Организация управления

С древнейших времен на Руси главой государства был князь. Среди князей выделялся великий князь — формальный глава большой княжеской семьи. Великокняжеский стол передавался путем сложного очередного порядка (см. выше, Тему 2. рубрику «Раздробленность на Руси»). В XIV в. во Владимирской Руси великими князьями были обычно либо Тверские, либо Московские. Раздел, посвященный борьбе Твери и Москвы за лидерство, в учебнике при подготовке к семинару рекомендуется проработать очень внимательно. Со времен Дмитрия Донского титулы великого князя владимирского и князя московского стали нераздельными. Создатель объединенного Русского государства Иван III с 1485 г. стал использовать и новый титул — государь всея Руси. Государь — это обращение холопа к хозяину. То есть Иван III подчеркивал, что являлся единственным суверенным правителем всей Руси, а не только Владимирской земли: ведь независимых русских земель практически не осталось. Ограниченную независимость сохраняли лишь Псковская и Рязанская земли. В 1547 г. Иван IV Грозный официально принимает титул царь. Слово царь в древнерусском языке произошло от письменного сокращения слова «цесарь» — имени великого римского полководца и политика Гая Юлия Цезаря, бывшего одной из частей титула византийских императоров. В Киевской Руси царями называли императоров Византии, бывшей для Руси центром православного мира. После монгольского нашествия и создания государства Золотая Орда, титулом царь русские письменные источники обозначают хана. Таким образом, принятие титула царь московским государем означало утверждение полной независимости Русского государства и претензию на признание Москвы центром православного мира.

Высшим органом при государе была Боярская дума. Как государственное учреждение она сложилась во второй половине XV в. и просуществовала до времен Петра I. Она имела совещательные (государь обсуждал с ней различные вопросы управления и политики), распорядительные (Дума могла принимать «приговоры» во исполнение воли государя) и исполнительные (боярам поручалось ведать различными вопросами государственного управления) функции. Дума характеризовалась тенденцией к численному росту: ведь пожаловав кого-либо думным чином, великий князь (царь) создавал прецедент для потомков пожалованного: они тоже получали право быть пожалованными присутствовать в Думе. Поэтому со временем в Думе сложилась иерархия чинов: Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

Дьяки — в Московском государстве представляли собой профессиональных государственных служащих, чиновников, бюрократов, получавших за свою службу жалование из казны деньгами. Большие дьяки, занимавшие высокие государственные посты, сближались с классом феодалов (см. ниже рубрику «Население»), получая от царя поместья. Меньшие дьяки практиковали кормление с места — подарки от просителей, которые не считались взятками. Взяткой или посулом считалось лишь такое подношение, за которое дьяк нарушал закон. Мелкие канцелярские чиновники получили название подьячих.

Боярам и большим дьякам могли даваться отдельные поручения по руководству теми или иными отраслями государственного управления, то есть те или иные вопросы им «приказывались». Отсюда название приказы — центральные органы отраслевого государственного управления, существовавшие до времен Петра I. Приказы, также как и министерства, работали на основе принципа единоначалия (ср. «коллегии», см. ниже Тему 4, рубрику «Государственные преобразования»): то есть боярин или дьяк, которому были приказаны дела, принимал решения сам, единолично. Старейшими приказами были Большая Казна, которая представляла собой не только сокровищницу, но и государственный архив, а также Дворец, управлявший землями великого князя (царя). Посольский приказ ведал внешней политикой, Разрядный — дворянской службой, Разбойный — поимкой разбойников, Стрелецкий — стрелецким войском и т.д. Существовали и территориальные приказы: приказ княжества Смоленского, Сибирский приказ и т.п. К середине XVII в. только постоянных приказов (без учета временных) насчитывалось около 50-ти.

В 1549 г. царь Иван Грозный созвал доселе невиданный государственный орган — Земский Собор. На соборе, то есть собрании, присутствовал Боярская Дума в полном составе, епископы русской церкви («освященный собор»), а также представители мелких служилых феодалов — дворян, и городского населения — купцов и посадских людей. То есть Земские Соборы были сословно-представительными учреждениями: избранные на собор депутаты представляли не партии или регионы, а разные группы населения. Конкретно-исторический материал показывает, что Земские Соборы всегда поддерживали царя против боярской аристократии. Поэтому с ослаблением боярства в результате Смуты (1598–1613) и началом формирования абсолютизма, деятельность Земских Соборов прекратилась: царская власть и без того была уже достаточно сильна (см. ниже, Тему 4).

