообще в школу не возьмут» и т. п., не ждите от маленького человека желания учиться в школе.
|
|
Постоянно, на разных примерах, объясняйте ребенку: для того, чтобы учиться, нужно прикладывать усилия. Не всегда приходится делать то, что нравится. Результат получается не сразу. Такому повзрослевшему, уже почти школьнику, надо следить за своим поведением, уметь вести себя как следует... Поэтому многим нашим детям не особенно хочется за парту.
Кто-то боится, что нахватает двоек, и его за это накажут; кого-то пугает непривычная дисциплина; кто-то опасается учительницы; кто-то просто не представляет, как будет обходиться полдня без бабушки...
Что делать, если ребёнку не хочется в школу?
Самый простой, казалось бы, способ-- заставить! Ограничить игры, твердить «ты должен», «так надо»... Но тогда занятия будут представляться как тяжкий труд — что в этом привлекательного? Работа из-под палки не принесёт удовольствия, не доставит радости.
|
|
Тогда, может быть, будем надеяться, что всё образуется само собой? Пусть себе играет вволю, делает что хочет — или вообще ничего не делает. При такой свободе действий можете себе представить, что будет в школе!
Как же воспитать у ребёнка интерес к учению, желание учиться и при этом не отрывать его от чудесного мира детской игры, ведь детство проходит так быстро и уже не повторяется в будущем... Позволим себе несколько советов:
• Прежде всего, как это не покажется банально, любите ребёнка. Маленький человек должен знать, что его любят таким, какой он есть, но это не значит, что родители не хотят помочь ему стать лучше. Ваше желание заниматься с ребёнком должно быть совершенно искренним — вы с удовольствием с ними общаетесь, а не повинность отбываете.
• Вы должны быть по-настоящему заинтересованы занятиями, ребёнок почувствует, что вам это нужно, и будет стараться и ради себя, и ради вас. Ведь мама (папа, бабушка и т. д.) — это главный человек, и если маме интересно, то и мне тоже. А раз мама так радуется, что я занимаюсь, значит, это действительно здорово!
• Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. «Вот Петя прекрасно читает, а ты...», «Лена считает до 100, а ты только до 10» и т. д. Такие сравнения обижают и отбивают всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребёнка с ним самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем раньше», «Теперь это у тебя получается».
• Отмечайте небольшие достижения ребёнка, как громадные победы. Похвалить за дело-- не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше всё получится.
• Старайтесь всегда объяснять ребёнку, опираясь на понятные примеры, зачем он выполняет то или иное задание, что он узнает нового. При этом цель работы должна быть ясной и понятной.
• Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от простого к сложному. Выработка любого навыка идёт постепенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как выполнены более простые. Новые знания базируются на уже усвоенных.
• Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана самостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребёнку возможность самостоятельных усилий и, следовательно, собственных достижений.
Теперь попробуем определить, есть ли у вашего ребёнка желание учиться - хочет ли он в школу? А заодно проверим, готовы ли вы определить это желание.
Тесты
Насколько вы внимательны к своему ребёнку
Ответы: «да, всегда» — 4 балла
«иногда» — 2 балла
«нет, никогда» — 0 баллов
• Часто ли вы говорите ребёнку, что любите его?
• Думаете ли вы, что ваш ребёнок — замечательный?
• Часто ли вы обнимаете и целуете ребёнка?
• Находите ли вы время поговорить с ребёнком перед сном?
• Смотрите ли вы на ребёнка, когда разговариваете с ним?
• Хвалите ли вы ребёнка?
• Дослушиваете ли вы до конца, когда ребёнок рассказывает вам что-либо?
• Заинтересованы ли вы в том, что говорит ребёнок?
• Пытаетесь ли вы поправлять ребёнка, когда он говорит?
• Читаете ли вы ребёнку?
• Играете ли вы с ребёнком?
• Знаете ли вы, какие сказки, мультики, спектакли нравятся ребёнку?
• Смеётесь ли вы со своим ребёнком?
• Находите ли вы время, чтобы сходить куда-нибудь с ребёнком?
• Позволяете ли вы ребёнку играть в его собственном уголке?
• Обсуждаете ли вы с ребёнком происшедшие события?
• Разрешаете ли вы ребёнку играть в подвижные и шумные игры дома?
|
|
• Гуляете ли вы с ребёнком?
• Стараетесь ли вы ответить за ребёнка, если посторонние его о чём-либо спрашивают?
• Спрашиваете ли вы у ребёнка, какую игрушку или книгу он хочет иметь?
Если сумма баллов за все ответы составляет:
80-60 — у вас с ребёнком полное взаимопонимание, вы уделяете ребёнку достаточно внимания, и вам, и ребёнку общение доставляет удовольствие;
60-30 — вы стараетесь найти время для того, чтобы уделить внимание ребёнку, и в целом, несмотря на вашу занятость, это удаётся;
менее 30 — того внимания, которое вы уделяете ребёнку, явно недостаточно. Попробуйте пересмотреть свои взгляды на воспитание, найти время и тепло для своего малыша — ведь это ваше будущее.