Лекция 1. Информационная лекция.
Структура
1. Принцип разделения властей.
2. Конституционная модель органов власти в России.
3. Взаимодействие ветвей власти в РФ.
Разделение властей – теоретическая и законодательная основа органов государственной власти государства, представляющая собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя - «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.
Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа. При этом реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия, власть изначально едина. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов.
Содержания принципа разделения властей, применительно к Российской Федерации:
1) Конституцией РФ предусмотрено распределение функций и компетенции между государственными органами, органами местного самоуправления;
2) Конституция РФ закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий;
3) в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации федеральные законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти Федерации. При этом никакой другой государственный орган Федерации не вправе осуществлять первичное нормативное правовое регулирования по вопросам, отнесенным к ведению Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ) в той части, которые отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации;
4) прямая функция исполнительной ветви власти в Российской Федерации - исполнение законов, она ограниченна нормотворчеством по вопросам своей распорядительной деятельности;
5) Конституция РФ обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, и тем более всей полноты власти, на одного из них;
6) судебные органы в Российской Федерации независимы и пределах своих полномочий действуют самостоятельно;
7) ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в компетенцию другой ветви власти;
8) споры о компетенции в Российской Федерации решаются только в порядке конституционного судопроизводства, т.е. Конституционным Судом Российской Федерации;
9) конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой ветви власти со стороны другими, т. е. содержит взаимные "противовесы". Например: срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней, независимость судейского корпуса (статья 120 Конституции Российской Федерации).
Орган государственной власти – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.
Признаки органа государственной власти:
1) наделен властными полномочиями определенного объема и содержания, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию;
2) наделен правами юридического лица, т.е. определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью;
3) в соответствии со своей компетенцией выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства;
4) имеет право издавать обязательные для исполнения акты (нормативные правовые и правоприменительные);
5) действует от имени государства и представляет собой его автономную часть, учреждаемую в установленном законом порядке;
6) вправе применять принуждение в случаях и в пределах, установленных законодательством;
7) состоит, как правило, из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.
Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Признаки органов местного самоуправления:
1) создаются и действуют от имени соответствующего муниципального образования. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому государственные органы не участвуют в формировании органов местного самоуправления;
2) создаются и действуют на основе законов или других нормативно-правовых актов в установленных ими формах и методами;
3) реализуют полномочия по решению вопросов местного значения, совокупность которых составляет их компетенцию;
4) характеризуются организационной обособленностью и самостоятельностью в структуре местного самоуправления.
5) наделены властными полномочиями.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов, президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.
Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент согласно ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно. Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:
- является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
- в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
- в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
- представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.