Особым образом было организовано местное управление. Первоначально, при Иване III, на места стали назначать наместников и волостелей. Наместники и волостели управляли вверенными им территориями на основе системы кормлений, то есть получали в свою пользу какой либо вид дохода с подвластной области. Недостаток этой системы очевиден — кормленщик был заинтересован прежде всего в сборе конкретного дохода, определенного ему в кормление. Остальные задачи управления — прежде всего борьба с «лихими людьми», разбойниками — его интересовали мало. Именно поэтому в 30–50-гг. XVI в. Елена Глинская, а затем — Иван Грозный проводят реформу местного управления. Населению предписывалось избирать губных и земских старост. Губные старосты избирались из дворян и детей боярских. В местностях, где феодальное землевладение было неразвито, избирались земские старосты из черносошных крестьян. Будучи связаны с местным населением, губные и земские старосты поддерживали порядок не за страх, а за совесть, хотя в XVII в. царь Алексей Михайлович и предписал особым указом определять в губные старосты лишь негодных к военной службе дворян и детей боярских.

В XVII в. с укреплением власти царя на места стали назначаться воеводы. Они сочетали в своих руках и гражданское, и военное управление. Им были подчинены губные и земские старосты. За свою службу воеводы получали жалование из царской казны. Не следует думать, что страна была разделена на некие воеводства. В какие-то города воеводы были назначены (прежде всего — в отдаленные, приграничные и т.п.), в некоторые — нет.

Важно знать, что все должности в Московском государстве замещались на основе принципа местничества. То есть назначения на военные и государственные должности производились в соответствии с заслугами предков назначаемых. Так, если отец и дед некоего боярина в разное время и в разных ситуациях начальствовали над отцом и дедом другого боярина, царь не мог назначить их в обратной иерархии. Бояре не принимали такие назначения, называя их «порухой роду», то есть считали их прецедентом, который даст в будущем возможность представителям менее знатного рода требовать служебного преимущества над их собственными потомками.

Местничество реально ограничивало власть московских государей и царей. Так, при отце Ивана Грозного — Василии III — посланное им войско не смогло взять Казань из-за того, что воеводы затеяли местническую тяжбу. Местничество было ограничено согласно изданному Иваном Грозным в 50-е гг. XVI в. «Уложением о службе», а в 1682 г. полностью упразднено царем Федором Алексеевичем. Начало местнического спора стало караться конфискацией всех вотчин.

Важные изменения в систему органов власти и управления России внесла опричнина Ивана Грозного. «Опричь» по-древнерусски значит кроме. Обычно так назывались вотчины, остававшиеся по завещанию вдове, опричь (кроме) тех, которые получали сыновья завещателя. В 1565 г. Иван Грозный, опричь всех земель, выделил себе особый удел в государстве. Таким образом вся страна оказалась разделена на опричнину и земщину. В опричнину отошли наиболее развитые земли государства: в центральном районе — с наиболее развитым феодальным землевладением, на Севере — богатые соляным промыслом, на границах с Сибирью — пушным, в районах верхнего Поволжья — с развитой торговлей. Опричнина находилась на особом положении: здесь не действовали никакие традиции (прежде всего — местническая), создавались особые органы управления (опричные приказы, Дума и т.д.), куда Иван Грозный назначал руководителей, не считаясь с их знатностью. В опричных землях производился перебор людишек, то есть поместья получали лишь доверенные опричники, а прочие дворяне выселялись. Вотчины в опричнине ликвидировались. Опричное войско царь использовал для физической ликвидации своих противников-бояр. Поэтому, определяя опричнину, справедливо сказать, что это и особая политика Ивана Грозного, и особые земли в составе Московского царства. Опричнина существовала с 1565 по 1572 г.

 

Население.

Верхушку общества Московского государства представляла собой боярско-княжеская аристократия. Ее состав можно разделить на три группы.

Во-первых, это удельные князья — ближайшие родственники великого князя (царя): родные и двоюродные братья, дядья, племянники. После смерти великого князя по традиции его младшие сыновья получали в удел небольшие княжества. Размер их в XIV–XV вв. неуклонно сокращался, а великокняжеская власть вела с уделами постоянную борьбу. Так, Иван III запретил своим младшим братьям жениться, с тем чтобы выморочные уделы со временем вновь были присоединены к великокняжескому домену. Елена Глинская при малолетнем Иване IV Грозном вынуждена была сгноить в тюрьме двух братьев своего покойного мужа Василия III. Сам Иван Грозный отравил своего двоюродного брата, удельного князя Владимира Старицкого со всей семьей. Это происходило потому, что удельные князья, являясь близкими родственниками великого князя, представляли для него потенциальную опасность как возможные претенденты на престол. Последним удельным князем в истории России стал малолетний сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, получивший в удел Углич. В Московском царстве XVII в. уделы младшим сыновьям царей не выделялись.

Кроме удельных князей в боярско-княжескую аристократию входили служебные князья или княжата, то есть князья бывших независимых древнерусских княжеств, перешедшие на московскую службу после присоединения этих земель к Москве, и их потомки. К этой же группе относились князья «въехавшие» в Московское государство из Великого княжества Литовского (то есть с территории современной Белоруссии и Украины — бывших земель Киевской Руси), а также принявшие православие и перешедшие на русскую службу представители ордынской знати. Уничижительное название «княжата» подчеркивало подчиненный статус этих аристократов, имевших благородное происхождение (ведь они являлись потомками Рюрика, Гедимина, а иногда — Чингиз-хана), но не имевших более своего княжества.

Бояре составляли третью аристократическую группу. Принято считать, что боярство произошло от старших дружинников древнерусских князей и родоплеменной восточнославянской знати.

Все представители боярско-княжеской аристократии являлись крупными феодалами, то есть владели большим количеством населенных земель — вотчин и поместий (см. ниже, рубрику «Формирование крепостного права»). К категории же мелких феодалов принадлежали дворяне и дети боярские.

Название дворяне происходит от слова двор, поскольку первоначально они представляли собой слуг при дворе великого князя. Со временем за службу они стали получать поместья (см. ниже). Дети боярские являлись представителями обедневших и измельчавших родов немосковских бояр, перешедших на московскую службу в ходе объединения земель вокруг Москвы, и фактически сливались с дворянством. Главной обязанностью дворян и детей боярских была военная служба: доход от своих феодальных владений они должны были использовать для содержания боевых лошадей и доспехов для себя и нескольких своих крестьян. По зову великого князя (царя) дворяне и дети боярские являлись в войско «конно, людно и оружно». Дворянская поместная конница составляла основу русского войска вплоть до Петра I. Уклониться от службы мелким феодалам было очень сложно, поскольку за это они лишались своих поместий. Поэтому дворян и детей боярских часто называют не просто мелкими феодалами, а мелкими служилыми феодалами.

Остальные группы населения Московского государства не принадлежали к классу феодалов. Это были посадские люди, стрельцы, крестьяне и казаки.

Посадские люди — это торгово-ремесленное население городов, то есть — горожане в собственном смысле слова. Их название происходит от слова посад — торгово-ремесленного поселения, не имевшего крепости, то есть формально не считавшегося городом. Посадами также называли районы городов, где жили ремесленники и торговцы. Среди посадских людей особенно выделялись купцы, ведшие крупную торговлю и объединявшиеся в сотни по профилю своей торговли.

Стрельцы представляли собой первое полурегулярное русское войско, созданное Иваном Грозным в 1550 г. Стрельцы владели огнестрельным оружием (пищалями), имели относительно единообразную форму одежды, получали из царской казны жалование деньгами и хлебом. Жили стрельцы своими дворами на посаде. И, поскольку жалования не хватало, получили право заниматься торговлей и ремеслами. Именно поэтому стрелецкое войско можно назвать полурегулярным: стрельцы были профессиональными военными, но совмещали службу с занятием торговлей или ремеслом. Это сближало их с посадскими людьми. Вот почему во время городских восстаний XVII в. стрельцы зачастую поддерживали посадское население, выступая против власти. Это, в конечном счете, привело к упразднению стрелецкого войска Петром I в 1698 г.

Крестьяне — это основное население Московского государства. Поскольку крестьянство представляло собой подавляющее большинство жителей России, важно обратить внимание, что само это слово произошло путем редуцирования (упрощения произношения) слова «христианин». Так, Судебник 1497 г., устанавливая Юрьев день (см. ниже), говорит о «христианском отказе» (то есть — уходе крестьянина), а Судебник 1550 г. — о «крестианском отказе»[3]. То есть современниками крестьянин понимался просто как обычный православный русский человек.

Среди крестьян XV–XVII вв. надо выделять группу черносошных крестьян. Соха — это единица податного обложения в России до конца XVII в. Черный же цвет обозначал свободу. Таким образом, черносошные крестьяне — это крестьяне не находившиеся в феодальной зависимости, жившие на свободных землях, не записанных ни за вотчинниками, ни за помещиками, и платившие подати государству.

Прочие же крестьяне постепенно закрепощались. Это приводило к тому, что часть крестьян бежала на границы Московского государства, в районы, не контролировавшиеся царской администрацией. Так появились казаки. Это группа свободного населения, жившая на границах Московского государства. В силу своего географического положения казаки охраняли границы государства. Основными их занятиями и были война, а иногда — разбой. Со временем казаки занялись земледелием. Основным казачьим районом Московского царства был Дон. Читая в учебнике о событиях политической истории XVII в. обратите внимание на то, какую большую роль сыграли казаки в различных социальных движениях периода Смуты, а также на то, как часто на Дону происходили восстания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: