Первичная оценка боли
- Определить локализацию, время, причину появления, условия исчезновения, продолжительность, интенсивность. Боль должна быть оценена исходя из ощущения её пациента.
Наиболее эффективным способом, позволяющим установить интенсивность боли и её изменения с помощью масштабных линеек со шкалой.
/_________/_________/___________/___________/___________/______________/
О отсутств Средняя Терпимая Сильная Очень Невыносимая
Боли боль боль боль сильная боль
Наблюдение за реакцией на боль, если он не может выразить словами. О сильной боли могут свидетельствовать: бледность учащение дыхания, повышение АД, потоотделения, человек может скрежетать зубами, прикусывать нижнюю губу, сморщивать лицо, вынужденное положение, плач, визг, стон - это всё реакция на боль.
Характер боли: тупая, острая, жгучая, сжимающая, колющая и причины вызывающие её (боль до еды, после; боль в суставах, в покое или в движениях и т.д.).
Факторы способствующие возникновению болей: шум, яркий свет, страх, тревога и т.д.
|
|
Человек часто легко описывает факторы, способствующие возникновению боли.
Медикаментозное лечение назначает врач и осуществляется разными путями: ч/з рот, П/к; в/в; в/м; под язык, ректально.
Не лекарственные методы с болевыми ощущениями:
- физические (грелки, чрезкожная электростимуляция нервов)
- психологические.
Существенно снизить болевые ощущения можно, изменяя образ жизни пациента и среду, которая его окружает.
- избегать деятельности, провоцирующей боль, использовать поддерживающий ворот, корсет, шины, приспособления для ходьбы, инвалидное кресло, при уходе практиковать осторожные и бережные перемещения и манипуляции.
- боль можно уменьшить с помощью отвлекающей деятельности, которая дает больше, чем пассивное проведение времени.
Мед. сестры, которые осуществляют уход за пациентом с болевым синдромом, должны:
1) Действовать быстро и с сочувствием при просьбе пациента об обезболивающем
2) Обучать и разъяснять больным и ухаживающим за ними родственниками схемы приема лекарств, а так же нормальные и не обычные реакции на них.
3) Принимать меры по предотвращению запоров (советы, по питанию, питью, поощрение максимально возможной подвижностью).
4) Не забывать о нелекарственных методах обезболивания
5) Оказывать психологическую поддержку больным и их родственникам, принимать методы отвлечения, релаксации, проявлять заботу.
6) Проводить регулярную повторную оценку больных, обсуждая с ними их самочувствие, вопросы дозировки лекарств с врачом.
Вопрос 4. Стадии терминального состояния, их проявления.
|
|
Этические особенности общения с пережившими утрату
Терминальное состояние - это собирательное понятие, характеризующееся крайней степенью угнетения жизненных функций. Включают в себя фазы:
- предагональная;
- атональная;
- клиническая смерть
Длительность | Сознание | АД | Ps | Одышка | Ритм дыхания | Зрачки | |
Пред Агональ ная | От неск минут До неск. суток | Сохранено | Макс 50-60 мм | Слабого наполнения | (+) | Нарушен | |
Агональная | От мин До неск. часов | - | - | - | - | Тоны глухие, Редкие, поверхностные | Расширен |
Клиническая смерть | 5-7 минут | - | - | - | - | - | Расширен |
Подготовка тела для транспортировки в патологоанатомическое бюро:
Констатирует смерть только врач. Мед. Сестра должна:
- снять с трупа одежду
- закрыть глаза
- руки связать на груди
- ноги связать у щиколоток
- изолировать труп от пациентов (поместить в отдельное помещение или в коридоре отгородить ширмой и накрыть простыней).
- оформить направление в паталогоанатомическое бюро
Труп находится в отделении 2 часа.
Помощь пациенту, семье переживающим потерю
Все переживают горе по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то пьёт, кто-то впадает в депрессию, а кто-то ставит на себе крест и живёт только воспоминаниями.
Отказ от общения с миром и погружение в депрессию - это своего рода психологическая защита, социальное оправдание собственной несостоятельности. Переживать беду надо уметь. Само слово «переживание» означает процесс, имеющий своё начало и своё окончание. Человек, перенёсший страдания, всегда считался мудрее того кто подобное не испытывал:
- не бегите от себя, не подавляйте эмоции. Лучше дать себе выплакаться.
- не уходите от друзей. Друзья на то и даны, чтоб разделить с вами и радость и горе.
- переживания не могут быть поводом для отказа от работы и повседневных дел.
- помните, что вы остаётесь нужны близким людям.
- не старайтесь вычеркнуть горькое событие из памяти.
- старайтесь думать о том, какие светлые минуты в вашей жизни связаны с этим человеком
- смеритесь со случившимся, понял, что за падением всегда наступает взлёт.
- не прибегайте к помощи алкоголя и транквилизаторов.
- вы только загоните проблему внутрь, да к тому же потеряете собственное здоровье.
Самостоятельная работа студентов
Графический диктант
Тема: Потеря, смерть, горе.
Читаете суждение и даёте только один ответ. Если вы соглашаетесь с высказыванием то изображаете «да» графически. Если не согласны, то изображаете «нет»
I вариант
1) Потеря в жизни: это потеря близкого человека, потеря работы, потеря какого-то органа.
2) Реакция отрицания помогает воспринимать случившееся постепенно
3) Хоспис - Дом жизни
4) Главная задача Хосписа - вылечить больных
5) Сестринский уход остаётся крайне важным в обслуживании
6) В паллиативном лечении первостепенной целью является не продление жизни, а создание условий для более комфортной и значимой жизни.
7) Паллиативное лечение будет эффективным, если будут созданы комфортные и безопасные условия
8) Пережившим потерю близкого человека надо посоветовать вычеркнуть горькое событие из памяти.
9) О смерти пациента м/с должна сообщить родственникам по телефону
10) Факт смерти больного констатирует врач
Тема: Потери, смерть и горе
Тестовые задания
I вариант
1) Констатация смерти в больнице проводится:
А)врачом
Б) м/с
В) инструктором ЛФК
Г) родственниками
2) Психологический шок. Стадии горевания:
А)1
Б) 2
В) 4
Г) 5
3) Факторы, повышающие порог болевой чувствительности:
А) депрессия
Б) хорошее настроение
В) творческая активность
Г) дневной отдых
|
|
4) Специальное учреждение, в котором оказьгоается паллиативная помощь:
А) поликлиника
Б) стационар
В) хоспис
Г) диспансер
5) Участие м/с в паллиативной помощи:
А) обязательно
Б) предусмотрено
В) эффективно
Г) не предусмотрено
6) I Хоспис в России был открыт в 1990г:
А) в Москве
Б) в Волгограде
В) в Иркутске
Г) в Санкт-Петербурге
7) Паллиативная медицина оказывает помощь при:
А) подростковых заболеваниях
Б) детских болезнях
В) неизлечимых болезнях
Г) гинекологических заболеваниях
8) Цель паллиативного лечения:
А) продление жизни
Б) полная реабилитация
В) частной реабилитации
Г) создание условий для более Комфортной и значимой жизни
9) Переживший горе должен:
А) уволиться с работы
Б) вычеркнуть горькое событие из жизни
В) смириться со случившимся
Г) прибегнуть к помощи алкоголя
10) Паллиативное лечение будет эффективно:
A)пациент ощущает свою независимость (сам осуществляет уход)
Б) отказывается от общения с м/с
B) постоянно плачет
Г) не адекватно оценивает своё состояние
Тестовые задания
II вариант
1) О смерти пациента сообщает врач:
А) при личной беседе
Б) письмом
В) телеграммой
Г) посылкой курьера
2) Стадии горевания:
А) 4
Б) 2
В) 3
Г) 5
3) Факторы, понижающие нормы болевой чувствительности:
А) бессонница
Б) комфорт
В) неудобная постель
Г) стресс
4) Конечная цель паллиативной медицины:
А) улучшение качества жизни
Б) выздоровление
В) полная реабилитация
Г) помощь семье
5) Инструментами для оценки боли являются:
А) градусники
Б) шкалы
В) опрос
Г) специальные приборы
6) Основной принцип действия хосписа:
А) дом жизни
Б) дом смерти
В) умение слушать пациента
Г) индивидуальный подход к семье
7) Паллиативная медицина оказывает помощь:
А) при детских болезнях
Б) инфекционные болезни
В) неизлечимые заболевания
Г) болезни пожилых и стариков
8) Современный хоспис был открыт в 1967 году в:
А) России
Б) Англии
В) Испания
Г) Франции
9) Переживший утрату должен:
A)помнить, что он не безразличен близким людям
|
|
Б) подавить свои эмоции
B) отказаться от повседневных дел
Г) уйти от своих друзей
Графический диктант