Религия, ее роль в жизни общества

Под религией понимают взгляды и представления людей, а также соответствующую деятельность, основанные на вере в сверхъестественное.

В развитых религиях сверхъестественным существом является Бог.

Для религиозного мировоззрения характерно удвоение мира на мир земной и  потусторонний, а также признание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом или другими сверхъестественными силами, поклонение этим силам, возможность общения с ними человека.

Возникновение и существование религии обусловлено целым рядом причин и условий, совокупность которых принято называть корнями религии. Среди них выделяют социальные, психологические, гносеологические корни.

Социальные корни религии связаны с тем, что человек является частью природы и общества, он подчиняется объективным законам их развития. Эти законы не в полной мере познаны людьми, а потому многие природные и общественные явления для них непонятны и необъяснимы. Они делают человека несвободным, бессильным перед Лицом объективных условий жизни. Пытаясь противостоять этим Условиям, люди находят им объяснение и убежище в религии.

Социальные корни, в свою очередь, являются основой для появления психологических корней религии. Будучи не в силах объяснить и преодолеть различные явления природной и социальной действительности (смерть и болезни близких людей, социальную несправедливость и т.п.), человек начинает испытывать страх, страдание, отчаяние и другие негативные психические состояния, выход из которых он находит в религии.

В структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание – это совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций, в которых выражается отношение человека и общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего мира.

Ему присущи вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение отражения реальной действительности с иллюзиями, сильная эмоциональность, специальная религиозная лексика.

Религиозный культ – система утвердившихся ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры. К культу относят, например, крестное знамение, поклоны, крестный ход, крещение, молитвы, богослужение, религиозные праздники и т.п.

Ранним формам религии были присущи такие проявления культа, как ритуальные пляски вокруг изображений животных, заклинание духов, жертвоприношения. Средствами культа являются церковная утварь, крест, икона, священные книги и т.п.

Организационными формами религии являются церковь и секты.

Церковь представляет собой религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности верования и религиозного культа.

Секты – это отколовшиеся от церкви религиозные общины, сохранившие основы верования, присущие той или иной церкви, но отличающиеся от нее некоторыми особенностями религиозного учения и культа.

Возникновение религии относят к периоду относительно высокой ступени развития первобытного общества (40—50 тыс. лет назад). Ранними формами религии являются тотемизм (вера в происхождения рода от какого-либо животного или растения), магия (действия, способные воздействовать на сверхъестественные силы), фетишизм (вера в волшебные свойства предметов, например, амулеты), анимизм (одушевление всего существующего), культ предков и др.

Политеизм (от греч. — «polus» — «много») — много­божие, почитание нескольких или многих богов. Как правило, был распространен в догосударственный период и прекращает свое существование на ранней стадии раз­вития государства (исключение составляет Древний Рим, где язычество оставалось господствующей религией очень долго). Политеизм — это поклонение нескольким боже­ствам, каждый из которых мог оказать людям помощь и в земледелии, и в ремесле, и в торговле, и в воздей­ствии на природу (боги грома и молний, например).

Монотеизм — единобожие. Народы Европы, создаю­щие свое государство или уже имеющие его, как прави­ло, придерживаются монотеизма. Монотеистические ре­лигии пришли в Европу с Востока. Монотеистические религии имеют свою организацию в виде церкви, кото­рая упорядочивает отношения и связи религиозной об­щины. Основными формами монотеизма являются на­циональные (иудаизм, индуизм и др.) и мировые (хри­стианство, ислам, буддизм) религии. Мировые религии имеют громадное число последователей; носят эгалитар­ный характер (проповедуют национальное и социальное равенство); выходят за рамки отдельных национальностей и государств.

 

Мировые религии

1) Буддизм – первая по времени появления мировая религия. Он возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и получил свое название от имени его основателя Будды, то есть «просветленного», «пробужденного», которому открылся путь спасения человечества. В настоящее время наибольшее распространение буддизм имеет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины существуют и во многих других странах, в том числе в России (Бурятия, Калмыкия, Тува). В ряде государств (Бирма, Камбоджа, Таиланд) буддизм является государственной религией, а в некоторых странах (Япония) он сочетается с национальными религиями (синтоизмом).

Основной идеей буддизма является учение о «четырех благородных истинах»:

1) во всякой жизни существуют страдания;

2) причина страданий – в эгоистических желаниях человека;

3) освободиться от страданий можно, лишь освободившись от этих эгоистических желаний;

4) к этому освобождению ведет «благородный срединный восьмеричный путь», то есть путь, состоящий из восьми ступеней (шагов). Пройдя этот путь, человек достигает нирваны – высшего просветления духа, абсолютного покоя.

Как и всякая религия, буддизм значительное внимание уделяет моральным требованиям, которые основываются на принципе ненасилия. Буддизм проповедует воздержание от причинения вреда или боли и любовь ко всему живому.

Особенность буддийского культа – медитация, которая фактически заменяет собой молитву. Медитация направлена на приведение человека в состояние углубленной сосредоточенности, отрешенности от внешнего мира и единения с миром духовным.

2) Христианство имеет двухтысячелетнюю историю и в настоящее время является самой распространенной на земле религией. Оно получило свое название от имени Иисуса Христа, ее основателя, принявшего мученическую смерть ради искупления первородного греха и счастья человечества. Учение Иисуса Христа легло в основание христианской догматики, которая включает в себя идею о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух), идею о греховности человека как причине всех его несчастий, учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния, проповедь любви к ближнему, смирения и прощения. Христианство опирается на веру в потусторонний мир и второе пришествие Христа для вершения Страшного суда над грешниками и воздаяния праведникам. Нравственные позиции христианства выражены в известных заповедях, изложенных в Нагорной проповеди Христа.

В ходе своего развития в XI в. христианство разделилось на западное (католицизм) и восточное (православие). В XV в. в католицизме возникло протестантское направление. Протестантизм – это общее название различных вероучений, возникших в ходе Реформации как протест против римско-католической церкви (лютеранство, кальвинизм). Основной тезис протестантизма, выдвинутый Мартином Лютером, состоит в «спасении верой», которая не требует посредничества церкви и духовенства.

В настоящее время христианство существует в виде этих трех ветвей – православия, католицизма и протестантизма. Православие исповедуется в основном славянскими народами, католицизм и протестантизм наиболее распространены в Европе и Америке.

3) Ислам (мусульманство) возник в VII в. среди аравийских арабских племен и в настоящее время насчитывает около миллиарда своих приверженцев преимущественно в странах Азии и Африки. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, который воспринял Слово Аллаха и понес его людям. Это Слово стало Кораном – священной книгой мусульман.

Ислам в переводе на русский язык означает «покорность». Человек как существо слабое должен уповать на Аллаха, надеяться на его помощь и поддержку. Ислам требует от мусульман строгого выполнения пяти основных обязанностей («столпов ислама»): верить в то, что «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его»; пять раз в день совершать молитву; соблюдать пост (уразу); давать милостыню, в том числе раз в году делиться доходами в пользу бедных (закят); совершить паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни. Иногда к этим пяти «столпам» добавляют шестой – джихад, или газават, то есть священную войну с неверными.

Отличительной особенностью ислама можно считать шариат, в котором переплетаются правовые, религиозные, нравственные нормы, а также устанавливаются меры наказания за их нарушение и который регулирует поведение человека во всех сферах его жизни.

Функции религии:

1. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека и его место в мире, на мир в целом и причины его существования.

2. Компенсаторная функция проявляется в том, что религия восполняет недостаток знаний людей о мире, снимает социальное и душевное напряжение, возмещает недостаток душевности в светском общении религиозным общением.

3. Коммуникативная функция религии выражается в обмене информацией верующих друг с другом, в их общении между собой, а также с Богом и служителями церкви.

4. Интеграционная функция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает людей, объединяет их, с другой – разъединяет, примером чему являются религиозные войны, социальные конфликты на почве религиозных разногласий.

5. Культурная функция состоит в том, что религия хранит в себе культурный опыт человечества, передает его из поколения в поколение, сама является частью культуры человеческого общества.

6. Обладая большим нравственным потенциалом, религия проповедует положительные нравственные ценности, призывает к достойному поведению, реализуя тем самым воспитательную функцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: