Информация. Понятие алгоритма, методика его представления

Меню как механизм выбора

Несмотря на нагруженность самого первого урока – представление предмета, перекличка, рассказ о школьном кабинете информатики, беседа о технике безопасности, на нем обязательно предусматривается время и для первого включения компьютера. Вообще говоря, включение компьютера можно продемонстрировать уже в ходе беседы о технике безопасности. Здесь, однако, речь идет не о «техническом» включении машины, а о содержательном ее использовании на уроке, без которого детская неудовлетворенность уроком была бы оправдана. Методическая последовательность изучаемых клавиатурных тренажеров определяется постепенным наращиванием числа вводимых клавиш. С этой точки зрения, простейшим тренажером может рассматриваться программа Меню. Однако установка тренажера Меню в самое начало курса объясняется не столько количеством используемых клавиш, сколько отрабатываемым с его помощью фундаментальным механизмом выбора, который работает в подавляющем большинстве современных программ. Этот механизм называется меню. Несмотря на простоту программы Меню, упражнения с нею составляют компьютерные фрагменты двух первых уроков: на первом рассматривается режим Простое меню, на втором — Сложное меню. Эти уроки достаточно подробно описаны в методических пособиях по Роботландии — учебнике и учительском пособии.

«Клавишное» и функциональное обучение

Программный объект первых уроков — тренажер Меню — может рассматриваться как начальный этап клавиатурного тренажа. В ней действуют только четыре клавиши: стрелки ВВЕРХ и ВНИЗ, клавиша выполнения (Enter) и клавиша перехода (Esc). И хотя первый рассказ о клавишах имеет право на подробности, всюду в курсе следует стремиться к тому, чтобы школьники оперировали содержательными действиями, а не операциями нажатия тех или иных клавиш. Так, нажатие клавиши выполнения означает передачу компьютеру команды — войти в выбранную позицию меню, выполнить сделанный выбор. Точно так же нажатие клавиши перехода — это возврат, переход к предшествующему состоянию программы. И если при первой операции входа в меню указание дается словами «нажмите клавишу выполнения», то, начиная со следующей такой операции, учитель настаивает на формулировке — «войти в выбранную позицию меню». Те же замечания относятся и ко всем позднее вводимым клавишам: важно привить детям умение мыслить категориями действий и операций, а не названиями нажимаемых клавиш.

Последовательность дискретных и непрерывных операций в освоении клавиатурных навыков

Несмотря на то, что в большинстве современных программ заметно преобладание «мышиного» интерфейса над «клавиатурным», в первых программах курса раннего обучения информатике все операции выполняются исключительно нажатиями клавиш. Более того, в программах Курсор, Перевозчик, Монах, Конюх и др. возможность «мышиного» управления исключается не только на уровне методических рекомендаций: она не допускается реализацией соответствующих программ.

В освоении навыков общения с компьютером клавиатурный интерфейс не случайно стоит на первом месте. При работе с клавишами акцент ставится на дискретность операций управления. Дискретные операции легче осваиваются малышами в силу того, что мелкие мышцы кисти, которые задействованы в операциях управления компьютером, слабо развиты у младших школьников; им трудно даются непрерывные операции с мышью. Поэтому в большинстве учебных программ первых трех учебных четвертей мышку либо невозможно использовать, либо не рекомендуется этого делать. Практически, первая методически обоснованная потребность в использовании мыши появляется только при компьютерном рисовании, при освоении графического редактора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: