Пульс 1 год – 120-135 уд./ мин

           2 года – 100-120 уд./ мин.

             3 года – 100-110 уд./мин.

          4-5 лет – 80-100 уд./ мин.

          6-7 лет – 70-100 уд./ мин.

Органы мочевыделения. Идет интенсивное созревание ткани почки. Снижена способность сохранять воду при длительном голодании, что ведет к быстрому обезвоживанию. Мочеточники и лоханки широкие. Это может привести к застою мочи и развитию ИМВП. У грудных детей удельный вес мочи низкий за счет сниженной концентрационной функции почек. Частота мочеиспусканий 20-25 в сутки. Объем мочевого пузыря к году 200 мл, число мочеиспусканий 15 раз в сутки.

Количество выделенной мочи за сутки = 600 + 100 (п – 1), где п- возраст ребенка в годах.

Иммунная система. На нее оказывает влияние активная иммунизация. Посещение детьми ДОУ также приводит к частой антигенной стимуляции. Процесс созревания иммунной системы заканчивается с наступлением половой зрелости. Лимфатическая ткань является основным субстратом иммунной системы. К лимфоидным образованиям относят вилочковую железу, лимфоузлы, селезенку, миндалины, лимфоузлы кишечника (пейеровы бляшки). Центральным звеном является вилочковая железа. От 1 до 3-х лет идет интенсивное ее увеличение, а к 12 годам – ее инволюция.

Физическое развитие

Увеличение массы и роста идет неравномерно. Пик увеличения массы приходится на 1-4 года и 8-10 лет, а роста – на 5-7 лет и 14-15 лет. Масса на 2-м году жизни увеличивается на 2,5-3 кг, на 3-м – на 1,5-2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, а с 10-15 лет – на 3-4 кг.

Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формуле:

10,5 + 2п,

где п - возраст ребенка до 11 лет, а 10,5 – масса ребенка в 1 год.

Для ориентировочного расчета длины тела пользуются формулой:

Ребенок в 4 года имеет рост 100 см.

 Если меньше 4 лет,

то его рост = 100 – 8(4-п)

Если больше 4 лет,

То его рост = 100 + 6(п-4)

Где п – возраст в годах.

Окружность головы на 1-ом году увеличивается на 10-11 см, за 2 год – на 2 см, за 3 год – на 1 см. В дальнейшем прирост головы идет очень медленно, а после 6 лет она увеличивается всего на 5-6 см.

Окружность груди  за 1 год увеличивается на 13-15 см, за 2 год – на 2,5-3 см, за 3 год – на 1,5-2 см.

Оценку ФР можно проводить по центильным таблицам.

 

НПР дошкольника.

Выделяют 6 линий развития от 1до 2-х лет:

Рп, Ра, И, С, Д, Н.

Ведущие линии Рп, Ра, Н.

Ведущие линии развития и воспитания детей 3-го года жизни.

Ра, С, Д, И, Н.

Чаще после 3-х лет ребенка отдают в ДОУ. Каждый ребенок при этом проходит период адаптации.

Адаптация может быть 3-х степеней.

1 степень легкая нарушение поведения в течении 20-30 дней, снижается аппетит, который восстанавливается за 10 дней. Дома сон не нарушен, а в детском саду дневной сон восстанавливается за 10 дней. Эмоции, речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются за 15-20 дней, заболеваний не возникает.

2 степень средней тяжести – у детей от 1,5 лет и старше все нарушения более выражены и более длительны. Нормализация наступает к 20-30 дню. Заболевания в виде ОРВИ без осложнений.

3 степень тяжелая – протекает длительно от 2-6 мес. с выраженными проявлениями. Дети с отягощенным анамнезом заболевают при поступлении в ДДУ в течении первых 10 дней, болеют продолжительно и часто – от 4-12 раз а год. Частота заболеваний снижается на 2-ом году пребывания в ДДУ. У таких детей возникают невротические состояния, они отстают в речевом развитии и игровой деятельности.

Особенности питания в ДОУ.

У детей старше 1 года значительно возрастают возможности жкт, увеличивается объем желудка. Учитывая это, в меню входят густые блюда, салаты, ржаной и пшеничный хлеб.

Объем пищи = 1000 + (100×п), где п – число лет.

Животный белок составляет:

1-3 года 75%, до 7 лет – 50% за счет молока, мяса, творога, сыра.

Молоко в 1-3 года 600-650 мл., старше 3-х лет – 400-500 мл.

Мясо: нежирная говядина, телятина, куры, кролики.

Животные жиры  д.б. 75% в рационе у ребенка старше 1 года, растительные жиры – не менее 10% (подсолнечное, кукурузное масло).

Углеводы лучше растительного происхождения (фрукты).

Соотношение б:ж:у составляют у дошкольников 1:1:3,5.

Кормят детей 4 раза:

Завтрак – 25%, обед – 35-40%, полдник 10%, ужин 20-25%.



Лекция №6

Тема: Препубертатный и пубертатный периоды.

Школьный период делится на:

- младший школьный возраст – 6-9 лет.

- средний школьный возраст – 10-14 лет.

- подростковый возраст – 14-18 лет.

Младший школьный возраст. Психологической особенностью этого возраста является переход к логическому, словесному мышлению. К этому возрасту заканчивается формирование тканей и идет дальнейшее увеличение массы органов и всего тела.

Возрастает мышечная масса, развиваются двигательные качества – быстрота, ловкость, в 6-7 лет они могут избирательно сосредоточить внимание на интересующих их предметах. В этом возрасте многое зависит от интеллектуального развития ребенка, которое может быть задержано в результате родовой травмы, перенесенного ребенком сотрясения головного мозга или педагогической запущенности.

К 7 годам еще не завершено развитие опорно-двигательного аппарата (скелет, суставы, связки, мускулатура), не закончено формирование роста и окостенения всех отделов грудной клетки, продолжается рост основания черепа, кости находятся в стадии сращения. Позвоночный столб очень чувствителен к деформациям. У детей в этом возрасте преобладают процессы возбуждения над процессами торможения. У некоторых детей могут быть под влиянием учебных занятий непонятные для взрослых вспышки агрессии. Другие дети становятся, наоборот, заторможенными, застенчивыми (чаще это возникает из-за неровного отношения взрослых к детям – их бесконечные запросы, наказания).

Дети этого возраста высоко ценят в своих сверстниках такие качества, как справедливость, честность, вежливость.

Аз находится в стадии развития, что необходимо учитывать при обучении детей 6-8 лет. Ведь продолжительность зрительной работы в школе за неделю = 20 часам. А дома дополнительные занятия музыкой, просмотр телевизионных передач. Все это отрицательно сказывается на остроте зрения. Ребенок в этом возрасте может смотреть телевизор не более 20 минут.

Средний школьный возраст 10-14 лет характеризуется быстрой и прочной выработкой условных рефлексов. Физиологи считают период с 10 до 14 лет наиболее спокойным в развитии ВНД ребенка.

Подростковый или пубертатный период с 14 до 16 лет период полового созревания. У девочек половое созревание чаще происходит в 12-16 лет, у мальчиков – в 13-18 лет.

О половом созревании у девочек свидетельствует рост грудных желез, появление менструаций, оволосение на лобке и в подмышечной впадине.

У мальчиков происходит ломка голоса, рост волос на лобке, груди, лице, в подмышечных впадинах, появление поллюций.

С появлением менструации у девочек резко падает увеличение массы тела. В этом возрасте высокая работоспособность, возрастает двигательная и нервно-психическая активность, что ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, нервной системы. Усиливаются процессы возбуждения, несколько ухудшается кровоснабжение головного мозга, из-за чего может быть повышенная утомляемость. Часто встречаются психоневрозы, могут быть жалобы на колющие боли в области сердца, сердцебиение из-за расстройства ВНС. Этот период считается переходным. Он очень труден в психологическом отношении. В этот период дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка. Особенности психики в этом возрасте во многом связаны с первым чувством полового влечения. Тип ВНД вырабатывается под влиянием внешней среды. Тип ВНД определяется тремя свойствами нервной системы:

·  силой нервных процессов

·  их подвижностью

·  уравновешенностью

У подростков выделяют 4 типа ВНД:

1. Уравновешенный. Процессы возбуждения и торможения образуются одинаково легко и быстро. Эти дети легко усваивают режимы, хорошо учатся, мало утомляются и редко болеют.

2. Возбудимый. Отличается тем, что положительные связи образуются легко и быстро, а процессы торможения медленно и трудно. Дети неуравновешенны, быстро схватывают учебный материал, но не осваивают его до конца, успеваемость неровная.

3. Тормозной  проявляется тем, что положительные связи образуются медленно, а тормозные легко и быстро. Дети медленно реагируют на различные ситуации, нуждаются в повторном объяснении, но усваивают надолго.

4. Инертный тип характеризуются тем, что тормозные и возбудимые процессы слабы. Дети данного типа быстро устают, занимаются слабо, часто болеют, но тип ВНД в процессе роста может измениться.

 Очень часто дети школьного возраста предрасположены к следующим заболеваниям:

· Носоглотка: хронический тонзиллит, частые ангины, ОРЗ.

· Хронический аденоидит. При этом у ребенка затруднено носовое дыхание, они плохо спят, едят, рассеянные, низкая успеваемость. Это в результате хронической гипоксии на фоне нарушения мозгового кровообращения и затруднения носового дыхания.

· Заболевания органов желудочно-кишечного тракта: холециститы, гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и ДПК. Эти заболевания чаще наблюдаются в неблагополучных семьях, где бывают часто скандалы, пьянство, глистные инвазии.

· Ожирение составляет 75% от всех заболеваний эндокринной системы. Причинами является наследственная предрасположенность, нерациональное питание, малая двигательная активность. Отсюда и нарушение осанки, плоскостопие, нарушение полового созревания. Кроме того, тучные дети – это всегда предмет насмешек сверстников, а отсюда – замкнутость, отчужденность, чувство неполноценности.

· Аллергия – бронхиальная астма, нейродермит. Реакции могут быть на пищевые продукты, медикаменты, пыльцу растений, пыль и т. д.

· Снижение зрения, близорукость – из-за перегрузок зрения, м. б. наследственная форма, инфекционные заболевания.

Чтобы иметь четкое представление о состоянии здоровья школьников, ежегодно проводят углубленные медосмотры, которые проводят в несколько этапов:

1. обследование детей по скрининг программе

2. обследование детей с патологией скрининг тестов врачами педиатрами

3. обследование узкими специалистами.

 

Скрининг программа.

1. анкета-опрос родителей и выявление жалоб, характерных при нарушении в ССС, ЖКТ, МВС и т. д.

2. индивидуальная оценка ФР ребенка

3. измерение А\Д.

4. выявление нарушений опорно-двигательного аппарата.

5. обследование зрения.

6. лабораторные анализы (ОАК, ОАМ).

После окончания осмотра данные заносятся в форму 026/у и составляется листок здоровья для педагога (рекомендации по питанию, рассаживание за парту, ношение очков и др.).

 Должно быть строгое соблюдение санитарного и противоэпидемического режима:

- выявление инфекционных больных (источник болезни) и их изоляция;

- обследование и наблюдение за контактными детьми;

- проведение профилактики инфекционных заболеваний: вакцинация детей согласно календарю профилактических прививок в соответствии с Приказом МЗ РФ №124н от 2014 г.

Все заболевания, отклонения в развитии ребенка могут быть скорректированы  с помощью правильного режима дня, сбалансированным питанием, правильным чередованием и дозированием физической нагрузки и отдыха, закаливанием и лечебными мероприятиями.

При организации физ. воспитания в школе учащиеся распределяются по группам:

1. основная – без отклонения в состоянии здоровья

2. подготовительная – дети этой группы занимаются с исключением тяжелых физических нагрузок

3. специальная медицинская группа – учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья. С этими детьми проводятся занятия ЛФК.

От десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление называют акселерацией. Длина детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19-20 см. Ускорился срок биологического созревания (более ранние сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, полового созревания). Происходит более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся мировые спортивные рекорды в сторону увеличения.

Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, т. к. темп акселерации выше при определенных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, также как акселерация среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.

 


 


Список литературы

Тульчинская В. Д. Здоровый ребенок; Учебное пособие. – Ростов-н/Дону, «Феникс», 2009, - 181с.

Кочаровская Е. В. Сестринское дело в педиатрии; Практическое руководство. – М:

Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: Учебное пособие. – Ростов-н/Дону, «Феникс», 2012, - 446 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: