1
Предстоящая устроительная деятельность Давида в области религиозной и общественной жизни народа требовала полной безопасности государства совне.
Мефег-Гаамма - то же, что Геф (1 Пар. XVIII:1). См. пр. к 1 Цар. VI:17.
3
Местоположение Сувского царства относят к северо-востоку от Дамаска, между реками Оронтом и Евфратом.
7
См. 2 Пар. XII:1-11.
9
Имаф - при реке Оронте, впадающей в Средиземное море вблизи северных границ Палестины.
13
Параллельное этому место в 1 Пар. XVIII:12 читается так: "И Авесса, сын Саруи, поразил Идумеян на долине Соляной восемнадцать тысяч ". Означенное обстоятельство, а также то, что в предшествовавших стихах ничего не говорится о поражении восемнадцати тысяч Сирийцев (4-5 стихи сообщают иные цифры), заставляют нас предполагать, что 2 Цар. VIII:13 относится не к предшествовавшим, а к следующему - 14 стиху и что вместо Сирийцев следует здесь читать Идумеян. И сделал Давид себе имя, т. е. прославился.
16
Иоав, Азаил и Авесса были племянниками Давида от его сестры Саруи. Иосафат... был дееписателем. " Замечательные события, наполнявшие царствование Давида; множество лиц, на которые должно было быть обращено внимание царя; множество дел, требовавших наблюдения и решения, - требовали записей и породили особую государственную должность - должность дееписателя", летописца и секретаря государя (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 171).
|
|
17
См. пр. к VI:17.
Ахимелех, сын Авиафара. См. прим. к 1 Цар. XXI:1.
18
Под хелефеями и фелевеями разумеют личную почетно-охранную стражу государя.
Сыновья Давида. См. III:2-5; V:14-16.
Глава 9. Милость Давида в отношении Саулова дома
3
Есть сын Ионафана. См. IV:4.
4
Лодевар и селения Махировы - в средней части восточного Заиорданья, вблизи бывшей резиденции сына Саулова Иевосфея (II:8-9).
8
На такого мертвого пса, т. е. на человека слабого и ничтожного. Ср. 1 Цар. XXIII:15; XXVI:20.
10
Хлеб для пропитания. В данном случае имеется в виду хлеб не столько в буквальном сколько в переносном смысле этого слова, т. е. вообще материальные средства. Содержание столом Мемфивосфей получал при дворе Давида (ср. ст. 11, 13).
Глава 10. Войны Давида с аммонитянами и сирийцами
1
Царь Аммонитский Наас (ср. 2 ст.), побежденный Саулом при Иависе Галаадском (1 Цар. XI).
2
За благодеяние, которое оказал мне отец его. Имеется в виду, быть может, какая-нибудь помощь, оказанная Наасом Давиду во время преследований последнего со стороны Саула.
3
Успешные войны Давида (гл. VIII) навели страх на его соседей и заставили их опасаться Давида даже там, где он был совсем не опасен для них.
|
|
6
Беф-Рехов - сирийская область в северных пределах Палестины, недалеко от истоков реки Иордан.
Сува - на северо-востоке от Дамаска, между реками Оронтом и Евфратом.
У царя Маахи. В еврейском тексте и некоторых списках греческого нет добавления "амаликитского". Мааха - сирийская область при подошве горы Большой Ермон, в соседстве с Гессуром.
Истов - область восточного Заиорданья на северо-востоке от Переи.
8
У ворот одного из своих городов.
16
Упоминаемый здесь Елам - неизвестная в настоящее время область Сирии.
17
Всех израильтян, т. е. все народное ополчение израильтян. Народное ополчение при Давиде (288 000 человек) состояло из 12 корпусов (по 24 000 человек в каждом), обязанных собираться полностью только в момент военной опасности для государства, по особому приказу царя; в мирное же время в сборе находился только один из корпусов, отбывая повинность в течение одного месяца и передавая затем свои обязанности следующему корпусу, на следующий месяц. Таким образом, военная сила Давида составляла середину между постоянной армией и ополчением в строгом смысле этого слова: ополченцы имели навык в военном деле и были лучшими воинами, чем ратники, не державшие никогда в руках другого орудия, кроме плуга и заступа; с другой стороны, бывая на действительной службе только месяц в году, они продолжали свои мирные занятия, не бросали хозяйств" (Я. Богородский, "Еврейские цари", 177).
Глава 11. Грех Давида
1
В то время, когда выходят цари в походы, т. е. в наиболее благоприятное для того время года; предполагают (Fr. de Hummelauer) - в месяце Нисан, начинавшемся с мартовского новолуния.
Равва аммонитян - столичный город аммонитян, расположенный в южной части восточного Заиорданья. От Раввы аммонитян следует отличать Равву моавитян, расположенную в том же Заиорданье, но много южнее.
3
Вирсавия, дочь Елиама и внучка советника Давидова Ахитофела (XXIII:1, 34), жена одного из военных героев Давидова времени (XXIII:39) - Урии Хеттеянина, происходившего из хананейского племени хеттеев (Быт. X:15).
16
Знал, что там храбрые люди, которые не отступят перед опасностью и будут бороться до последней возможности.
20
Со стены будут бросать на вас стрелы, камни, бревна, горючие вещества и прочее.
21
См. Суд. IX:53.
27
И было это дело - т. е. грехопадение с Вирсавией и содействование смерти Урии.
Глава 12. Божественное наказание Давида за его падение с Вирсавией. - Окончание войны с аммонитянами
1-7
"Пророк Нафан сначала переносит обвинение на прилично выдуманное для сего лицо, потому что иначе смотрим мы на грех других и иначе на собственные худые дела; почему неодинаково и судим о себе и о других. Над другими произносим праведный приговор, - сами же, прегрешая, или совершенно исторгаем из мысли сознание его, или, усматривая грех, находим для него извинение" (Блаж. Феодорит, толк. на 2 Цар., вопр. 24).
И за овечку он должен заплатить вчетверо. См. Исх. XXII:1.
8
И дал тебе дом господина твоего (Саула) и жен господина твоего на лоно твое, т. е. предал их в твою полную власть.
10
Не отступит меч от дома твоего во веки. Имеются в виду последовавшие затем нестроения в семейной жизни Давида и в жизни его государства: кровосмешение Амнона с Фамарью, смерть Амнона от руки Авессалома, возмущение и смерть Авессалома, возмущение Адонии, а также несчастия в жизни еврейского народа при преемниках Давида.
11
Воздвигну на тебя зло из дома твоего. Последовавшие затем огорчения Давида были причинены людьми наиболее близкими ему (Амнон, Авессалом, Адония).
Возьму жен твоих и прочее См. XVI:20-22.
13
И сказал Давид: согрешил я пред Господом. То же сказал некогда (1 Цар. XV:24) и Саул, но, как замечает Рамбах, "duo cum Saint idem, - non est idem". Слова царя и пророка Давида выражали полное сознание им своего падения, жгучее раскаяние в совершенном и несомненную решимость не повторять ошибки. Саул же, как мы заметили выше (см. пр. к 1 Цар. XV:24-31), сознавал свой грех, но не чувствовал его. - Выразительным памятником душевных мук согрешившего Давида является его 50 псалом.
|
|
25
Иедидиа - второе имя сына Давидова - Соломона.
26-28
Доведя столичный город неприятелей до необходимости сдаться, Иоав пригласил на поле битвы Давида, дабы доставить ему удовольствие и честь блистательного завершения войны.