Как сделать алешенский головной убор лобазня

Праздничный головной убор молодой женщины лобазня (или бровка) состоит из нескольких частей, которые надеваются в определённой последовательности.

Замужние женщины в Алешне делала причёску, называемую косы. Две косы укладывались вокруг головы, образуя форму, поддерживающую головной убор. Делается это так: волосы разделяются на две части прямым пробором и заплетаются в две косы. Косы плетутся над ухом, но не вниз, как мы привыкли, а вверх. После того, как косы заплетены, они укладываются вокруг головы и закрепляются с помощью тесёмок, вплетённых в концы кос. (Илл. 24)

На косы надевается кичка - мягкая шапочка, являющаяся основой всего головного убора. Кичка имеет специальный жесткий каркас, расположенный над косами на темени. Волосы не должны быть видны из-под кички. Закрепляется кичка с помощью двух завязок, которые стягивают шапочку сзади и завязываются впереди надо лбом для того, чтобы кичка плотно сидела на голове. (Илл. 25, 26, рис. 13)

Поверх кички надевается вторая часть убора - позатылень (позатыльник), который представляет собой прямоугольный кусок ткани (основу), к нижнему краю которого пришиты массивная сетка, сплетенная из крупного матового стеклянного бисера, и длинные бисерные нити - поцацуры - с помпонами из цветной шерсти на концах. Крепится позатыленъ с помощью двух тесёмок, завязываемых вокруг головы, так, чтобы основа плотно лежала на затылке, а бисерная сетка свисала сзади до линии плеча. Бисерные нити с помпонами обязательно должны быть перекинуты вперёд на грудь. Узелки на тесёмках старались делать плоскими, чтобы они не проступали сквозь верхние детали убора. (Илл. 27, рис. 15) Затем надеваются височные украшения: гуринки и песики. Височные украшения располагаются у висков, слегка касаясь бровей. Первыми закрепляются гуринки. Этот элемент убора сохранился в Алешне только на одном старинном головном уборе. (Илл. 5, рис. 16) Гуринки делаются из чёрных перьев домашней птицы и чёрного пера, имеющего загнутую форму, из хвоста селезня. Загнутый конец пера должен быть повёрнут к лицу. Потом закрепляются песики (илл. 28), которые в Алешне были двух видов: в виде подвесок (рис 17) и в виде лопастей (илл. 44).

Следующий обязательный элемент головного убора - пушки. Большие плотные белые пушки, сделанные из птичьего пуха, — височные украшения, широко распространённые на всей территории Верхней Оки. Способ ношения и крепления их на головном уборе может быть разнообразным: пушки крепят к основе позатылъника с изнаночной стороны (илл. 27), вешают на уши при помощи петли (илл. 2), или же крепят к тесёмке, которую повязывают так же, как и гуринки, главное, чтобы они находились около уха, слегка прикрывая его. На лоб поверх кички и завязанных вокруг головы тесёмок надевается налобник. Налобник - полоса ткани, расшитая бисером и блёстками. Крепится налобник при помощи двух пар тесёмок. Налобник не следует надевать слишком низко, на брови, но и кичка не должна виднеться из-под налобника. (Илл. 29, рис. 18)

Ленты, или как говорят в Алешне, ленды, закрывают собой весь позатыльник. Закрепляются ленды при помощи тесёмки. Длина ленд - чуть ниже линии талии. (Илл. 4, 30) Все части головного убора аккуратно надеваются одна на другую. Когда убор надет полностью, не должно быть видно стыков или тесёмок. Пушки и ленды прикрывают места стыка частей. Самая главная и нарядная часть головного убора, которая надевается в последнюю очередь, - лобазня. Лобазня — это широкая полоса ткани, украшенная золотыми галунами, бисером, блёстками, пуговицами. (Рис. 19) Молодые женщины, надевая эту важнейшую деталь всего убора, обычно обращались за помощью к подругам. (Илл. 6) Лобазня надевается в два этапа. Сначала прикладывается на налобник её центральная часть. Завязываются две потайные тесёмочки (рис. 20), которые держат лобазню на каркасе кички. Потом затылочная часть лобазни укладывается вокруг головы и закрепляется при помощи нитей, закрученных вокруг пуговиц. Очень важно правильно надеть лобазню. Она не должна сильно сползать на налобник, но в тоже время, должна закрывать его боковые края. Спереди из-за лобазки не должен выглядывать жесткий каркас кички. (Илл. 31) Сзади сверху лобазни не должно быть видно лент или каких -либо деталей, кроме верхней части кички. (Илл. 32)

Мы предлагаем рекомендации и подробное описание изготовления всех деталей этого головного убора. Работая над этим убором, Вы можете фантазировать: подбирать по своему усмотрению материалы, варьировать цвета и узоры. Неизменными должны оставаться пропорции, принцип декора, техники исполнения и некоторые важные моменты, которые мы будем отмечать для каждого элемента убора отдельно. Прежде чем начать работу над головным убором, внимательно изучите иллюстрации и рисунки. В нашем журнале представлены четыре этнографических убора (илл. 1, 8, 44, 47, 49, 53, 54), две современные копии лобазни (илл. 47), и одна реконструкция головного убора махры (илл. 2). Возможно, рассмотрев варианты отделки каждой детали, Вы сможете подобрать подходящий для Вас вариант. Один из основных моментов в работе над этим изделием - подбор материалов. Постарайтесь подобрать бисер, галуны, стразы, блёстки, максимально напоминающие старинные. В этнографических образцах встречаются металлические блёстки, стеклянный бисер нескольких видов, золотой и серебряный галун. В более поздних вариантах - пластмассовые бусы, стеклянные бусы для украшения новогодней ёлки, пластмассовые пуговицы, блёстки из фольги.

 

Кичка

В старинных образцах XIX - начала XX века использован красный ситец в мелкий горошек. В более поздних вариантах использованы х/б ткани (сатин, фланель) с растительным рисунком. Для изготовления кички понадобится: 0,3 м х/б ткани, 0,3 м плотной льняной ткани на подкладку, ткань для каркаса, проволока для жесткого каркаса. В старинных кичках использовали ивовые прутья. Размер кички зависит от объёма и формы головы, длины волос. Мы рекомендуем сделать опытный экземпляр по размерам этнографического образца, указанным на рисунке 14, примерить его и изменить размеры кички так, чтобы головной убор был как раз. Детали кроя: из х/б ткани - затылочная часть (1 дет.), лобная часть (1 дет.), из льняной ткани - подкладка затылочной части (1 дет.), подкладка лобной части (1 дет.}, вздёржка (2 дет.). (Рис. 14)

1. Из основной и подкладочной ткани выкраиваем затылочную и лобную части кички.

2. Проволоку плотно обматываем тканью. Получившийся валик сгибаем в виде буквы П и пришиваем к верхнему краю затылочной части. Затем пришиваем лобную часть. Подшиваем подкладку и обрабатываем края. Особенно аккуратно надо обрабатывать верхний край жёсткого каркаса, т.к. он будет виден сверху. (Илл. 30)

3. Нижний край затылочной части подгибаем и подшиваем так, чтобы образовалась кулиска. Закрепляем тесёмки и продёргиваем навстречу друг другу.

Для того чтобы кичка плотно сидела на голове, достаточно просто потянуть за вздержки, нижний край кички затягивается. Тесёмки укладывают вокруг головы и закрепляют узелком надо лбом.

Позатылень

Для изготовления назатыльника понадобятся: полоса красной ткани (ситца или сатина) 18x27 см для основы, полоса плотной х/б ткани для подкладки основы, крупный матовый стеклянный непрозрачный бисер разных цветов для сетки, стеклянный переливающийся бисер для подвесок, цветные шерстяные нитки, несколько крупных бусин, тесьма для завязок, капроновые или х/б вощёные прочные нитки для низания бисером.

1. Сначала изготовим бисерную сетку. В Алешне сохранились старинные образцы низания бисером. (Илл. 52, 53, 55). К сожалению, техника низания на нескольких нитях (концах) утеряна. Мы предлагаем Вам низать бисерную сетку на двух нитях, в готовом виде она не отличается от старинной. Делать сетку лучше слева направо. Схему рисунка сетки можно расшифровать по фотографиям и рисунку. (Илл. 52, 55) Обратите внимание на оформление нижнего края сетки в виде пике; небольшие подвески, завершающие сетку, называются в Алешне сосочки и нижутся вместе с основным рисунком. Верхний край сетки оформляется вертикальными бисерными нитями. (Рис. 15) Возможно, эта часть низалась отдельно.

2. Теперь сошьём основу позатылъника. Полосы ткани складываем вместе и сшиваем между собой. Пришиваем сетку к основе так, чтобы верхняя часть сетки (вертикальные бисерные нити) были пришиты на ткань, а центральная часть - к нижнему краю детали.

3. Оформляем боковые края сетки при помощи шерстяной бахромы с изнанки, тесьмы или золотого галуна с лицевой стороны. (Илл. 53) Обратите внимание на обработку изнаночной стороны края. Именно эта часть позатылъника будет видна, в то время как основная часть сетки закроется лентами.

4. К основе позатылъника пришиваем две завязки.

5. К боковым краям сетки с изнаночной стороны крепятся подвески (поцацуры). Каждая подвеска состоит из двух гроздей, но три помпона в каждой, (Илл. 31) Подвески делаются и пришиваются к позатылънику после того, как сделаны все детали головного убора, и их можно примерить. Только во время примерки можно определить, какой длины должны быть подвески. Первая - до линии груди (ниже планки фартука), вторая чуть короче (над грудью, по линии планки фартука). Можно объединить все шесть нитей одним помпоном. (Рис. 15). К нижним углам сетки крепятся поцацуры с маленькими помпонами на концах. Длина этих подвесок - до ключицы.

Для изготовления поцацур Вам понадобится цветной стеклянный переливающийся крупный бисер или бусы. В старинных образцах использован дутый стеклянный бисер {илл. 54), в более поздних вариантах - ёлочные бусы (крупный стеклярус). Одна из наиболее трудоёмких работ - изготовление шерстяных помпонов. Необходимо отметить, что помпоны, которые называют в Алешне пушки, широко использовались для украшения головных уборов. Так, общее число помпонов в уборе Полины Власьевны Егорочкиной - 39 штук. (Илл. 49) Пушки делались разных размеров, от 1,5 см до 2,5 см в диаметре, в зависимости от места их расположения. Крепились они на бисерных нитях разной длины или пришивались непосредственно на ткань. Для изготовления помпонов понадобится много цветных шерстяных нитей. Вы можете делать помпоны, наматывая нитки на картонное кольцо. Но в этом случае помпоны получаются достаточно жидкими, а в этнографическом уборе пушки - тяжёлые плотные шарики. Мы предлагаем следующий способ изготовления: нитки наматываем на ладонь большим пучком, а затем туго перевязываем получившийся моток. Далее ножницами обрезаем лишние нитки, доводя помпон до нужного размера. При таком способе получается много обрезков и расход ниток значительно возрастает, зато мы можем добиться необходимого эффекта. Помпоны можно сделать однотонными, пёстрыми и двухцветными. (Илл. 54, 56) Среди всех помпонов на этом уборе особо выделяются большие белые височные пушки из гусиного пуха (см. далее).

Песики

Песики в виде подвесок делаются следующим образом; на матерчатую основу (деталь размером 4x4 см). Деталь складывается пополам и сшивается в виде трубочки. С изнаночной стороны пришивается бахрома с бисером из шерстяных нитей, с лицевой стороны набираются подвески из цветного стекляруса. По бокам крепятся маленькие подвески с помпонами. Внутрь продевается тесёмка. Оба песика свободно двигаются на тесёмке. Это позволяет варьировать расстояние между ними. (Илл. 44, рис. 17)

Гуринки

Для изготовления этого височного элемента вам понадобятся черные перья домашней птицы и два черных пера из хвоста селезня (эти перья имеют характерную загнутую форму). Перья собираются в пучок и закрепляются на матерчатой основе, которая в свою очередь крепится на тесёмке, аналогичным песикам способом. (Рис. 16)

Пушки

По словам алешенских женщин, раньше пушки делали из пуха на гребне. Пушки, сохранившиеся на старинных уборах, очень плотные и увесистые (см. также о пушках на поиацурах). Мы предлагаем изготовить их из белых шерстяных нитей способом, описанным выше. Внимательно выбирайте оттенок белых ниток: современные синтетические нитки имеют холодные голубоватые оттенки, а в этнографическом уборе пушки молочного цвета. (Илл. 49)

Налобник

Для изготовления налобника Вам понадобятся: красный сатин, плотная льняная ткань для прокладки, золотой и серебряный галун, металлические блёстки (медные или серебряные), мелкий стеклянный прозрачный бисер, крупный бисер (в этнографических образцах использован дутый стеклянный блестящий бисер), крупный стеклянный переливающийся бисер бежевых или золотистых оттенков, золотная нить, шерстяные цветные нити, две маленьких пуговицы без ножки (или стразы соответствующих размеров), тесьма - вьюнчик, крепкие капроновые нитки для работы с бисером.

1. Выкраиваем из красной ткани прямоугольную деталь размером 18x38. Складываем деталь пополам, вставляем внутрь прокладку (9x38)и сшиваем края. Налобник должен получится достаточно плотный, но не очень толстый, т.к. он будет прилегать ко лбу,

2. Декор этой части головного убора строится по принципу горизонтальных полос. (Илл. 50, 51, рис. 18) Главный элемент - золотая или серебряная бахрома, пришитая по нижнему краю налобника. В старинных налобниках использована готовая бахрома с кремовым или золотым переливающимся бисером на концах.

Бахрома должна быть достаточно густой и закрывать край налобника. Место крепления бахромы закрывается следующим рядом декора. Вы можете смело варьировать последовательность рядов на налобнике. Но не следует нашивать крупные стразы, пуговицы, бусины. Ряды должны состоять из небольших декоративных элементов. Традиционно для алешенских уборов сочетание мелкого прозрачного бисера и блёсток, которые сначала нашиваются на тонкий плоский шнурок, затем незаметными стежками пришиваются к налобнику.

Также налобник можно украсить мелкими пуговицами, пришитыми рядами. (Илл. 50)

3. По бокам украшение налобника завершаем двумя помпонами из шерстяных цветных нитей. Помпоны плотно пришиваются к матерчатой основе налобника, поверх них нашиваем пуговицу и бисер вокруг неё. (Илл. 51)

Ленты

Для изготовления этой части убора можно использовать готовые атласные ленты.

Вам понадобятся: 7-10 лент разных цветов шириной 5 см, длиной около 150 см. Но современные атласные ленты отличаются от старинных образцов. Мы предлагаем Вам самим изготовить ленты. Для этого потребуется 7-10 отрезов натурального шелка или атласа разных цветов по 12 см каждый (при ширине ткани 150 см). Длинную ленту складываем пополам, перегибая вокруг тесёмки. Закрепляем. Ленты должны свободно двигаться на тесёмке, но не соскальзывать с неё. Длина лент, закреплённых на уборе, должна быть чуть ниже линии талии. (Илл. 4, 32)

Лобазня

Для изготовления лобазни понадобятся: красный сатин или ситец для подкладки, плотная ткань на прокладку, золотой галун 67 см шириной б см [можно составить из нескольких более узких), медные и серебряные блёстки, мелкий прозрачный бисер, крупный переливающийся бисер разных цветов, пуговицы или стразы, крупные бусины разных цветов и размеров, цветные шерстяные нитки, золотная нить.

Декор лобазни (рис. 19) делится на несколько частей: горизонтальные полосы, круги {5-7 шт) (илл. 43), золотая или серебряная петельчатая бахрома с крупными бусинами и арипей - большой круг-застёжка. (Илл. 47, 48)

Также лобазню украшают подвески с небольшими помпонами на концах, расположенные по бокам и сзади на арипее (диаметром 3-3,5 см). Центральный декоративный элемент передней части лобазни - круги из бисера с пуговицами или стразами в центре. Горизонтальные полосы надо выполнять в той же манере, что и на налобнике (из мелких составляющих), пространство между кругами и свободную затылочную часть лобазни можно украсить отдельными крупными бусинами, стразами. Сзади главная деталь лобазни - арипей, в центре которого находится пуговица или крупная бусина, страз. Бахрома, закрывающая верхний край состоит из двух слоев. С лица — это петельчатая бахрома из серебряных нитей, между которыми закреплены крупные бусины. (Рис. 19) С изнаночной стороны пришита плотная шерстяная бахрома из разноцветных ниток. (Рис. 20) Тонкий плоский шнур с блёстками и бисером скрепляет эти два слоя.

1. Выкраиваем подкладку лобазни 6x67 см и прокладку. Галун, подкладку и плотную ткань сшиваем вместе.

2. На нижний край нашиваем плоский шнур с нашитыми блёстками. Нашиваем бисер рядами. Бисер должен ложиться ровно и плотно прилегать к ткани.

Мы предлагаем сделать это так: набираем бисер на нитку, другой ниткой закрепляем нить у каждой бисеринки.

3. В центральной передней части лобазни нашиваем круги из бисера. (Илл.43, 47)

4. Оформляем верхний край. С лицевой стороны изделия нашиваем петельчатую бахрому. В петли бахромы вдеваем тонкий плотный шнурок, одновременно нанизывая крупные бусины. С изнаночной стороны пришиваем шерстяную бахрому, нашитую на узкую полоску ткани. (Рис 20) Она должна быть чуть короче первой.Укрепляем верхний край шнурком.

5. Выкраиваем из основнойи плотной ткани арипей (круг диаметром около7 см). Простёгиваем его небольшими стежками. Нашиваем бусины и бисер кругами от центра к краям. Ряды должны плотно прилегать друг к другу. Пришиваем арипей к лобазне так, чтобы часть круга была плотно пришита к основе, а часть — выходила за её пределы. (Рис. 19, 20) К краю лобазни крепим три тоненьких верёвочки, которые будут служить завязками. Подвески на арипей лучше нашивать после того, как весь убор закончен,

6. Делаем подвески. Подвески нашиваются на лобазню в местах излома.

7. Пришиваем потайные завязки и три пуговицы для застёжки.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: