Сир.1:18 Венец премудрости – страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое – дары Бога, Который распространяет славу любящих Его

Книга Премудрости Иисуса,сына Сирахова.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Предисловие

Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.

В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском, Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги (L:29; LII), а «Екклезиастик» – на церковно-учительный характер ее.

В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (L:29; LII). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, – особенно богословски, – обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.

Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания L главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птолемее Лаге, ок. 290 г. до Р. X. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, – предполагают, – при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. X., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. X. (см. пролог книги перед греческим и славянским текстом).

Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.

Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою.

Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было составлено Рабаном Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в XVII – Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги потрудились: Horowitz, Lesetre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend, Touzard Kцnig, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать: экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г., и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.

Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с. 227–239.

 

Глава 1

Всякая премудрость от Господа. Корень премудрости – бояться Господа, ветви ее – благоденствие.

Сир.1:1 Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек.

1. Необъятная премудрость, усматриваемая в устроении мира и человека, имеет своим источником вечно живущего Бога, Творца мира и человека.

Сир.1:2 Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит?

Сир.1:3 Высоту неба и широту земли, и бездну и премудрость кто исследует?

2–3. Вся широта Божественной Премудрости, вложенной Творцом в Его творения, не доступна ведению ни одного из тварных существ.

Сир.1:4 Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости – от века.

Сир.1:5 Источник премудрости – слово Бога Всевышнего, и шествие ее – вечные заповеди.

4–5. В противоположность творению, получившему свое бытие во времени, – Премудрость Господня, создавшая мир, изначальна и пребывает во веки.

Сир.1:6 Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее?

Сир.1:7 Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь.

Сир.1:8 Он произвел ее и видел и измерил ее

Сир.1:9 и излил ее на все дела Свои

6–9. См. прим. к 2–3 ст.

Сир.1:10 и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его.

10. Если все вообще творение свидетельствует о Премудрости своего Творца, то тем более свидетельствует о ней разумный человек, любящий своего Создателя и стремящийся в своей жизни уподобиться Ему.

Сир.1:11 Страх Господень – слава и честь, и веселие и венец радости.

Сир.1:12 Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие.

Сир.1:13 Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви.

11–13. Разумный страх пред Господом, внушающий человеку свято чтить и хранить волю Господню, заслуживает человеку благоволение Божие, является для него источником истинного благополучия на всю жизнь.

Сир.1:14 Любовь к Господу – славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению.

Сир.1:15 Начало премудрости – бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Среди людей она утвердила себе вечное основание и семени их вверится.

13–15. Благоговение пред Творцом и стремление исполнить волю Его в делах любви к Богу и ближнему – свыше прирожденный дар человека; и, как всякий другой дар, может быть или заглушаем в себе человеком, или же, при помощи божественной, развиваем и совершенствуем.

Сир.1:16 Полнота премудрости – бояться Господа; она напояет их от плодов своих:

Сир.1:17 весь дом их она наполнит всем, чего желают, и кладовые их – произведениями своими.

Сир.1:18 Венец премудрости – страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое – дары Бога, Который распространяет славу любящих Его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: