Тема: «Одиночество - благо или зло?»

Предварительно проведем блиц опрос: «Как ты относишься к одиночеству?»

Одиночество - объединенность от людей, длительная или кратковременная, физическая или духовная.

С позиции данного определения попросим учащихся привести пример своего одиночества: «Я был однажды одинок, когда...»

Обратим внимание на условие одиночества: связи с другими должны быть разорваны - тогда образуется одиночество. Что происходит с человеком, когда разрываются связи? Он оказывается в замкнутом предметном пространстве, где единственным человеком оказывается его «Я».

Нарисуем схематическую картинку:

 

Я       Я

 

Когда человек остается наедине с собою, что с ним происходит?

Выдвинем ряд предположений: ему страшно, ему хорошо, ему полезно, ему важно, ему интересно...

Предложим учащимся выбрать один из вариантов и обосновать свой выбор - идет свободное обсуждение.

Введем игровой момент. Назовем игру «На облаках». Несколько стульев расставляются так, чтобы играющие не видели друг друга. Включается музыка: играющие находятся «на облаках», вдали от человечества. Они закрывают глаза и...

Музыка создает ощущение длительности времени. Как только звучание заканчивается, спрашиваем играющих: «Как вы себя там, в одиночестве, чувствовали?»

Из всех ответов изберем один - тот, который свидетельствует, что человеку было интересно наедине с собою. Предлагаем формулировку объяснения: «Ты б один, но со всеми?.. Как Робинзон Крузо, которого общество наделило знания умениями, отношениями к миру?»

Прочтем отрывок из стихотворения Пушкина «19 октября 1825 года»:

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня вспоминают...

Нельзя ли сказать, что это тоже одиночество «один, но со всеми»?

Можно прослушать романс Варламова на стихи Пушкина «Мэри».

Пью за здравие Мэри, милой Мэри моей.

Тихо запер я двери, и один, без гостей...

Пью за здравие Мэри, милой Мэри моей...

Здесь одиночество необходимо человеку: любовь - тайна, о ней не болтают. Прослушаем песню Юрия Лозы «Плот». Там одиночество - для творчества для выражения своего «Я» людям...

Свободное обсуждение.

Как мы поведем себя в ситуации одиночества другого человека:

· если в комнате наедине с собою ребенок;

· если в лесу на пне сидит человек;

· если в коридоре у окна, отвернувшись от всех, стоит твой товарищ?

Выводы сделают учащиеся во время рефлексии.

 Предложим им такую форму: «Я всегда думал, что одиночество... А теперь я думаю, что одиночество. Или: «Я всегда думал, что одиночество... И теперь я думаю, что одиночество...»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: