Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол № ____ «____» ______________ 2011 г. Заведующий кафедрой д-р мед. наук, профессор _______________ А.В. Лепехин Для студентов V курса педиатрического факультета | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
на практическое занятие
по учебной дисциплине “инфекционные болезни”
ТЕМА: МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ
Составил:
ассистент кафедры
В.П. Киселев
ТОМСК-2011
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Актуальность темы занятия обусловлена широкой распространенностью менингококковой инфекции (МИ) в мире и России, ее социальной значимостью для практического здравоохранения, полиморфизмом клинической симптоматики и сложным дифференциально-диагностическим поиском, обосновывающим необходимость детального изучения данной нозологической формы для врачей общей практики и специалистов различного профиля.
|
|
Студенты должны знать:
- эпидемиологические особенности МИ;
- основные аспекты патогенеза МИ;
- клиническую классификацию МИ;
- клиническую характеристику различных форм МИ;
- особенности клинического профиля МИ у детей различных возрастных групп;
- теоретические основы люмбальной пункции (показания, техника проведения, интерпретация ликворологических данных);
- алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики МИ;
- принципы комплексной терапии МИ;
- принципы диспансерного наблюдения реконвалесцентов при МИ;
- систему профилактических и противоэпидемических мероприятий при МИ.
Студенты должны уметь:
- собрать анамнез развития болезни и эпидемиологический анамнез;
- провести объективное обследование инфекционного больного;
- сформулировать предварительный диагноз МИ и определить объем лабораторных и инструментальных методов исследования;
- оценить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;
- провести дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями;
- сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10;
- наметить основные направления терапии в соответствии с выявленной патологией;
- выделить основные профилактические и противоэпидемические мероприятия при МИ.
|
|
Перечень практических умений
1. Сбор эпидемиологического анамнеза у больных МИ.
2. Клиническое обследование больных с МИ.
3. Составление плана обследования больного для установления нозологического диагноза.
4. Освоение техники забора субстратов (респираторные образцы, кровь, ликвор и другие) больного для специфических исследований.
5. Интерпретация данных анализа (микроскопический, биохимический, бактериологический, иммунологический, молекулярно-биологический) ликвора и результатов бактериологических, иммунологических и молекулярно-биологических исследований различных субстратов у больных МИ.
6. Формулирование клинического диагноза.
7. Составление плана лечения больного в соответствии с основными стандартами медицинской помощи при МИ.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Современное состояние проблемы МИ.
2. Этиология МИ.
3. Эпидемиология МИ.
4. Основные патогенетические и патоморфологические аспекты МИ.
5. Клиническая классификация МИ.
6. Клиническая характеристика различных форм МИ.
7. Осложнения МИ.
8. Особенности клинического течения МИ у детей различных возрастных групп.
9. Методы специфической диагностики МИ.
10. Дифференциальный диагноз МИ.
11. Принципы этиотропной терапии МИ.
12. Диспансерное наблюдение реконвалесцентов МИ.
13. Система профилактических и противоэпидемических мероприятий при МИ.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
Основная
1. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. С. 328-343.
2. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. С. 178-184.
3. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2005. С. 424-438.
4. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни: учебник. М.: Медицина, 2003. С. 501-515.
5. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням: учебное пособие для студентов медицинских вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2007. С. 466-479.
Дополнительная
1. Покровский В.И., Фаворова Л.А., Костюкова Н.Н. Менингококковая инфекция. М.: Медицина, 1976. 276 с.
2. Помогаева А.П., Жукова Н.Г., Гусева Г.Д. Современные представления этиологии, патогенеза, диагностики и лечения менингитов у детей: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2005. 96 с.
Нормативная
1. МУК 4.2.1887-04 от 04.03. 2004 г. Методические указания. Лабораторная диагностика менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов. М., 2004. 26 с.
2. СП 3.1.2.2156-06 от 29.12. 2006 г. Санитарно-эпидемиологические правила. Профилактика менингококковой инфекции. М., 2006. 9 с.
Материальное обеспечение
· учебники и атлас по инфекционным болезням
· схемы оформления микрокураторского листа и истории болезни инфекционных больных
· лекционный материал по теме “МИ”
· методические указания для студентов на практическое занятие по теме “МИ”
· комплект наглядных пособий для практических занятий (таблицы, схемы, диаграммы, муляжи и др.)
· комплект слайдов мультимедийной презентации
· комплект видеоматериалов
· комплект ситуационных задач
· комплект вариантов тестовых контрольных заданий
· тематические больные (с МИ и другими синдромосходными заболеваниями)
· технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.
На этапе самоподготовки студенты изучают вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинических проявлений, специфической диагностики, дифференциального диагноза, лечения и профилактики МИ.
|
|
В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении фундаментальных учебных дисциплин (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины).
2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.
Методы реализации целевых установок подготовки к занятию:
§ теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала и электронных ресурсов;
§ изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов;
§ оформление рефератов и докладов к тематической конференции по МИ в рамках учебно-исследовательской работы;
§ выполнение заданий для внеаудиторных занятий.
Рекомендуемые темы для реферативной работы
- патофизиологические аспекты инфекционно-токсического шока (ИТШ) при МИ;
- патофизиологические аспекты отека-набухания головного мозга (ОНГМ) при МИ;
- реабилитация больных МИ.
Задание для внеаудиторной работы
Составить таблицы для дифференциальной диагностики:
- МИ (менингит) и инфекционные заболевания с менингеальным синдромом;
- МИ (менингоэнцефалит) и органические заболевания центральной нервной системы с менингеальным синдромокомплексом;
- МИ (менингококкемия) и инфекционные заболевания с синдромом экзантемы.
3. Задачи на предстоящее занятие.
Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе самостоятельной курации студентами тематических больных (в том числе и с синдромосходными заболеваниями), с оформлением микрокураторского листа, в котором фигурируют обоснование предварительного нозологического диагноза, планы обследования и лечения больного, алгоритм дифференциальной диагностики.
Практическое занятие включает клинический разбор пациентов с типичными клиническими проявлениями МИ (с активным обсуждением студентами), а также освоение практических умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Педиатрия” в области учебной дисциплины “инфекционные болезни”.
|
|
Преподаватель осуществляет методологическое руководство работы студентов (контроль методики объективного осмотра пациента, оценка правильности интерпретации данных объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследований, коррекция формулировки диагноза, плана лечения и программы диспансерного наблюдения).
Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются контрольные ситуационные задачи и учебные игры.
В рамках учебно-исследовательской работы студентов – тематическая конференция по актуальным аспектам МИ (с предварительной внеаудиторной подготовкой рефератов и докладов).
4. Вопросы для самоконтроля знаний:
- морфологические, культуральные и антигенные особенности возбудителя МИ;
- эпидемиологическая характеристика МИ (источник инфекции, механизм заражения и пути передачи инфекции, восприимчивость, проявления эпидемиологического процесса);
- основные патогенетические и патоморфологические аспекты МИ;
- клинические проявления различных форм МИ (назофарингит, менингит, менингоэнцефалит, менингококкемия, редкие формы);
- характеристика ликвора при менингококковом менингите;
- осложнения МИ (ОНГМ, эпендиматит, ИТШ и др.);
- методы специфической диагностики МИ;
- дифференциальный диагноз МИ:
ü с острыми респираторными заболеваниями;
ü с менингитами другой этиологии (вторичными гнойными и серозными (клещевой энцефалит, иксодовые клещевые боррелиозы, туберкулез) менингитами);
ü с органическими заболеваниями центральной нервной системы (субарахноидальное кровоизлияние, опухоль головного мозга, абсцессы головного мозга и др.);
ü с инфекционными (иерсиниозы, корь, краснуха, риккетсиозы, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом и др.) и неинфекционными (токсико-аллергические дерматиты, геморрагические диатезы, геморрагические васкулиты и др.), заболеваниями с синдромом экзантемы;
- этиотропное лечение различных клинических форм МИ;
- принципы патогенетической терапии различных клинических форм МИ;
- неотложная терапия ОНГМ и ИТШ I-III степени;
- критерии выписки больных МИ из стационара;
- диспансеризация реконвалесцентов МИ;
- противоэпидемические мероприятия в очаге МИ;
- специфическая профилактика МИ.