(Часть II, стр. 27-32)
Обработка производится с помощью компьютерной программы. Для «ручной» обработки необходимо присудить баллы выборам подростка. За каждый крестик в первом (левом) столбце, где отмечаются факторы, в наибольшей степени повлиявшие на выбор дальнейшего обучения, присуждается 3 балла. За каждый крестик второго (среднего) столбца, где отмечаются принимавшиеся во внимание факторы, присуждается 2 балла. За каждый крестик в третьем (правом) столбце, где отмечались незначимые факторы, присуждается 1 балл.
Выделяются и анализируются 7 типов мотивации выбора профессии:
1 – собственно профессиональная мотивация (интерес к будущей деятельности): суждения 1, 8, 15.
2 – коммуникативная мотивация (потребность в общении): суждения 2, 9, 16.
3 – прагматическая мотивация (стремление к материальной обеспеченности): суждения 3, 10, 17.
4 – статусная мотивация (забота о престиже): суждения 5, 11, 18.
5 – социальная мотивация (важность мнения значимых людей): суждения 5, 12, 19.
6 – учебная мотивация (познавательные потребности): суждения 6, 13, 20.
|
|
7 – внешняя мотивация (случайные причины): суждения 7, 14, 21.
Суммирование баллов производится отдельно по каждому типу мотивации. Максимально возможное суммарное значение – 9 баллов, минимальное – 3 балла. Доминирующий тип мотивации профессионального выбора выявляется посредством сравнения баллов, полученных по каждому типу. Может быть абсолютно или относительно доминирующая мотивация. Если мотивация получает 8-9 баллов, то она является абсолютно доминирующей. Оценка в 7 баллов обозначает относительно доминирующую, но не ярко выраженную мотивацию. Если какой-то тип мотивации получает 3-4 балла, то он совершенно не свойственен подростку.
Профессиональная мотивация возникает только тогда, когда уже сложились интеллектуальные задатки к какому-либо виду профессиональной деятельности. Ее наличие может свидетельствовать о том, что идет формирование профессиональных способностей. При доминировании профессиональной мотивации подросток проявляет избирательность в учебе: интересующие его предметы изучает глубоко, с использованием дополнительной информации, «непрофильные» – более поверхностно, может запускать совсем. По интересующим его предметам может не иметь отличных оценок, несмотря на углубленное их изучение, т.к. часто бывает не согласен с позицией преподавателя, не выполняет буквально то, что требуется по школьной программе. В целом его учеба бывает неровной, с более высокими оценками по интересующим его предметам. Выпускные и вступительные экзамены такие подростки сдают не самым лучшим образом, на первых курсах также не слывут отличниками. Их явное превосходство над другими студентами, особенно по специальным предметам становится очевидным только к 3-4 курсу. Красных дипломов они обычно не имеют, однако часто устраиваются на работу по специальности, еще не
|
|
Если доминируют любые другие типы мотивации при выборе профессии, то вероятность формирования высококвалифицированного специалиста исключительно низка. Если к окончанию школы не сложились интеллектуальные задатки ни к какому виду профессиональной деятельности, то и доминирует один из остальных окончив вуза, на старших курсах. Их берут потому, что они проявляют самостоятельность в работе, не нуждаются в опеке, имеют собственные перспективные идеи, пытаются их реализовывать. Высококвалифицированные специалисты чаще получаются именно из тех подростков, у кого уже в школе доминировала именно профессиональная мотивация.шести типов мотивации.
Как показывают наши исследования, доминирование при выборе профессии коммуникативных потребностей складывается тогда, когда они не находят удовлетворения в повседневной жизни подростка. Потребность в общении свойственна в той или иной степени всем людям, но когда она начинает доминировать и в профессиональной сфере, то на лицо ее гипертрофированность. По тесту Кеттелла такие подростки обычно имеют высокие значения по фактору А (часто и по фактору Н) и низкие значения по фактору Q2, т.е. на лицо комплекс показателей, характеризующих значимость сферы общения. Однако при этом подростку не хватает либо доброжелательности по отношению к людям, либо объективности в оценки их качеств, либо дипломатичности, а часто – всего этого одновременно. Эти его недостатки являются причиной конфликтов, ссор с одноклассниками, друзьями, в итоге потребность подростка в общении не получает удовлетворения. Постоянное напряжение потребности приводит к тому, что она перемещается даже в другие сферы и начинает доминировать там, где должна выполнять второстепенную функцию. Даже при наличии интеллектуальных задатков к профессиональной деятельности, такой подросток, выбирая профессию, думает не о том, что ему придется делать, а о том, сможет ли он на работе общаться, знакомиться с новыми людьми. Возможность знакомства с новыми людьми приобретает особую значимость, т.к. подростку из-за собственных недостатков не удается длительное время сохранять дружеские отношения. Учатся такие подростки в старших классах обычно не ровно, т.к. учеба для них – не главное, главное – общение. Также могут не лучшим образом сдавать выпускные и вступительные экзамены. Поступив в вуз, они могут совсем перестать учиться. Из них очень редко получаются квалифицированные специалисты даже тогда, когда их работа по роду деятельности требует общения, поскольку именно в общении они неуспешны. Если в процессе учебы в школе и в вузе они избавятся от своих коммуникативных недостатков, потребность в общении будет получать удовлетворение, перестанет доминировать во всех сферах жизни, то в этом случае возникает вероятность развития профессиональных способностей, становится возможным становление специалиста.
При доминировании прагматической мотивации при выборе профессии подросток в первую очередь учитывает наличие материальных выгод от будущей деятельности. Такой подросток считает, что не так важно, что делать, главное – сколько за это он будет получать. Квалифицированными специалистами они не становятся, т.к. им не интересна сама профессия, знания и навыки для выполнения которой они получали в вузе. Такие молодые люди не углубляются в тонкости профессии, для них главное – это получить диплом. Наши исследования показывают, что абсолютное большинство из них, тем не менее, не работают в соответствии со специальностью, полученной в вузе.
|
|
При доминировании статусной мотивации для подростка при выборе профессии особое значение имеет ее социальная ценность, престижность в глазах общества, возможность достичь высокого положения, быть на виду. Им нравятся такие профессии как предприниматель, депутат, журналист, актер, телеведущий, политолог. Такие ребята могут очень хорошо учиться в школе. Нередко занимаются общественной работой, которая дает власть и поднимает их престиж в школе. Они стараются хорошо учиться для того, чтобы их ценили, но не для того, чтобы получить глубокие знания. Их не столько интересует предмет, сколько поучаемые отметки. Также они могут учиться и в вузе, занимаясь общественной работой и добиваясь любым способом высоких баллов на экзаменах. Основным для них всегда является положение, которое они занимают. Высококвалифицированными специалистами они не становятся.
При доминировании социальной мотивации подросток при выборе профессии ориентируется, в первую очередь, на мнение авторитетных для него людей (родителей, учителей, друзей, психолога). Либо его профессиональный выбор предопределяется семейными традициями. В любом случае подросток сам не выбирает, а принимает то, что ему предлагают знающие люди. Если у подростка есть способности к тому виду деятельности, который для него выбрали авторитетные для него люди, то вполне возможно, что он будет учиться с интересом и в итоге стать высококвалифицированным специалистом. Если же у него не сложились задатки к профессии, которую ему выбрали, то специалиста из него не получится, даже если он будет старательно учиться. Нередко подросток еще на стадии обучения проникается неприязнью к будущей профессии, бросает учебу, мотивируя именно тем, что не он выбирал этот вуз.
При доминировании учебной (познавательной) мотивации подросток выбирает профессию, ориентируясь не на то, что ему придется изо дня в день делать, а на то, о чем ему интересно в настоящее время читать. Такие подростки обычно обладают обширными знаниями, эрудированны, ровно и хорошо учатся. Хорошо сдают выпускные и вступительные экзамены. Хорошо учатся в вузе, особенно на первых курсах, когда изучаются общие дисциплины. Могут закончить вуз с красным дипломом. Но если познавательная мотивация так и останется доминирующей, то высокого профессионализма в деятельности такого специалиста не будет. Он будет обладать разнообразными знаниями, но не сможет на практике применять имеющуюся у него информацию. В профессиональной деятельности такому специалисту будет нравиться этап вхождения в проблему, ее обсуждения, но не практическая реализация решений и, тем более, не ежедневная рутинная практическая работа. Чаще такие молодые люди уходят в преподавание или в исследовательскую деятельность, поступают в аспирантуру или идут учиться в другой вуз, получают второе высшее образование в новом направлении, которым заинтересовались.
|
|
При доминировании внешней мотивации, когда основную роль играют несущественные, случайные факторы (близко от дома, за компанию с друзьями и пр.). Чаще такой вариант выбора встречается тогда, когда у подростка не развились и не проявились никакие профессиональные способности, т.е. различные интеллектуальные операции развиты равномерно средне, при этом какие-либо увлечения тоже отсутствуют. Иногда из-за посредственной успеваемости, сложившейся привычки учиться как попало, подросток, даже при наличии определенных профессиональных способностей, считает, что ему выбирать не из чего и не имеет смысла об этом думать. При обучении в вузе особых усилий не прикладывает, если возникают трудности, то подросток обычно бросает учебу.