Концептуальная система или структура - тот 6 страница

3. Характеристика процесса категоризации в естественном язы­ке; напр., по [Лакофф 1988: 31], выделяются четыре типа К.М.: про­позициональные, схематические (образные), метафорические и мето­нимические; фактически же при этом описываются механизмы мыш­ления и образования концептуальной системы человеческого созна­ния как той базы, на которой мышление протекает. Такое понятие объединяет различные подходы в когнитивной науке (синонимы: концептуальная область, сцена, наивная модель - «folk model») и соответствует структуре знания, служащей фоном для когнитивной переработки, в частности, для выяснения значения высказывания [Rudzka-Ostyn 1993: 1]. По [Lakoff 1987: xii-xv], в рамках «реализма опыта» («experiential realism», или experientialism), теория К.М. долж­на использовать традиционные взгляды на категоризацию, значение и разум для описания эмпирических данных и основана на следую­щих положениях:

- главная часть наших концептуальных систем непосредствен­
но основана на восприятии, на движении нашего тела и на физико-
социальном опыте человека;

- мысль образна: концепты, не прямо основанные на опыте,
используют метафору, метонимию и «ментальную образность», что
выходит далеко за рамки зеркального отражения, или репрезентиро­
вания, внешней реальности;

- мысль обладает гештальтными свойствами, а потому не ато-
мистична; концепты имеют общую структуру, выходящую за преде-­
лы простого соположения (по фиксированным правилам) понятий­
ных «строительных блоков»;

- мысль - нечто большее, чем механическое манипулирование
абстрактными символами и обладает экологической структурой:
эффективность когнитивной переработки (например, при обучении и
запоминании) зависит от общей структуры концептуальной системы
и от того, какие именно понятия из нее задействованы в данный
момент.



















В.Д., Е.К.

57

КОГНИТИВНАЯ НАУКА/КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ; (cogni­tive science/sciences) - наука/науки, занимающиеся человеческим ра­зумом и мышлением (mind) и теми ментальными (психическими, мыслительными) процессами и состояниями, которые с ними связаны - см. [Виноград 1983: 126; The Cognitive Turn 1989: 72; Varela, Thompson, Rosch 1993: 38 и др.]; наука/науки, предметом кото­рых/которой является когниция - познание и связанные с ним струк­туры и процессы - см. [Eckardt 1993: 57; Pylyshyn 1984: XI]; исследо­вание феномена знания во всех аспектах его получения, хранения, переработки и т.п., в связи с чем главными проблемами К.Н. счита­ются вопросы о том, какими типами знания и в какой форме облада­ет человек, как репрезентировано знание в его голове, каким обра­зом приходит человек к знанию и как он его использует - см. [Schwarz 1992: 14-15]; хотя непосредственные объекты этой науки определяются по-разному, чаще всего этим объектом оказывается информация и главное - обработка информации и ее переработка, причем не только человеком, но и машиной (компьютером), т.е. все виды деятельности с информацией. Согласно более распространен­ному взгляду, - указывает Р.Шепард, - К.Н. - это наука о системах представления знании и получения информации; менее распростра­ненной, но более приемлемой точкой зрения на К.Н. является ее оп­ределение как науки об общих принципах, управляющих менталь­ными процессами, т.е. определение, подобное тому, что дается теоре­тической физике [Shepard 1988: 45].

Как показывают эти определения, несмотря на определенную близость в указаниях на предмет или объект исследования К.Н. - это и знание, и познание, и информация, и человеческий разум и созна­ние, и человеческий мозг как носитель соответствующих систем и их биологическая основа и т.п., - все же в разных дефинициях К.Н. на­зываются разные феномены, и рассмотрение каждого из них привно­сит в науку/науки свою специфику, к тому же каждое направление по сути требует своего собственного эмпирического подтверждения и своей теоретической платформы. Такая ситуация заставляет при­знать, что скорее всего обозначение «когнитивная наука» относится к обширной и весьма общей программе научных исследований, объ­единяемых связующим их единым объектом - когницией. Термин К.Н. следует в связи с этим рассматривать как «зонтиковый» для объединения определенного количества научных дисциплин и созда­ния междисциплинарной науки, которая вырабатывает методы и приемы, необходимые для интеграции усилий ученых разных специ­альностей с целью более адекватного и полного представления об одном из самых сложных феноменов природы - человеческого созна­ния и разума.

Объединение наук в рамках когнитивизма диктуется прежде всего пониманием того, что разум - настолько сложный объект по-

V

58


знания, что изучение его не может быть ограничено рамками одной дисциплины, даже такой, которая занималась им специально - пси­хологии [Вгипег 1988: 82; Schwarz 1992: 14; Johnson-Laird 1983: XI]. История К.Н. ярко демонстрирует и тот факт, что для исследования сложных объектов ученые должны собираться в определенные науч­ные сообщества - один индивид уже не в состоянии овладеть всеми необходимыми данными об объекте [Giere 1989: 3].

Какие же науки объединяет или пытается объединить К.Н.? -Не вызывает сомнения, что у истоков К.Н. стояли когнитивная пси­хология и лингвистика (или - психолингвистика); к числу когнитив­ных наук причисляют, однако, то философию, лингвистику, антро­пологию и нейронауки - см. [Thagard 1989: 72], то прибавляют к пе­речисленным дисциплинам психологию и логику [Gardner 1985: 7], то включают в их состав моделирование искусственного интеллекта (см. схему, приводимую в Предисловии), то, наконец, справедливо указывают на связь К.Н., причем в самом ее зарождении, с методами математического моделирования, теорией информации, кибернети­кой и, конечно же, с компьютерной наукой. В европейских направле­ниях когнитивизма отмечается также связь К.Н. и семиотики, что для настоящего периода его развития очень существенно; ср. [Jorna 1990].

Несмотря на исключительную престижность когнитивных ис­следований и их широчайшую распространенность, несмотря на значительное влияние когнитивизма и на такие науки, как литерату­роведение, социология, антропология и др., К.Н. не может считаться монолитной или же предложившей какой-либо один подход к иссле­дованию когниции и разума; см. [Jorna 1990: II; Eckardt 1993: 1 и 15]. Иногда утверждают поэтому, что когнитивными называют науки, каждая из которых занимается когницией со своих собственных по­зиций и применяя свои методики. Однако дело К.Н. заключается как раз в том, чтобы интегрировать данные из разных наук под опреде­ленным углом зрения, а для этого сформулировать известные пред­посылки исследования и его конкретные цели; ср. [Felix, KanngieВer, Rickheit 1990].

На более ранних этапах развития К.Н. говорили о двух допу­щениях:

- человеческий интеллект может изучаться как материальная
символическая система, которая понимается как «своего рода маши­
на, которая порождает развертывающийся во времени набор сим­
вольных структур»; для человека такими структурами являются мен­-
тальные репрезентации;

- свойства материальной символической системы изучаются
на таком уровне анализа, который позволяет абстрагироваться от
физической или технической стороны указанной системы, а также от
материальной стороны механизмов, производящих некие операции с
символами [Виноград 1983: 127]. Иными словами, хотя в когнитив-

59

 

 

ной парадигме когниция и связывается с определенной ее физической «имплементацией» (реализацией) и считается, что когнитивные про­цессы протекают в том или ином материальном виде, воплощении (как в человеке, так и в машине), сами эти процессы можно полагать независимыми от этого обстоятельства и изучающимися в основном в их функциональном аспекте; ср. [Pylyshyn 1984; Kirkeby 1994: 593 и ел.; Schifier, Steele 1988]. Поскольку признается также несводимость когнитивных процессов к описаниям, сделанным какой-либо одной наукой, постулируется необходимость обращения к данным разных наук и интеграции этих данных; это объясняет междисциплинарный характер К.Н. Требования этого рода подкрепляются и тем, что функционального описания ждут все когнитивные составляющие когнитивной системы разума •- память, внимание, воображение, мышление, восприятие и т.п., а каждая такая составляющая - от­дельный механизм обработки информации, - уже имеет собственную историю се изучения и может исследоваться самостоятельно.

Признается для К.Н. и другая система допущений, и хотя об­щим для всей когнитивной программы является прежде всего попыт­ка «функционально идентифицировать ментальные • состояния, в терминах их взаимодействия между собой, в абстракции от матери­альной реализации в мозгу» и в терминах моделей «внутренней пере­работки» (inner processing) информации - ср. [Демьянков 1994:: 17 и ел.], в число исходных установок включают также помимо допуще­ний об уровне ментальных репрезентаций

- положение о том, что центральным для всей проблематики
является обращение к компьютеру как служащему самой наглядной и
самой убедительной моделью того, как работает человеческой мозг
(си. подробнее компьютерная метафора), а также позволяющему
имитировать на нем отдельные когнитивные процессы (например,
обучения или экспертного знания и т.п.);

- положение о том, что сегодня можно сознательно отвлечься
при изучении когнитивных структур и процессов от воздействующих
на них эмоциональных, культурологических и исторических факто­-
ров, хотя и признается, что такая процедура носит методологически
временный характер; см. [Gardner 1985: 6-7]. Исследование этих и
тому подобных факторов входит, правда, в перспективу когнитивно­-
го анализа [Eckardt 1993: 341], который в будущем поможет решить и
вопрос о том, что представляет собой мозг человека и насколько
оправданно его определение как устройства компьютерного типа.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы о дате «рождения» К.Н. (здесь выдвигаются и мнения о том, что зарождение науки приходится на середину 50-х гг., и мнение о том, что этой да­той должна быть признана организация Центра по когнитивным исследованиям в Гарварде в 1960 г. и даже мнение о том, что распро­странение этой парадигмы знания связывается с 70-ми гг. в амери­канской науке). Много изданий и журналов посвящаются также те-

60


кущим когнитивным исследованиям и, наконец, существует уже не­сколько обзоров исторического характера, отражающих как предте­чи К.Н., так и ее составляющие. Мы уже указали на эти работы в Предисловии. Вместе с тем необходимо отметить, что характеризуя К.Н., говорят о том, что у этой науки длительное прошлое, но весьма краткая предистория [Gardner 1985: 9]. И, действительно, человече­ским интеллектом, закономерностями мышления, источниками зна­ний и процессами его достижения, а также мозгом, психикой и мен­тальными состояниями и актами - всем этим давно занимались фи­лософия и логика, психология и биология. В философии существовал даже специальный раздел, посвященный теории познания, а интерес к гносеологии и эпистемологии, методологии и истории науки ха­рактерен отнюдь не только для К.Н. И все же надо решительно под­черкнуть тот факт, что в рамках К.Н. все эти и аналогичные им про­блемы звучат по-новому и решаются по-новому и что с самого нача­ла ученых, стоящих у истоков новой науки, отличала несомненная оригинальность, и что как о когнитивной революции, так и о рево­люции хомскианской говорят не случайно. Когнитивизм знаменовал появление новой парадигмы научного знания, и с ним в историю науки пришло новое понимание того, как следует изучать знание, как можно подойти к проблеме непосредственно не наблюдаемого -прежде всего к проблеме внутреннего представления мира в голове человека: ключевыми понятиями для начальных периодов К.Н. ста­новятся понятия репрезентаций, структур представления знаний, нетождественных по своей модальности, объему, близости репрезен­тируемому оригиналу и т.п.

Первый этап в развитии К.Н. и был посвящен, собственно, разработке идей репрезентационализма и освещению той деятельно­сти человека, которая могла быть определена как оперирование мен­тальными репрезентациями, выступающими прежде всего как симво­лы чего-то, находящегося «извне», в реальном или выдуманном мире, но всегда как стоящего взамен чего-то. «Когнитивизм - взгляд, со­гласно которому человек должен изучаться как система переработки информации, а, поведение человека должно описываться и объяс­няться в терминах внутренних состояний человека. Эти состояния физически проявлены, наблюдаемы, и интерпретируются как полу­чение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения разумно формулируемых задач» [Демьянков 1994i: I]. Подобное определение когнитивизма означало, что центральной проблемой для всего этого направления оказывался вопрос о том, в каких именно терминах следует описывать и объяс­нять все манипуляции с информацией, и ответом на этот вопрос яв­лялся тезис об операциях с символами и над символами (ментальными репрезентациями). Но с символами оперировали и компьютеры. Сопоставление работы компьютера и деятельности мозга детерминирует основную линию анализа внутри многих на-

61

 

 

правлений К.Н. и предопределяет поиски решений многих когнитив­ных проблем имитацией ментальных процессов на компьютере. Со­ответственно, ключевыми понятиями К.Н. становятся и такие поня­тия как обработка знаний (processing) или их «вычисление» (computation). Чем-то вроде вычисления начинает считаться и ра­зумное поведение человека [Caplan 1989]. Но аналогия операций на ЭВМ и в мозгу человека (см. компьютерная метафора) оказывается настолько глубокой, что многие ученые начинают считать, что и К.Н. должна изучать не только человеческое мышление, но включить также в предмет своего исследования все процессы переработки зна­ний - как осуществляемые человеком, так и машиной. Дискуссии о правомочности такого взгляда на веши определяют и сегодня борьбу мнений о сущности когнитивной парадигмы.

Рефлексы этой полемики особенно существенно сказываются на втором этапе развития когнитивизма, который в Америке испыты­вает радикальные преобразования под влиянием коннекционизма, а в Европе сказывается на обращении к проблеме языковой обработки данных в первую очередь.

Связь лингвистики и психологии, характеризовавшая началь­ные этапы становления К.Н. - см, подробнее [Кубрякова 1992; 1993; 1994:], приобретает настолько тесный характер, что проблемы пони­мания речи и порождения речи начинают ставиться в новом ключе -они вызывают к жизни поток специальной литературы, направлен­ной на объяснение всей речемыслительной деятельности с когнитив­ной точки зрения; ср. [Кубрякова 199Ь; Rickheit, Strohner 1993; Schwarzl992nflp.].

Яркая тенденция сблизить исследование когниции с изучением языка становится, несомненно, отличительным признаком всей К.Н. «Существует искушение, - указывает Г.Харман, - определить К.Н. как представляющую собой научное изучение когниции, но это че­ресчур узкое ее понимание: с одной стороны, в центре интересов К.Н. находится язык, с другой стороны, взгляды на то, до какой степени изучение языка входит составной частью в изучение когниции, рас­ходятся. Поэтому лучше говорить о том, что К.Н. включает как ис­следование языка, так и исследование когниции, причем у этих ис­следований часто появляются как философские, так и чисто инже­нерные аспекты» [Herman 1988: 259].

В словаре по когнитивной психологии отмечается в связи с этим, что К.Н. вырастет на основе трех начинаний: изобретения компьютера, развития психологии и подхода, определяемого анали­зом процесса обработки информации и исследованием ментальных процессов, касающихся восприятия, памяти, языка и мышления и, наконец, появлении теории генеративной грамматики со всеми ее ответвлениями [Eyscnck 1991: 60]. Связь хомскианской революции в лингвистике и когнитивного переворота в, науке представляется,

г

62


таким образом, несомненной. См. также [The Making of Cognitive Science 1988].

В истории К.Н. уже можно, по всей видимости, выделить по крайней мере два указанных выше этапа - этап узкого когнитивизма (см.), который сменяется этапом все возрастающей роли таких новых моделей работы мозга, как коннекционистские (модели так называе­мой параллельно распределенной обработки информации Дж.МакКлеланда и Д.Румельхарта [Parallel Distributed Processing 1986]).

С широким распространением К.Н. можно связать появление разных школ и разных направлений в разных странах. В европей­ских течениях К.Н. особое внимание уделяется процессам языковой обработки информации, в американских направлениях огромный скачок вперед сделали когнитивная психология, в которой накопи­лись значительные массивы данных экспериментального порядка, а также нейронауки.

























Е.К.

КОГНИТИВНАЯ ОБРАБОТКА И ПЕРЕРАБОТКА (cognitive processing; kognitive Verarbeitung) - процесс переработки информа­ции человеком, аналог вычислительной процедуры. Выявление принципов К.П. языковых данных - восприятия и понимания речи -является центральной задачей когнитивной лингвистики. В частно­сти, в процедурной семантике [Miller, Johnson-Laird 1976; Johnson-Laird 1983], а также в лингвистических теориях Чейфа и Джекендоф-фа - см. [Langacker 1990: 1], значение языковых выражений считается результатом К.П., называемой концептуализацией. В когнитивной грамматике [Langacker 19872: 56] подчеркивается, более того, что значение целиком относится к ведению К.П., а не объективной ре­альности. Поэтому бессмысленно формулировать семантические описания в терминах условий истинности (т.е. соответствия действи­тельности). Выражения, описывающие «объективную» ситуацию, могут различаться по значению, в зависимости от того, как эта си­туация рассматривается и «конструируется»: выражение навязывает образ этой ситуации. Конвенциональные образы, воплощенные сим­волами языка (лексическими и грамматическими единицами), предо­пределяют их семантическую значимость.

Эффективность К.П. при усвоении знания и в работе памяти, по [Lakoff 1987: xii-xv], зависит от общей структуры концептуальной системы и от того, что означают концепты.

Психологической реальностью обладают только те когнитив­ные процессы, которые выглядят как процессы «компьютации», или вычисления (computational processes), что предполагает некоторое

63

 

 

посредничество репрезентациоиной системой. Эта система репрезен­тации не может быть сама естественным языком- несмотря на то, что семантические свойства предиката любого естественного языка, дос­тупного для изучения, должны быть выразимы в рамках такой ре-презентационной системы. Эту систему называют иногда языком мысли [Fodor 1975: 27]. Например, моделируя семантическую К.П. в ситуационной семантике, используют понятие «тип ситуации», от­носящееся именно к ментальному метаязыку [Evans 1985: 2].

Само понятие К.П. - в иных терминах - присутствовало уже в схоластической философии языка. Так, в понимании Фомы Аквин-ского К.П. - процесс естественной семиотики, связанный с общени­ем, которое представляется затрудненным из-за множественности функций и значимостей элементов. Сообщения, которым обменива­ются различные модули («способности»), функционируют одновре­менно как знак и как сигнал: их отправляют в качестве сигналов от одного модуля к другому, и в качестве таковых они являются знака­ми в некоторой последовательности знаков. Знание же есть необхо­димое сообщение правды, естественным кодом которой является действительность. Означивание действительности - естественное отношение, а коммуникация является необходимым, механическим актом знания, при том, что кодом является сама действительность: таким образом, естественный семиотический универсум полностью упорядочен [Pellerey 1989: 101-104].

в.д.

КОГНИТИВНАЯ ОБРАБОТКА ЯЗЫКОВЫХ ДАННЫХ;

(language processing, Sprachverarbeitung) - когнитивная обработка информации, поступающей к человеку во время дискурса, чтения, любого знакомства с языковыми текстами и т.п. и, таким образом, осуществляемая как во время понимания, так и во время порождения речи. Нередко провозглашается центральной задачей исследования в когнитивной лингвистике под влиянием общего определения когни­тивной науки как занимающейся процессами обработки информа­ции человеком (или машиной) во всех их аспектах; см., например, [Schifler, Steele 1988]. Последним подчеркивается, что при анализе обработки языковых знаний следует изучать не только те менталь­ные репрезентации, которые возникают по ходу обработки и/или извлекаются из долговременной памяти, но и те процедуры или опе­рации, которые пр этом используются. Определяя лингвистику как когнитивную науку, указывают на то, что язык рассматривается при этом как определенный когнитивный процесс, заключающийся именно в переработке информации, заключенной в любом речевом произведении. Естественно, что внутри когнитивной лингвистики стремятся рассмотреть такую обработку информации, которая на-

64


шла свое выражение в языке и с помощью языковых средств, что включает как анализ «готовых языковых единиц» (составляющих в совокупности ментальный лексикон человека), так и анализ предло­жений, текста, дискурса, т.е. описаний, данных на естественном язы­ке. При исследовании языковой обработки приходится всегда учи­тывать интеракцию (взаимодействие) языковых структур с другими когнитивными или концептуальными структурами. Языковые струк­туры, подлежащие обработке, считаются репрезентирующими в па­мяти человека внешний мир и представляющими собой его менталь­ные модели; ср. [Schwarz 1992: 93 и др.].

80-е и. бы. in связаны с появлением разных моделей обработки языковой информации как при порождении речи, так и при ее вос­приятии, причем особое внимание уделялось именно процессам по­нимания текста и дискурса, что вызвало к жизни поток исследований по теме; см., например, [Rickhcit, Strohner 1993; Felix, KanngiеВеr, Rickheit 1990; Stevenson 1993; Сар1ап'1992и др.].

Многие процессы, связанные с обработкой языковых данных изучались издавна как в пределах психологии речи, так и - позднее -в рамках психолингвистики. Но начиная с 70-х гг. они стали важной частью когнитивной науки. С появлением компьютеров рассмотре­ние этих процессов приняло новую форму уже потому, что эти вы­числительные машины были созданы специально для обработки и переработки информации и вся область ввода знаний и их фиксации в виде банка знаний, а также операции по использованию этих зна­ний стали связываться с работой ЭВМ. Рождаемое в эти годы пред­ставление о человека как о своего рода информационно-обрабатывающей системе, развивающееся в когнитивизме, базиро­валось на сопоставлении человека и машины (см. также компьютер­ная метафора). Но в ходе этого сравнения, как и в развитии моделей искусственного интеллекта, выявились не только известные черты сходства при операциях с символами и над символами, но и принци­пиальное отличие деятельности человека и компьютера - ведь в про­цессах языковой обработки данных происходит не только когниция, но и коммуникация, что, собственно, и делает эти процессы ситуа­тивно зависимыми и ситуативно обусловленными, интенциональны-ми и т.п. К тому же в анализе дискурса речь идет не только о том, что информация каким-то образом обрабатывается и «вычисляется», но и о том, что она как-то передается и должна интерпретироваться, что зависит от личности говорящего и слушающего и т.п.; ср. [Rickheit, Strohner 1993: особ. 9 и ел.].

Хотя выявившаяся возможность воспроизведения или имита­ции процессов понимания текста и дискурса на компьютере (например, [Dinsmore 1991]) и обнаружила некоторые черты этих процессов, сходные и для машины и для человека, эксперименты этого рода выявили отчетливо и те ограничения, которые характе­ризуют работу машины по сравнению с деятельностью человека, и

                                                                                                                65

 

напротив, которые свойственны разуму человека в отличие от искус­ственного интеллекта.


Е.К.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (cognitive psychology; (cognitive Psychologic, Psychologic cognitive) - особое когнитивно ори­ентированное направление в психологии, связанное с изучением мен­тальных состояний и ментальных процессов, характеризующих по­ведение человека и отличающих его от других живых существ. К.П. стояла у самых истоков когнитивной науки и обязана своим назва­нием У.Найссеру, озаглавившему в 1967 г. свою известную книгу аналогичным образом; ср. [Neisser 1967; 1976: особенно 83 и ел.]. Зна­комый с идеями Ж.Пиаже и Н.Хомского, он был увлечен их пред­ставлениями и креативном и конструктивном характере человече­ской деятельности и пытался восстановить пути, связывающие сен­сорные ощущения человека с их дальнейшей обработкой и включе­нием в память. В более поздней книге, посвящаемой соотношению когниции и реальности [Найссер 1976]. Нейссер говорит о К.П. как составляющей часть когнитивной науки и расширившей существен­но область своих исследований под ее воздействием и влиянием.

Фактически когнитивный подход рождается именно в психо­-
логии, где он знаменует прежде всего отказ от упрощенного понима-­
ния психических процессов и человеческого поведения в терминах
стимулов и реакций, характерных для бихейвиоризма, и означает
разрыв со всем этим течением. В орбиту научных интересов К.П.
попадают с самого начала не только такие феномены, как научение
или обучение и память, но и такие более сложные явления, как пла-­
нирование деятельности, а, главное, виды отражения мира в мозгу
человека и формирование с этой целью разных типов его менталь-­
ной репрезентации,       всего того, что получает название
«человеческой ментальной деятельности» - human mentation.

Наличие специального руководства по когнитивной психоло­гии [Величковский 1982] избавляет нас от необходимости приводить данные о более специальных особенностях этой разновидности пси­хологии, и мы останавливаемся в силу этого лишь на некоторых важных для нас обстоятельствах ее становления и современного со­стояния.

К.П. 60-х гг. трудно охарактеризовать вне рассмотрения пси­холингвистики, складывающейся специально для создания теории речевой деятельности и утверждающей в качестве трех своих глав­ных проблем вопросы о порождении речи, ее понимании и речевом общении, а также о процессах усвоения языка ребенком -- ср. (Тарасов 1987: 8], - т.е. все те проблемы, которые с 70-х гг. во всяком

66


случае стали предметом анализа самой К.П. Психолингвистика с этого времени как бы поглощается К.П.; см. [Tanenhaus 1989: 3-5].

К.П. рождается как ветвь экспериментальной психологии, изу­чающей протекание и специфику разных ментальных процессов в голове человека, а также систем и механизмов, обеспечивающих их осуществление, но с формированием когнитивной науки она сущест­венно меняет используемую методику этих экспериментов. Широкое применение методов математического моделирования (например, кластерного анализа), использование методики и методологии тео­рии информации и кибернетики, развивавшей теорию управления сложных систем, - все это радикально меняло и К.П. Представители К.П. стали рано осознавать, что для создания новых концепций об устройстве мозга и структуре и функциях человеческой психики не­обходимо объединить усилия специалистов из разных сфер знания и взять на вооружение новые предлагаемые ими методики и, прежде всего, использовать в этих целях вычислительные машины, компью­теры. Такие психические феномены, как память, внимание, вообра­жение, действие и его планирование стали изучать с применением ЭВМ. Предлагавшиеся в К.П. когнитивные модели беспрестанно менялись и уточнялись, отдельные составляющие когнитивных сис­тем или когнитивной инфраструктуры человеческого мозга получали в К.П. все более сложную и изощренную интерпретацию благодаря массе новых открытий и экспериментальных данных. Оказалось.как отмечает У.Найссер, что когнитивные процессы, здесь изучаемые, являются и более врожденными и одновременно более зависимыми от экологических и социально-культурологических факторов, чем то полагали ранее [Neisser 1994: 225 и ел.], а признание этого факта трансформировало постоянно представления о том, чем должна за­ниматься К.П. и какие конкретные задачи она должна перед собой ставить; ср. [Ellis, Hunt 1993; Tanenhaus 1989].

К.П. демонстрирует, как сильно менялись классические науки под влиянием новых установок. Ведь с незапамятных времен людей интересовало то, что происходит у них в голове и как это сказывает­ся на поведении человека: полагали, что все поступки и действия человека являются результатами каких-то процессов и состояний его психики. Вопрос о том, как человек воспринимает и осмысляет мир и как это знание о мире связано с его поступками, как первоначально что-то входит в память человека, а затем может быть при необходи­мости извлечено из нее, - все это и раньше входило в психологию, но рассмотрение всех перечисленных феноменов под особым углом зре­ния составило предмет К.П. лишь недавно, когда изменились, поми­мо всего прочего, и представления о том, как следует исследовать эти феномены. Ответ в бихейвиористской психологии на эти вопросы был достаточно простым: все решается в ходе наблюдений за непо­средственно воспринимаемыми поступками человека, за его реаль­ным поведением. Но именно этот ответ был поставлен под сомнение








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: