Догматический (вероучительный) подход

Приведем несколько классификаций религий, основанных на догматическом аспекте.

1. Классификация религий по отношению Высшего Существа (Бога) к человеку. Например, в буддизме Бог потенциально существует, но не взаимодействует с человеком, не контролирует его, не наказывает и не поощряет. В католицизме и православии Бог существует, может потенциально взаимодействовать с человеком, контролирует его и в неопределенном будущем может оценивать, наказывать и поощрять. В баптизме Бог находится в единстве с человеческой душой и представляет единое целое с ним. В исламе Бог находится постоянно рядом с человеком и властвует над ним, человек существует под постоянным контролем Бога и ежеминутной оценкой всех его действий.

2. Классификация религий по наличию в вероучении возможности разделения светского и духовного начал Так, в католицизме и протестантизме Бог и кесарь, церковное и светское, духовное и материальное разделены. Дуализм западной цивилизации во многом определил развитие демократии в этих странах. В индуизме также существует разделение светской и духовной власти. Однако светская власть не является независимой, и ее компетенция ограничена защитой религии. В исламе, ламаизме, конфуцианстве и синтоизме нет разделения духовной и светской власти. Хотя в понимании источника власти существуют различия. По выражению С. Хантингтона, «в исламе Бог — это кесарь, а в Китае и Японии кесарь — это Бог».

3. По наличию или отсутствию идеи Бога — творца религии подразделяются на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях утверждается, что Бог-творец создал наш мир, в том числе человека (христианство, иудаизм, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма). В эмпирических религиях наличие Бога-творца или отрицается, или он не играет большой роли (буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, конфуцианство, некоторые течения индуизма)

4. Исходя из постулата, что каждое вероучение должно раскрывать человеку смысл его жизни, опираясь на указание сил, которые властвуют над миром и человеком, и на указание целей, которые человек должен стремиться достичь, религии традиционно разделяются на два лагеря — языческие и теистические.

Теизм — это религиозные учения о безраздельной власти над миром одного живого существа — Бога.

Язычество (или паганизм) - это религиозные учения, возникшие в процессе многовековой истории человечества (естественные религии), признающие верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости, согласно которому все награды и наказания, постигающие человека, так или иначе заслужены им. Поэтому, чтобы нечто получить, человек должен стать достойным награды.

Вопрос 10 Богооткровенная религия

Ветхозаветная библейская религия и христианство - религии Откровения. Они — монотеистические, и источником своего учения имеют особое Откровение Бога, записанное в Священных книгах. Принципиальная особенность этих религий заключается в том, что их основополагающие истины являются не следствием человеческих мечтаний и фантазий или философских умозаключений, проецирующих отдельные свойства человека или природы на идею Бога, но актами прямого Откровения Самого Бога, хотя и применительно к возможностям человеческого восприятия (т. н. антропоморфизмы, от греч. слов ό άνθρωποζ — человек, и ή μορφή — образ), что особенно заметно на характере Ветхозаветного Откровения.

Ветхозаветное Откровение, особенно в своих нравственных и обрядовых предписаниях, было этнически ограниченным. Оно было дано на языке и в формах, соответствующих психологии еврейского народа, с учетом его духовных, моральных, интеллектуальных, эстетических возможностей. Иисус Христос объяснил, почему Израилю был дан несовершенный закон, когда отвечал фарисеям на вопрос: позволительно ли разводиться мужу с женой. Иисус сказал им в ответ:

«По жестокосердию вашему он (Моисей) написал вам эту заповедь; в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их… Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10; 2, 5, 6, 9). По этой же причине Иисус Христос решительно изменил ветхозаветный принцип отношений между людьми, действующий по закону нации, веры и пола, и поставил во главу угла любовь к каждому человеку (см. Мф. 5, 20-48), объявив его всегда ближним для христианина (Лк. 10, 29-37).

Специфика Новозаветного Откровения заключается в том, что оно не ориентировано на какой-либо отдельный народ, но имеет универсальный характер и основные его истины не имеют прецедентов в истории человеческой мысли. Апостол Павел писал: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1, 23).

Действительно, с точки зрения т. н. здравого рассудка, и иудеям, ожидавшим Христа в качестве своего властителя мира, и язычникам, жаждущим императора, дающего вдоволь «хлеба и зрелищ», было безумно, нелепо, психологически невозможно представить себе Спасителем бездомного, униженного, оплеванного, распятого, как злостного преступника, Иисуса из Назарета.

Тот же логически невыводимый из каких-либо философских или естественно-религиозных предпосылок характер имеют и все основные христианские богооткровенные истины: триипостасность Бога при Его единстве, вечность соединения во Христе божественной и человеческой природ в тайне Боговоплощения, Его Воскресение, всеобщее воскресение и др.

Религии Откровения, таким образом, восходят в своих основах к прамонотеизму перворелигии, хотя, как это имеет место в христианстве, существенно дополняют его.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: