Влияние родителей на процесс профессионального самоопределения ребенка: с ранних лет до старшего подросткового возраста

Преподаватель: Максименко Ж.А.

Группа: ПСИ-ДС-4

Компоновать по 2 вопроса в билете

Вопросы к экзамену

По курсу «Психологические основы профориентации и профессионального самоопределения»

 

Три кита» выбора профессии (по Г.В.Резапкиной).

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

В чем суть профессионального кризиса?

Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов Профессиональной деформации личности. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства. (Подробнее см. Синдром эмоционального выгорания).
Кризисы: профопределения, проф. Обучения, проф.роста, проф. Карьеры, середины жизни, угасания проф. деятел., выход на пенсию.


Влияние родителей на процесс профессионального самоопределения ребенка: с ранних лет до старшего подросткового возраста.

Приоритетной остается позиция старших членов семьи, которые,как правило, обеспечивают материальное содержание ребёнка и оказывают духовное влияние на формирование его личности, его вкусов и предпочтений. Конкретные проявления позиции старших членов семьи: это, во-первых, личный пример родителей или кого-то из родственников. Авторитет родителей может подавлять желания ребенка и навязывать свою волю, заставлять ребенка идти по уже однажды пройденному родителями пути. Возможен вариант и когда успехи родителей и их любовь к совей проф. деятельность вдохновляет ребенка пойти по их стопам.

Семья - это, то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

 Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст - от 14 до 17 лет (8 - 11 классы). Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников.

Семейные традиции достаточно влиятельны: с одной стороны, они могут ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей, действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.

С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчет в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей - что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.

В 15-17 - летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, у самих подростков отсутствует. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают. Самые адекватные советы родителей оказываются невоспринятыми, если между детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего, нарушение семейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок становится подростком. В данном контексте мы рассматриваем только конфликтные ситуации, которые вызваны неправильным поведением родителей.

В целом семья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональное самоопределение детей, поскольку именно в ней вырабатываются их основные социальные установки. В последнее время нередко говорят, что начинать профессиональную ориентацию школьником надо с ориентации родителей.

Задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Профессиональная ориентированность молодого человека основывается на его социальной ориентированности. В основе отношения к тем или иным профессиям лежит отношение к наиболее общим социальным ценностям, в частности к труду вообще, труду физическому и умственному, жизни в той или иной соц. среде, знаниям, социальному статусу и т.д. И от того какие соц. ценности ребёнку навяжет семья, от этого и будет отталкиваться проф. определение ребёнка и его ориентация на определённую профессию.

 

 

Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей

1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.

2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.

3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

- знания родителями интересов и потребностей ребенка;

-умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;

-общаться с детьми нестандартно, естественно;

-глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;

-умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;

-умение требовать, поощрять и наказывать.

4. Возрастные этапы профессионального самоопределения: авторы классификаций, содержание.

1)В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация Е.А, Климова, где как раз и выделяется стадия "оптации" (.Климов, 1983, с. 53-62): 1) стадия пред- игры (от 0 до 3 лет); 2) стадия игры (от 6 до 8 лет); 3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет); 4) стадия "оптации" (от 11-12 до 14-18 лет); 5) стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет); 6) стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсии).

2) Особую известность за рубежом имеет периодизация '' Дж.Сьюпера, выделившего пять основных этапов "профессиональной зрелости" (см. Михайлов, 1975; Super, 1983, 1985): 1) рост: развитие интересов, способностей (0-14 лет); 2) исследовательский: апробация своих сил (14-25 лет); 3) утверждение: профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года); 4) поддерживание создание устойчивого профессионального положения (45- 64 года); 5) спад: уменьшение профессиональной активности (65 - и более лет...).

3) Профессиональное самоопределение по И. С. Кону можно подразделить на ряд этапов, продолжительность которых зависит от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ним поведения.

 Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

 Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, его способностей, системы ценностей.

 Четвёртый этап - практическое принятие решения, что включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма подготовки к нему и, непосредственно, выбор специальности. Мне бы хотелось выделить ещё заключительный этап - профессиональная адаптация личности. Сделав свой выбор, человек овладевает необходимыми умениями и навыками конкретной профессиональной деятельности. На этом этапе у человека может появиться недовольство выбранной профессией, той работой, которой ему приходится заниматься, желание сменить профиль трудовой деятельности.

Применительно к ситуации современной России (точнее - РФ) следует констатировать, что периодизации, отражающей реальную ситуацию на сегодняшний день нет. И опять возникает необходимость либо строить такую периодизацию (но в условиях быстрого изменения социально-экономической ситуации это оказывается сложно), либо искать «универсальные» периодизации развития субъекта профессионального самоопределения…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: