Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:
Зло ср. худое, лихое, худо, лихо; пртвпл. добро. Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу.
Злить кого, сердить, гневить, бесить, раздражать, выводить из себя, разорять, озлобляться, сильно сердиться, кипеть гневом.
Злоба ж. зложелательство, злорадство, ненависть, закоснелая вражда, злое расположенье к кому или чему. Воспалиться, гореть злобою, таить в себе злобу. Злобный, исполненный злобы, о челов. гневливый, мстительный, зложелательный и злопамятный; о животн. лютый, яростный, опасный; о деле, поступке: сделанный со злым умыслом.
Злобить кого, злить, озлоблять, сердить, раздражать; кому, питать закоснелую вражду к кому, всегда желать зла, злиться или питать злобу, искать случая причинить зло; желанье мести.
Злость ж. зло, злоба, как свойство, качество души или как страсть.
Агрессивность (1, 3) - одна из интереснейших тем психологии эмоций. И один из наиболее встречающихся на психотерапии клиентских запросов. Причем, обычно люди, в связи с этим чувством, собой не довольны. Они или хотят злость не чувствовать, или уметь «убивать обидчика сразу и одним словом».
Бытуют два самых распространенных полярных заблуждения по отношению к выражению гневу и агрессии:
1. «Испытывать и выражать гнев - это плохо»: «гнев делает нас животными»; «мы раним и обижаем этим других людей», «это не по-христиански», «надо терпеть»; если ты гневаешься, то ты «плохой человек». В результате таких установок, имеющих в нашей стране глубокие исторические корни, человек пытается это чувство не замечать, прятать и его стыдиться. Как результат такого обращения с агрессивностью, мы видим или вспышки ярости, взрывы плохо контролируемых эмоций («накипело!»), или хроническую раздраженность под маской вежливости, или тотальное подавление агрессии как характер (герои Достоевского: униженные, оскорбленные, бесзащитные), делающее человека «жертвой».
2. «Испытывать и выражать гнев - это хорошо и полезно для здоровья»: «гнев - это естественно, а что естественно, то не безобразно в любом виде», «если ты не умеешь злиться, то будет рак», «надо сразу выражать любую агрессию, чтобы не заболеть, а другой пусть сам позаботится о себе», «я имею право говорить о своих претензиях». Как результат, мы видим потакание своему эгоизму, разрушенные отношения, черствость, скандальность и реактивность как личностную черту, тиранию.
Что же такое человеческая агрессивность? Хорошо это или плохо? Как к этому чувству относиться, и какое выбирать поведение?
Мне очень по душе позиция экзистенциального ана-лиза (3), понимающая агрессию как защитную спонтанную (копинговую) реакцию личности. Эта реакция возникает в случае опасности для границ личности. Личность воспринимает нечто извне как вторжение: угрозу жизни и здоровью, опасность для отношений, выпад в сторону ценностей, удар по самооценке или смыслу. И Личность защищается, то есть в нас растет сила, появляется энергия для противостояния и защиты себя. Эта сила первобытна, она может разрушать, совершать насилие ради спасения себя, и поэтому она нуждается в осмыслении и контроле как любая первичная эмоция (3) (см. О чувствах в психотерапии).
Стратегия терапевтической работы состоит в том, чтобы через конкретную ситуацию агрессивного почтения клиента понять, что было в этой ситуации угрожающего для его личности, а затем найти адакватный способ выражения этой защитной силы.
Терапевтические шаги:
1. Исследовать, что конкретно вызывает агрессию в данной конкретной ситуации (кто, какие слова, тон, действия)
2. Понять, что оказалось под угрозой (жизнь, здоровье, отношения, любовь, самоценность, уважение, смысл, вера или др.). Можно использовать технику «Если бы агрессия действовала сама по себе», хотя эта техника имеет ограничения - я бы не рекомендовала ее использовать с клиентами, склонными к реактивному поведению, с агрессивными людьми.
3. Разработать адекватный способ защиты в данной ситуации, даже если ситуация больше не повториться или нет возможности встретиться обидчиком. Это может помочь завершить ситауцию и служит тренировачным целям - быть способным к защите себя.
Пример из практики.