Фрагмент сводной таблицы предметных и общеучебных навыков

Как формировать необходимые навыки

Механизм формирования навыков: составление рекомендаций, памяток по осуществлению для учащихся различных видов учебной деятельности; создание для них определённых алгоритмов; разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.

Как известно, одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является формирование общеучебных навыков (ОУН) у учащихся. Так, в «Проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования», принятом 23 декабря 2003 г., общеучебные навыки были впервые выделены для каждой ступени обучения и названы «необходимым условием развития и социализации учащихся».

Насколько реализация данной установки возможна на практике? Вероятнее всего, она потребует серьёзной методической подготовки, дополнительного времени и определённого переосмысления имеющегося опыта со стороны преподавателей. Во-первых, мы не сомневаемся, что учащихся необходимо обеспечить «инструментом» для успешной образовательной деятельности, однако не очень понимаем, с помощью каких приёмов и методов это можно сделать. Во-вторых, мы осознаём, что формирование ОУН придётся совмещать с изучением программного материала, но не вполне видим, как это можно сделать при условии сохранения прежнего количества учебных часов. Наконец, нам известно, что качественный результат достижим лишь при системной работе, но опять же не ясно, из каких элементов должна состоять такая система и как её выстроить.

Указанные проблемы свидетельствуют о сложности решения поставленной перед школой задачи. Именно поэтому, на мой взгляд, прежде чем приступать к формированию общеучебных навыков у учащихся, необходимо определить для себя некую структуру предстоящей деятельности, продумать внутреннюю взаимосвязь её элементов и логику дальнейшего развития. Сразу отмечу, что учителю, ступившему на этот путь, уже трудно будет остановиться, поскольку постоянно придётся вести поиск новых форм, способов, подходов к организации образовательного пространства. Немалую помощь в этом процессе могут оказать ученики: увлечённо включаясь в работу, они видят то, на что не обратил внимания преподаватель, замечают неоднозначность формулировок, предлагают нестандартные способы решения проблемных заданий, из-за чего учителю приходится пересматривать такие, казалось бы, удачные и уже неоднократно проверенные приёмы.

Система формирования ОУН, которую я хочу предложить слушателям этого курса лекций в качестве одного из возможных вариантов, создана для предметов гуманитарного цикла и на протяжении нескольких лет успешно осуществляется на практике. При разработке данной системы последовательно решались следующие задачи:

• систематизация общеучебных навыков;

• выделение приоритетных ОУН для каждого предмета;

• координация работы преподавателей по формированию навыков;

• разработка методики формирования общеучебных навыков;

• создание условий для самостоятельного применения ОУН учащимися.

На первоначальном этапе были определены общеучебные навыки для каждой параллели с 5-го по 9-й класс с учётом возрастных особенностей учащихся и требований к содержанию образования. При этом следует отметить, что значительная часть навыков, примерно 3/4 от общего количества, была отнесена к 5—7-м классам и лишь 1/4 часть к 8—9-м классам. Такой подход объясняется необходимостью формирования основных ОУН уже в среднем звене, чтобы в предпрофильных классах учащиеся могли самостоятельно использовать их, а у учителей была возможность работать над закреплением и развитием навыков.

Систематизация навыков позволила преподавателям определить наиболее значимые, приоритетные для своего предмета ОУН, на основании чего были разработаны сводные таблицы предметных и общеучебных навыков. При составлении таблиц необходимо было также учитывать принципы формирования навыков: определённую последовательность, соблюдение преемственности, их постепенное усложнение и углубление. Вам предлагается фрагмент такой таблицы по истории, где серым цветом выделены формируемые общеучебные навыки.

Фрагмент сводной таблицы предметных и общеучебных навыков

5 класс 6 класс 7 класс
Извлечение необходимой информации из источника Умение «разговорить» источник через постановку вопросов Критическое чтение источников, их сопоставительный анализ
Составление текста с опорой на основные понятия темы Составление словаря исторического периода, подбор понятий к теме Составление характеристики соц.-эк. и политических явлений жизни общества
Навык чтения исторической карты; навык работы с контурной картой Использование карты для объяснения исторических событий и их сравнения Использование карты для реконструкции исторического события
Навык составления схем различного вида для преобразования текста Самостоятельный выбор схем для преобразования текстовой информации Освоение новых видов преобразования текста: план-схема, кластер, досье
Постановка репродуктивных и продуктивных вопросов Постановка вопросов оценочного и критического характера Формулирование проблемных вопросов разного вида
Построение полного ответа: основная мысль — её пояснение на конкретных примерах — итог Формулирование аргументированного ответа на вопрос с обобщением или выводом Формулирование оценочного суждения с чьей-либо точки зрения или с определённой позиции
Сравнение фактов и явлений одного порядка Сравнение явлений разного порядка в рамках предмета Сопоставление событий и явлений
Воспроизведение исторического события по заданным фактам Объяснение исторического события, явления с разных позиций Реконструкция исторического события, явления
Выявление структуры исторического события:причины — развитие — результат Навык выявления причинно-следственных связей исторических событий, явлений Характеристика исторического события; выявление исторических закономерностей
Составление краткого информативного сообщения Составление информативного сообщения с элементами анализа Составление проблемного доклада на основе различных источников

Благодаря такой таблице учитель видит, когда и какие навыки ему необходимо формировать, на что опираться в своей деятельности на уроке и в каком направлении осуществлять дальнейшее развитие учащихся, т.е. он получает возможность последовательно и целенаправленно работать над формированием навыков. Кроме того, таблица позволяет координировать деятельность преподавателей.

Так, учителя истории, имея чёткое представление о том, какие навыки формируются в каждой параллели, могут продолжить работу по их закреплению и развитию даже при перераспределении классов, реализуя тем самым внутрипредметную связь (по вертикали). Кроме этого, учителя истории могут воспользоваться общеучебными навыками, формируемыми, например, на уроках литературы (и наоборот), обеспечивая тем самым межпредметную связь (по горизонтали) и, что немаловажно, значительно экономя урочное время.

Проделанная работа по систематизации и распределению навыков представляет собой теоретический этап, за ним следует более сложный этап — практический, который позволяет реализовать задуманное в непосредственной учебной деятельности.

Для этого необходимо определить, что именно нужно сделать, чтобы приступить к формированию навыков.

На очереди оказывается задача по созданию следующего механизма:

• определение тем учебного предмета, наилучшим образом подходящих для формирования того или иного навыка;

• подбор дополнительной информации, позволяющей закреплять и развивать формируемые навыки;

• создание алгоритмов и рекомендаций для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности;

• разработка методических приёмов для учителей по формированию навыков у учащихся;

• составление единых требований для выполнения определённых видов работ учащимися.

Рассмотрим действие механизма формирования навыков на конкретном примере. Допустим, нам необходимо сформировать такой общеучебный навык, как выделение главной мысли текста (он является одним из первых для 5-го класса). Для этого мы определяем тему — «Царства Древнего Египта», включающую, в частности, важную для её понимания информацию о разливах Нила. Далее, подбираем дополнительные тексты, которые позволили бы нам наглядно показать учащимся процесс формирования навыка и использовать определённые методические приёмы. Первый текст намеренно даётся без названия, в нём заранее подчёркиваются определённые фразы.

Ты пришёл в эту землю,
Явился, чтобы оживить Египет.
Бег его таится, подобно мраку
Среди дня, когда слуги его воздают хвалу ему.

Он орошает поля, созданные Ра,
Чтобы дать жизнь каждой козе;
Он поит и пустыню, и сушь, —
Ведь это его роса падает с неба.

Владыка рыб, повелевающий им подниматься к порогам,
Нет птиц, кружащихся над теми,
Кто сеет зерно и собирает полбу.

Когда же пальцы его пребывают в лени, а ноздри закупорены,
Нищают все люди.
Когда случается так, скудеет небо богов
И гибнут люди целыми народами.

Владыка силы благоуханный,
Тот, кому радуются,
Кто родит траву стадам,
Кто сердцем помнит о жертвах богу,
Пребывающему под его покровительством,
Где бы ни был он: в преисподней, на небесах или на земле.
Он держит в своей власти Обе Земли.
Он наполняет житницы, и насыпает груды зерна,
И отдаёт добро беднякам.

Перевод А.Ахматовой

Предваряя дальнейшие объяснения, отмечу, что для успешной работы с навыками на уроке основные усилия преподавателя следует направить на организацию самостоятельной деятельности учеников, а не на трансляцию готовых знаний. Информация учащимся должна подаваться таким образом, чтобы они могли осознать каждое своё действие и его необходимость.

Также замечу, что формирование навыков, осуществляемое на учебном материале (или материале, к нему так или иначе относящемся), помогает сократить затраты учебного времени на получение программных знаний учащимися, а их работу на уроке сделать более разнообразной и интересной.

Теперь вернёмся к формированию навыка выделения главной мысли текста.

1. Предлагаю классу прочитать текст. Прошу ответить на вопрос: о чём текст? Обсуждаем варианты ответов. Прошу подтвердить выдвигаемые мнения цитатами из текста. Задаю вопрос: что чаще всего упоминается в приведённых цитатах и прошу обобщить выявленную информацию. Таким образом, мы определили тему текста — значение Нила для Египта.

2. Предлагаю назвать, в чём конкретно заключалось влияние Нила на жизнь в Египте. После всех перечислений прошу выделить наиболее существенное (даёт воду, пищу, благополучие). Таким образом, мы отделили важное от второстепенного.

3. Для лучшего понимания текста можно предложить учащимся ответить на продуктивные вопросы (виды и типы вопросов, а также методика их моделирования будет рассмотрена в лекции №6), составленные учителем или самими учениками, например:

Какие выводы можно сделать из утверждения, что бог, где бы он ни находился, пребывает под покровительством Нила? (специальный);

Если правителем Верхнего и Нижнего Египта был фараон, то почему про Нил говорится, что он держит в своей власти Обе Земли? (разделительный).

4. Предлагаю объяснить выделенные в тексте выражения и указать, что олицетворял собой Нил для Египта (жизнь, плодородие, бога). Таким образом, мы установили основные связи между Нилом и Египтом.

5. Предлагаю на основе установленных взаимосвязей сформулировать главную мысль текста (Нил был основой существования Египта, поэтому его олицетворяли с богом). После этого сообщаю название текста «Египет — дар Нила», которое подтверждает правильность полученного нами в ходе рассуждений результата.

Сообщаю учащимся, что при выполнении заданий они следовали определённому алгоритму, который мы теперь зафиксируем в тетради.

Задаю вопрос: насколько понятны записанные пункты алгоритма.

Обычно затруднений с их пониманием не возникает, поскольку каждый из них был «апробирован» учащимися в процессе работы.






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: