1. Тематика сборника:
Ø тема тоски («Трилистник тоски», «Трилистник дождевой», «Трилистник балаганный», «Трилистник сумеречный» и др.);
Ø тема смерти («Трилистник сентиментальный», «Трилистник осенний», «Трилистник траурный», «Трилистник призрачный», «Трилистник вагонный», «Трилистник весенний», «Контрафакции», «Размётанные листы»);
Ø тема любви («Трилистник победный», «Складень романтический», «Размётанные листы»);
Ø тема поэта и поэзии, поэта и толпы (Размётанные листы», «Трилистник в парке», «Трилистник толпы»);
Ø тема страшного мира («Трилистник сумеречный», «Трилистник лунный», «Трилистник обречённости», «Трилистник кошмарный», «Трилистник призрачный», «Трилистник бумажный», «Трилистник из старой тетради»);
Ø противопоставление лирического героя обществу («Трилистник одиночества», «Трилистник вагонный», «Трилистник лунный», «Трилистник проклятия»);
Ø противопоставление весны и осени («Трилистник соблазна», «Трилистник сентиментальный», «Трилистник осенний», «Трилистник ледяной», «Трилистник весенний», «Контрафакции»).
2. Символы сборника: свеча, облака, дверь, часы и др.
3. Смысл заглавия.
4. Композиция сборника. Трилистники, складни и размётанные листы как способ внутренней организации.
Литература
1. Беренштейн Е.П. Символизм Ин. Анненского: Проблемы художественного метода. Тверь, 1992.
2. Петрова Г.В. Творчество Ин. Анненского. Вел. Новгород, 2002.
3. Новикова У.В. Эстетика И.Ф. Анненского в свете интерпретации доминантных мотивов лирики поэта: Автореф. дис… канд. филол. наук. Краснодар, 2007.
4. И.Ф. Анненский, 1855-1909: Материалы и исследования. М., 2009
Поэзия В.Я. Брюсова
1. В чём причина тяготения Брюсова к латинским названиям для своих сборников? Символика заглавий.
2. Эстетика символизма в ранней поэзии Брюсова («Сонет к форме», «Осеннее чувство», «Творчество», «Мечты, как лентами, словами…»).
3. Тематика ранней лирики Брюсова:
ü тема любви («Мы встретились с нею случайно…», «В тиши задремавшего парка…», «Предчувствие», «Всё кончено…», «Любовь», «Осенний день был тускл и скуден…», «Я – мотылёк ночной…», «И снова ты, и снова ты…», «Я имени тебе не знаю…» и др.). Как меняется осмысление этой темы от сборника к сборнику?
ü тема поэта и поэзии («Как царство белого снега…», «Юному поэту», «Мучительный дар», «Чёткие линии гор…», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Ещё надеяться – безумие…», «Обязательства», «Отреченье», «Числа», «Возвращение», «Я», «К самому себе», «Случайности», «Братьям соблазнённым», «Отрады», «L’ennui de vivre…», «Кинжал»). Можно ли говорить о гражданской позиции лирического героя Брюсова?
ü тема смерти («И ночи и дни примелькались…», «Последние слова», «...я вернулся на яркую землю…», «Я бы умер с тайной радостью…»)
4. Лирический герой ранней поэзии Брюсова. Как он меняется от сборника к сборнику? Мотив пути, побега (циклы «Скитания» и «Вступления»).
5. Экзотика – воплощение иного, совершенного мира («В ночной полумгле», «На журчащей Годавели», «На острове Пасхи», «С кометы», «Львица среди развалин», «Жрец», циклы «Любимцы веков», «Баллады»). Привнесение экзотики в современность («Первый снег», «Ночью»).
6. Образ города (цикл «В стенах», «Картины»; «В неоконченном здании», «Замкнутые», «Париж», «Мир», «Конь блед», «Слава толпе»). Традиции Бодлера в изображении города.
7. В чём причина частого обращения Брюсова к изобразительным искусствам в качестве отправной точки для своих стихотворений (посвящения портретам, «гравюра», «статуэтка», «надпись»)?
Лирика З.Н. Гиппиус
1. Тематика ранней лирики (конец XIX в. – начало XX в.):
Ø тема смерти («Отрада», «Снежные хлопья», «Сонет» («Не страшно мне прикосновенье стали…»), «Иди за мной», «Осень», «Там»)
Ø смерть и одиночество («К пруду»)
Ø смерть и любовь («Иди за мной», «Снежные хлопья», «Любовь – одна», «Ты любишь?»)
Ø тема одиночества, уединение как единственный способ стать счастливым («Посвящение», «К пруду», «Последнее», «Не знаю»)
Ø образ небес как синоним истины, мотив поиска истины («Бессилие», «Посвящение», «Крик», «Вечерняя заря»)
Ø стремление познать мир через любовь к неявному, таинственному («Надпись на книге», «Сонет» («Один я в келии неосвещённой…»), «Апельсинные цветы», «Они»)
2. Зрелая лирика (XX в.):
Ø тема мучительной жизни, в которой невозможно приобщение к истине («Пыль», Молитва», «Глухота», «Часы стоят», «Зелёное, жёлтое и голубое», «Пауки», «Днём», «Дождичек», «Земля»)
Ø любовь к Богу как единственная возможность спасения от уродливого мира («Два сонета», «Вместе», «К ней», «Благая весть», «Стекло», «Час третий», «Святое», «Иметь» и др.)
Ø проблема истинной и мнимой свободы («Свобода», «Не здесь ли?», «Родина»)
Ø уединение – единственное стояние, при котором возможно ощутить счастье, однако истину можно найти только в испытаниях («Соблазн», «Истина или счастье?»)
Ø тема войны и революции (циклы «Война» и «Революция»)
3. Лирический герой З. Гиппиус. Почему в большинстве случаев её лирический герой – мужчина?
4. Черты поэтики «старших» символистов в поэзии З. Гиппиус. Можно ли говорить о символике в её поэзии?
9.А. Белый «Пепел»
1. Композиционное построение цикла. Как меняется настроение при переходе от одной части к другой?
2. Пространство и время в цикле. Тема странничества/паломничества/побега. Мотив темницы. Мотив дороги.
3. Христианские мотивы в цикле. Тема безумного пророка и особенности её реализации.
4. Традиции в изображении города и деревни:
ü некрасовские традиции в изображении деревни (см. эпиграф);
ü традиции Пушкина («Не дай мне Бог сойти с ума…»), Лермонтова («Маскарад», «Демон»), Гоголя и Достоевского (изображение города);
ü цикл «Пепел» в ряду других произведений эпохи («Пляски смерти» А. Блока, «Поэма без героя» А. Ахматовой, «Петербург» А. Белого и др.);
ü влияние творчества Э. По (см. напр., «Маска красной смерти»);
ü мотив плясок смерти, живого мертвеца; сюжет о мёртвом женихе.
5. Тема любви в цикле. Реализация схемы «красавица и чудовище» в «Деревне» и «Паутине».
6. Тема войны и революции в цикле.
7. Цветопись в цикле: какое значение получают красный/алый/огневой/пурпурный/малиновый/вишнёвый, янтарный, бирюзовый, серый/седой, белый. Цветы (желтофиоль, камелии, маки, лилии, подснежник, азалии, георгины и др.) и их цвет как знаковая деталь цикла. Каким образом центральная для него тема пепла реализуется через его цветовое обозначение?
8. Образ России. Особенности взаимоотношений лирического героя и Родины.
9. «Пепел» как цикл:
ü понятие «цикла» в литературоведении
ü назовите универсальные циклообразующие связи, присутствующие в сборнике А. Белого.
10. Укажите, какие части цикла, несомненно, имеют общий сюжет? Можно ли назвать их микропоэмами внутри цикла?
Литература
1. Андрей Белый: Проблемы творчества. М., 1988.
2. Мочульский К.В. Андрей Белый. Томск, 1997.
3. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.
4. Спивак М.Л. Андрей Белый — мистик и советский писатель. М., 2006.
5. Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.
10. Творчество А. Блока
1. «Трилогия вочеловечивания» в творчестве А. Блока.
2. Первый том трилогии (циклы «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»):
Ø образ лирического героя и Её
Ø особенности пространственной и временной организации сборников
Ø тематика тома; образ «страшного мира» («Ужасен холод вечеров…», «Свет в окошке шатался…» и др.)
Ø цветовая символика
3. Второй том трилогии (циклы «Город», «Фаина», «Разные стихотворения»):
Ø образ города
Ø изменение образа Прекрасной Дамы, высмеивание былых идеалов («Балаганчик», «Поэт», «Девушка пела в церковном хоре…»)
Ø тема любви, особенности её воплощения
Ø образ Петербурга и его основателя, Петра
4. Третий том трилогии (циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Родина»):
Ø тематическое наполнение тома
Ø центральный образ «страшного мира» (цикл «Пляски смерти»); образ Петербурга
Ø тема любви; образ возлюбленной
Ø тема Родины (цикл «Родина»)
Ø древнерусские мотивы в цикле «На поле Куликовом»
5. Особенности художественного стиля Блока. Символика в его поэзии.
Литература
1. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М., 1990.
2. Берберова Н. Александр Блок и его время. М., 1999.
3. Жигач Л.В. А. Блок и русская культура. Преемственность в становлении национально-поэтического сознания. Тверь, 1993.
4. Лавров А.В. Этюды о Блоке. СПб., 2000.
5. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981.
6. Минц З.Г. Блок и русский символизм. В 3-х т. СПб., 1999-2000.
7. Новикова Т.Л. Изобразительное искусство в раннем творчестве Александра Блока. М., 1993.
8. Приходько И.С. Мифопоэтика А. Блока. Владимир, 1994.
9. Сарычев В.А. Александр Блок: Творчество жизни. Воронеж, 2004.
10. Соловьёв Б.И. Поэт и его подвиг: Творческий путь Александра Блока. М., 1971.
11. Шкуркина Ю.А. Функционально-семантический анализ свето- и цветообозначений (на материале произведений А. Блока): Автореф. дисс. к.ф.н. Тверь, 1998.
12. Якобсон А.А. Конец трагедии. М., 1992.
11.Творчество Н. Гумилёва
1. Особенности выбора пространства и времени:
ü Почему в качестве места действия избираются экзотические страны:
Ø Африка («Жираф», «Носорог», «Озеро Чад» и др.)
Ø Италия («Помпей у пиратов», «Игры», «Венеция», «Фра Беато Анжелико», «Пиза», «Падуанский собор» и др.)
Ø Греция («Какая странная нега…», «Снова море» и др.)
Ø средневековая Европа («Средневековье»),
Ø Восток («Сада-Якко», «Китайская девушка» и др.)?
ü Почему в этом списке оказывается Русь («Старые усадьбы»), детская («Крыса»)?
2. Основные ипостаси лирического героя:
ü конквистадор («Сонет» из сборника «Романтические цветы»),
ü странствующий воин («После победы»),
ü Одиссей («Снова море»),
ü друг Люцифера и смерти («Баллада», «Умный дьявол» и др.),
ü Синдбад («Орёл Синдбада»),
ü Ягуар («Ягуар»), лев («Невеста льва),
ü солнце; золотой жених («Невеста льва).
3. Лирический герой как путешественник между мирами
ü реальными («Птица»),
ü вымышленными («Сады души», «Оссиан», «Пещера сна», «Канцоны», «Пятистопные ямбы», «Пиза», «Орёл Синдбада» и др.).
ü Образ библиотеки («В библиотеке», «Читатель книг», «У меня не живут цветы…» из сборника «Жемчуга»).
4. Тема поэта и поэзии («Думы», «Фра Беато Анжелико», «Какая странная нега…», «Восьмистишие»).
5. Тема любви («Любовникам», «Влюблённая в дьявола», «Принцесса» и др.).
6. Образ несущей гибель возлюбленной («Баллада», «Заклинание», «Гиена», «Корабль», «Ягуар», «Ужас», «За гробом» и др.). Почему возлюбленная представляется именно в образе ужасного чудовища?
7. Противопоставление лирического героя-«солнца» и возлюбленной-«луны» («Баллада», «Ягуар» и др.).
8. Тема смерти («Смерть» из обоих сборников, «Выбор», «Мне снилось», «Самоубийство»).
9. Тема войны («Война», «Пятистопные ямбы», «Наступление», «Смерть» из сборника «Колчан»).
10. Роль цветовых обозначений в ранней лирике Гумилёва («Отказ», «Любовникам», «Заклинание», «Сады души» и др.). Можно ли говорить о наличии цветовой символики в лирике Гумилёва (сравните с циклом А. Белого «Пепел»)?
11. Можно ли говорить об этих сборниках как о циклах?
Литература
1. Афанасьева Н.А. Традиционные поэтические образы в лирике А. Ахматовой, Н. Гумилёва, О. Мандельштама. Дисс. к.ф.н. СПб., 2004.
2. Баскер М. Ранний Гумилёв: Путь к акмеизму. СПб., 2000.
3. Бронгулеев В.В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилёва. Годы: 1886-1913. М., 1995.
4. Давидсон А.Б. Муза странствия Николая Гумилёва. М., 1992.
5. Иванова Н.М. Религиозная лексика в лирике Н.С. Гумилёва. Дисс. к.ф.н. Тверь, 2008.
6. Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н.С. Гумилёва. Дисс. к.ф.н. Тверь, 1998.
7. Полушин В.Л. Николай Гумилёв: Жизнь расстрелянного поэта. М., 2007.
8. Селезнёва Л.В. Частотный словарь как основа реконструкции художественного мира (на примере «Романтических цветов» и «Огненного столпа» Н.С. Гумилёва). Дисс. к.ф.н. Тверь, 2004.
Творчество А. Ахматовой
(«Вечер», «Чётки», «Белая стая»)
1. Тематическое наполнение сборников:
ü тема любви
ü тема поэта и поэзии
ü тема смерти
ü тема войны
ü тема веры
2. Петербург в изображении Ахматовой. Образ Пушкина. Мотив побега из Петербурга.
3. Тверской край в поэзии Ахматовой.
4. Образ лирической героини. Литературные маски в лирике Ахматовой (Спящая красавица, Золушка, Снегурочка, Офелия, Русалочка, царевна, канатная плясунья).
5. Литературный роман с А. Блоком.
6. Повышенная роль детали в поэзии Ахматовой. Взаимосвязь между вещным миром и миром людей.
7. Определите особенности мироощущения в каждом из сборников.
8. Акмеизм и поэзия Ахматовой.
Литература
1. Добин Е. Поэзия Ахматовой. Л., 1968.
2. Жирмунский В.М. Творчество Ахматовой. Л., 1973.
3. Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. М., 1991.
4. Редькин В.А. Роль Слепнева в создании А. Ахматовой национального образа мира // Творчество А. Ахматовой и Н. Гумилева в контексте поэзии ХХ века. Материалы Международной научной конференции (21-23 мая 2004 г.). Тверь, 2004. С. 7-27.
Дореволюционное творчество В. Маяковского
Лирика
1. Особенности взаимоотношений мира и лирического героя («Нате!», «Ничего не понимают», «Вот так я сделался собакой», «Эй!», «Ко всему» и др.).
2. Образ города («Вывескам», «Адище города», «Последняя петербургская сказка» и др.).
3. Тема поэта и поэзии («А всё-таки», «Вам!», «Надоело», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»).
4. Сатирические стихи («Гимн судье», «Гимн критику», «Гимн обеду», «Внимательное отношение к взяточникам» и др.).
Поэма «Облако в штанах»
1. Тематика поэмы (тема любви, тема поэта и поэзии).
2. Лирический герой и личность самого поэта. Образ возлюбленной.
3. Сюжет и композиция поэмы.
4. Эпатажная составляющая поэмы.
5. Христианские аллюзии в поэме.
6. Оценка современных литературных направлений в поэме (кубофутуристы, эгофутуристы).
7. Язык и стиль поэмы. Черты поэтического новаторства Маяковского.
Трагедия «Владимир Маяковский»
1. Особенности изображения мира и человека.
2. Основная тема пьесы.
3. Образ главного героя. Можно ли поставить знак равенства между ним и личностью самого Маяковского?
4. Система персонажей в пьесе.
5. Влияние футуризма на поэтику трагедии и идейное содержание.
6. Почему жанр обозначен как «трагедия»?
Литература
1. Бельская Л.Л. Мотив одиночества в русской поэзии: от Лермонтова до Маяковского // Русская речь. 2001. №6. С. 3-8.
2. Винокур Г.О. Маяковский — новатор языка. М., 1943.
3. Калитин Н.И. Слово и мысль: О поэтическом мастерстве В. Маяковского. М., 1959.
4. Кантор К.М. Тринадцатый апостол. М., 2008.
5. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2000.
6. Лекманов О.А. «Карта будня» // Русская речь. 2001. №5. С. 54-55.
7. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000.
8. Машбиц-Веров И.М. Поэмы Маяковского. М., 1962.
9. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века (А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский). М., 1991.
10. Новиков В.В. В.В. Маяковский: Критико-биографический очерк. М., 1952.
11. Перцов В.О. Маяковский: Жизнь и творчество. В 2 т. М., 1954-56. Т. 1.
12. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция. Липецк, 2000.
13. Тренин В.В. В мастерской стиха Маяковского. М., 1991.
14. Хорхордина Т.И. «Неизвестный» Маяковский. М., 2001.
15. Штокмар М.П. Рифма Маяковского М., 1958.
Игорь-Северянин
«Громокипящий кубок»
1. Роль автопредисловия к сборнику.
2. Композиционное построение сборника.
3. Четвёртая часть сборника как поэтический манифест эгофутуризма. Назовите его основные «положения».
4. Тема поэта и поэзии («Из Анри де Ренье», «Сонет» («Я коронуюсь утром мая…), «Оскар Уайльд», «Гюи де Мопассан», «Поэза о солнце, в душе восходящем», «Грёзовое царство», «На смерть Фофанова», «Любовь и слава», «Рядовые люди», «Мои похороны», «Секстина»).
5. Тоска по вымышленному идеальному миру («Лесофея», «Ноктюрн», «Качалка грезэрки», «Поэзоконцерт», «Воздушная яхта», «M-me Sans-Gene», «Дель-Аква-Тор», «Грёзовое царство», «Тринадцатая»).
6. Тема любви и упоения жизнью («В грехе – забвенье», «Элементарная соната», «День на ферме», «Стансы», «Её монолог», «В очарованьи», «Земля и солнце», «В клёнах раскидистых», «Пляска мая», «Русская», «Любить единственно…»). Смысл заглавия сборника.
7. Знаковые образы поэзии Северянина (сирень, фиалка, лилия и др.). В чём причина столь частого введения сиреневого (фиолетового) цвета во многие его стихотворения?[2]
8. Подчёркнутая «салонность» поэзии Северянина («В берёзовом коттэдже», «Боа из кризантэм», «Фиолетовый транс», «Шампанский полонез», «Кэнзели», «Июльский полдень», «Каретка куртизанки», «Клуб дам», «Эксцессерка», «Юг на севере» и др.). Декадентские мотивы («Чёткая поэза», «Чайная роза» и др.). Оксюмороны и окказионализмы как главные средства создания образности.
9. Жанровая принадлежность стихотворений Северянина (поэзы, лирическая вуаль, снеговая поэма, поэметта, лириза, триолет, интуитта и др.).
10. Можно ли назвать «Громокипящий кубок» лирическим циклом?
Литература
1. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. В 2 т. М., 1997. Т. 2.
2. Паутова О.А. Творчество И. Северянина: Аксиологический аспект: Дисс… канд. филол. наук. Тверь, 2006.
Список вопросов к экзамену
по курсу «Современный литературный процесс» (часть 1)
1. Общая характеристика литературного процесса конца XIX – начала XX века.
2. Общая характеристика реалистического направления в литературе конца XIX – начала XX века.
3. Пролетарская поэзия в литературном процессе конца XIX – начала XX века. Дореволюционное творчество М. Горького.
4. Символизм как одно из литературных направлений конца XIX – начала XX века.
5. Дореволюционное творчество А. Блока: «трилогия вочеловечивания».
6. «Сатирикон» и сатириконцы.
7. Акмеизм как одно из литературных направлений конца XIX – начала XX века.
8. Футуризм как одно из литературных направлений конца XIX – начала XX века.
9. Своеобразие эстетической программы кубофутуристов и особенности поэзии.
10. Дореволюционное творчество В. Маяковского.
11. Творчество Л. Андреева.
12. Дореволюционное творчество И.А. Бунина.
13. Дореволюционное творчество А.М. Ремизова: тематика и поэтика романа «Крестовые сёстры».
14. Дореволюционное творчество А.М. Ремизова: своеобразие сборника «Посолонь».
15. Дореволюционное творчество А. Ахматовой.
16. Особенности поэзии Н. Гумилёва.
17. Основные темы творческого наследия А.И. Куприна.
18. Тематика и символика сборника А. Белого «Пепел».
19. Своеобразие романа А. Белого «Петербург».
20. Основные темы творчества И.С. Шмелёва и Б.К. Зайцева.
21. Новая крестьянская поэзия в литературном процессе конца XIX – начала XX века. Дореволюционное творчество С. Есенина и Н. Клюева.
22. Основные темы лирики И.Ф. Анненского.
23. Эстетическая программа и поэзия В. Хлебникова.
24. Творчество Ф. Сологуба в литературном процессе конца XIX – начала XX века. Своеобразие роман «Мелкий бес».
25. Творчество И. Северянина и эгофутуризм.
26. Поэзия «старших» символистов. Творчество В. Брюсова.
27. Поэзия «старших» символистов. Творчество К. Бальмонта.
28. Поэзия «старших» символистов. Творчество Д. Мережковского и З. Гиппиус.
[1] См.: «У меня, извините, курица и та без причины подохнуть не смеет: прикажу в щи зарезать, тогда и околеет».
[2] Ср. у В. Брюсова: «Фиолетовые руки на эмалевой стене…» («Творчество»).