По подготовке к занятию

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии

 

  УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол № ____ «____» ______________ 2011 г. Заведующий кафедрой д-р мед. наук, профессор _______________ А.В. Лепехин     Для студентов V курса педиатрического факультета    
     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие

по учебной дисциплине “инфекционные болезни”

 

ТЕМА: МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

                                                                  Составил:

                                                                ассистент кафедры

                                                      В.П. Киселев

                                                                                                         

          

 

 

                             

 
ТОМСК-2011


УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Актуальность темы занятия обусловлена широкой распространенностью менингококковой инфекции (МИ) в мире и России, ее социальной значимостью для практического здравоохранения, полиморфизмом клинической симптоматики и сложным дифференциально-диагностическим поиском, обосновывающим необходимость детального изучения данной нозологической формы для врачей общей практики и специалистов различного профиля.

Студенты должны знать:

- эпидемиологические особенности МИ;

- основные аспекты патогенеза МИ;

- клиническую классификацию МИ;

- клиническую характеристику различных форм МИ;

- особенности клинического профиля МИ у детей различных возрастных групп;

- теоретические основы люмбальной пункции (показания, техника проведения, интерпретация ликворологических данных);

- алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики МИ;

- принципы комплексной терапии МИ;

- принципы диспансерного наблюдения реконвалесцентов при МИ;

- систему профилактических и противоэпидемических мероприятий при МИ.

Студенты должны уметь:

- собрать анамнез развития болезни и эпидемиологический анамнез;

- провести объективное обследование инфекционного больного;

- сформулировать предварительный диагноз МИ и определить объем лабораторных и инструментальных методов исследования;

- оценить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;

- провести дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями;

- сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями        МКБ-10;

- наметить основные направления терапии в соответствии с выявленной патологией;

- выделить основные профилактические и противоэпидемические мероприятия при МИ.

 

Перечень практических умений

1. Сбор эпидемиологического анамнеза у больных МИ.

2. Клиническое обследование больных с МИ.

3. Составление плана обследования больного для установления нозологического диагноза.

4. Освоение техники забора субстратов (респираторные образцы, кровь, ликвор и другие) больного для специфических исследований.

5. Интерпретация данных анализа (микроскопический, биохимический, бактериологический, иммунологический, молекулярно-биологический) ликвора и результатов бактериологических, иммунологических и молекулярно-биологических исследований различных субстратов у больных МИ.

6. Формулирование клинического диагноза.

7. Составление плана лечения больного в соответствии с основными стандартами медицинской помощи при МИ.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Современное состояние проблемы МИ.

2. Этиология МИ.

3. Эпидемиология МИ.

4. Основные патогенетические и патоморфологические аспекты МИ.

5. Клиническая классификация МИ.

6. Клиническая характеристика различных форм МИ.

7. Осложнения МИ.

8. Особенности клинического течения МИ у детей различных возрастных групп.

9. Методы специфической диагностики МИ.

10. Дифференциальный диагноз МИ.

11. Принципы этиотропной терапии МИ.

12. Диспансерное наблюдение реконвалесцентов МИ.

13. Система профилактических и противоэпидемических мероприятий при МИ.

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература

Основная

1. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник / В.И. Покровский,            С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. С. 328-343.

2. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.                  С. 178-184.

3. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2005. С. 424-438.

4. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни: учебник. М.: Медицина, 2003. С. 501-515.

5. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням: учебное пособие для студентов медицинских вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2007. С. 466-479.

Дополнительная

1. Покровский В.И., Фаворова Л.А., Костюкова Н.Н. Менингококковая инфекция. М.: Медицина, 1976. 276 с.

2. Помогаева А.П., Жукова Н.Г., Гусева Г.Д. Современные представления этиологии, патогенеза, диагностики и лечения менингитов у детей: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2005. 96 с.

Нормативная

1. МУК 4.2.1887-04 от 04.03. 2004 г. Методические указания. Лабораторная диагностика менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов. М., 2004. 26 с.

2. СП 3.1.2.2156-06 от 29.12. 2006 г. Санитарно-эпидемиологические правила. Профилактика менингококковой инфекции. М., 2006. 9 с.

Материальное обеспечение

· учебники и атлас по инфекционным болезням

· схемы оформления микрокураторского листа и истории болезни инфекционных больных

· лекционный материал по теме “МИ”

· методические указания для студентов на практическое занятие по теме “МИ”

· комплект наглядных пособий для практических занятий (таблицы, схемы, диаграммы, муляжи и др.)

· комплект слайдов мультимедийной презентации

· комплект видеоматериалов

· комплект ситуационных задач

· комплект вариантов тестовых контрольных заданий

· тематические больные (с МИ и другими синдромосходными заболеваниями)

· технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ

1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.

На этапе самоподготовки студенты изучают вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинических проявлений, специфической диагностики, дифференциального диагноза, лечения и профилактики МИ.

В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении фундаментальных учебных дисциплин (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины).

2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.

 Методы реализации целевых установок подготовки к занятию:

§ теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала и электронных ресурсов;

§ изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов;

§ оформление рефератов и докладов к тематической конференции по МИ в рамках учебно-исследовательской работы;

§ выполнение заданий для внеаудиторных занятий.

Рекомендуемые темы для реферативной работы

- патофизиологические аспекты инфекционно-токсического шока (ИТШ) при МИ;

- патофизиологические аспекты отека-набухания головного мозга (ОНГМ) при МИ;

- реабилитация больных МИ.

Задание для внеаудиторной работы

Составить таблицы для дифференциальной диагностики:

- МИ (менингит) и инфекционные заболевания с менингеальным синдромом;

- МИ (менингоэнцефалит) и органические заболевания центральной нервной системы с менингеальным синдромокомплексом;

- МИ (менингококкемия) и инфекционные заболевания с синдромом экзантемы.

3. Задачи на предстоящее занятие.

Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе самостоятельной курации студентами тематических больных (в том числе и с синдромосходными заболеваниями), с оформлением микрокураторского листа, в котором фигурируют обоснование предварительного нозологического диагноза, планы обследования и лечения больного, алгоритм дифференциальной диагностики.

Практическое занятие включает клинический разбор пациентов с типичными клиническими проявлениями МИ (с активным обсуждением студентами), а также освоение практических умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Педиатрия” в области учебной дисциплины “инфекционные болезни”.

Преподаватель осуществляет методологическое руководство работы студентов (контроль методики объективного осмотра пациента, оценка правильности интерпретации данных объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследований, коррекция формулировки диагноза, плана лечения и программы диспансерного наблюдения).

Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются контрольные ситуационные задачи и учебные игры.

В рамках учебно-исследовательской работы студентов – тематическая конференция по актуальным аспектам МИ (с предварительной внеаудиторной подготовкой рефератов и докладов).     

4. Вопросы для самоконтроля знаний:

- морфологические, культуральные и антигенные особенности возбудителя МИ;

- эпидемиологическая характеристика МИ (источник инфекции, механизм заражения и пути передачи инфекции, восприимчивость, проявления эпидемиологического процесса);

- основные патогенетические и патоморфологические аспекты МИ;

- клинические проявления различных форм МИ (назофарингит, менингит, менингоэнцефалит, менингококкемия, редкие формы);

- характеристика ликвора при менингококковом менингите;

- осложнения МИ (ОНГМ, эпендиматит, ИТШ и др.);

- методы специфической диагностики МИ;

- дифференциальный диагноз МИ:

ü с острыми респираторными заболеваниями;

ü с менингитами другой этиологии (вторичными гнойными и серозными (клещевой энцефалит, иксодовые клещевые боррелиозы, туберкулез) менингитами);

ü с органическими заболеваниями центральной нервной системы (субарахноидальное кровоизлияние, опухоль головного мозга, абсцессы головного мозга и др.);

ü с инфекционными (иерсиниозы, корь, краснуха, риккетсиозы, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом и др.) и неинфекционными (токсико-аллергические дерматиты, геморрагические диатезы, геморрагические васкулиты и др.), заболеваниями с синдромом экзантемы;

- этиотропное лечение различных клинических форм МИ;

- принципы патогенетической терапии различных клинических форм МИ;

- неотложная терапия ОНГМ и ИТШ I-III степени;

- критерии выписки больных МИ из стационара;

- диспансеризация реконвалесцентов МИ;

- противоэпидемические мероприятия в очаге МИ;

- специфическая профилактика МИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: