Стандартные прогрессивные матрицы ДЖ. Равена (60 заданий)

 

Тест прогрессивные матрицы Дж. Равена (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).

Чёрно-белые прогрессивные матрицы Равена состоят из 60 матриц, в каждой из которых отсутствует один из составляющих её элементов. Задания сгруппированы в 5 серий - А, В, С, D, Е, каждая серия состоит из 12 матриц.

Принцип «прогрессивности» в Стандартных матрицах реализуется двояким образом:

а) внутри каждой серии задания расположены с учётом их возрастающей сложности;

б) все серии отличаются различной трудностью, которая возрастает от серии А к серии Е.

Возрастающая трудность заданий определяется:

· увеличением числа элементов в матрице;

· увеличением предлагаемых вариантов решения;

· усложнением логического принципа, лежащего в основе каждой композиции, который обследуемому необходимо понять, чтобы закономерно выбрать недостающий элемент.

Расположение матриц в определённой последовательности соответственно принципу возрастающей сложности мыслительных операций, необходимых для решения, не исключает варианта парциальной несформированности умственных операций у обследуемого. В этом случае профиль суммарных оценок за 5 серий не будет отражать нарастающую сложность.

 

Инструкция: В Вашем регистрационном бланке 60 пустых ячеек для ответов. Это означает, что тест, который Вам будет предложено выполнить, состоит из 60 заданий. Все задачи разделены на 5 групп, которые называются сериями и обозначены буквами А, В, С, D, Е. В каждой серии 12 заданий. Номер каждого задания указан вверху страницы книжки, с которой Вы будете работать. Сейчас я объясню Вам порядок работы. Не открывайте Ваши книжки без моей команды.

Разберем первый пример. Обратите внимание на доску. Итак, задание А1. (П сихолог указывает номер задания, расположенный над первым примером). Перед Вами прямоугольник, из которого вырезан фрагмент. Ниже представлены варианты фрагментов. Вам нужно найти тот, который был вырезан из прямоугольника. Если правильный фрагмент подставить в прямоугольник, то целостность картинки восстановится. Номер правильного ответа необходимо записать в графе регистрационного бланка с номером, соответствующим номеру задания. (Психолог записывает номер правильного варианта ответа в соответствующую графу фрагмента регистрационного бланка на доске, указывает на соответствие номеров).

Разберем следующий пример. Перед вами картинка, на которой расположено 3 ряда геометрических фигур. В нижнем ряду одной фигуры не хватает. Ваша задача – определить, какой именно. Для этого необходимо понять логику построения каждого ряда, которая может заключаться в построении горизонтали, вертикали или диагонали. Если рассмотреть горизонтальные ряды, то каждый из них состоит из трех разных геометрических фигур – круга, ромба и квадрата. Если рассмотреть каждый вертикальный ряд, то он также состоит из трех разных геометрических фигур – круга, ромба и квадрата. Соответственно, понятно, что для завершения нижнего ряда на данной картинке не хватает квадрата. Теперь обратим внимание на то, что среди представленных ниже вариантов ответа есть три квадрата, которые отличаются окраской. Вернемся к рассмотрению рядов. В каждом горизонтальном ряду есть фигура полностью закрашенная, заштрихованная и без окраски. И в каждом вертикальном ряду есть фигура полностью закрашенная, заштрихованная и без окраски. Соответственно искомый квадрат должен быть заштрихован. (Психолог записывает номер правильного варианта ответа в соответствующую графу фрагмента регистрационного бланка на доске, указывает на соответствие номеров).

На выполнение 60 заданий вам отводится 30 минут. Ваша задача – справиться с как можно большим количеством заданий. Обращаю Ваше внимание, что задания составлены так, чтобы в начале каждой серии располагались более легкие задания, а в конце более трудные. Если какое-то задание вызывает затруднение, советую не терять времени, пропустить его и приступить к выполнению следующего. Если в конце работы останется время – вернитесь к заданию, которое вызвало затруднение.

Обратите также внимание на то, что в данном тесте допускаются исправления. Если Вы ошиблись и хотите исправить цифру, которую уже внесли в графу регистрационного бланка, необходимо зачеркнуть написанную цифру и справа от нее написать новый вариант ответа. (Психолог демонстрирует на доске вариант исправления ответа).

Если у Вас есть вопросы по выполнению, я готова на них ответить.

Откройте свои книжки, можете приступать. Напоминаю, что время выполнения 60 заданий – 30 минут. За 5 минут до окончания указанного времени я Вас предупрежу.

 

Пример на доске:

Номер задания Номер выбранного фрагмента
А1  
С1  
 

                     А1

С1

                                        

 

 

Стимульный материал

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: