Социо-игровой метод – театральные технологии на уроке

Этот метод предполагает, выражаясь словами одного из авторов этого метода, В.М.Букатова, «охват вариативности игрового действия» и «функции в игре». Эта методика (технология) вносит, по его мнению, «в устойчивость урока стихию алогического становления, необходимую для осуществления «живой становщейся реальности». То есть она позволяет «выдумывать детали, «оживляющие» учебное задание, «подхлестывать и интриговать» учащихся в процессе урока для активизации их деятельности и заинтересованности в работе, проводить, так называемые «игро-дидактические импровизации», используя перечень «игровой комбинаторики и список вариативности основных игровых действий», разрабатываемый в Институте художественного образования (А.П.Ершовой, В.М. Букатовым). Список вариативности основных игровых действий включает в себя: 1. Опережение, соревнование, обгон. 2. Передача эстафеты. 3. Преследование. 4. Подбрасывание, подпрыгивание. 5. Вытеснение, изгнание. 6. Нарушение целостности или устойчивого равновесия. 7. Сбивание, сваливание. 8. Преодоление препятствия. 9. Распределение, выбор пары. 10. Бросание жребия. 11. Поиск, угадывание. 12. Имитация действия. 13. Сохранение целостности или стойчивого равновесия. 14. Движение по заданной траектории. 15. Кружение, верчение; 16. Движение по сложной траектории. (В. М. Букатова Педагогические таинства дидактических игр / Уч. пособие. М.: Флинта, 1997)

Художественное событие – Это словосочестание не следует рассматривать, как синоним слов: «праздник», «спектакль», «представление». Это особый жанр завершения процесса длительного освоения какой-либо темы, цикла уроков, объединенных одной сквозной темой, проектной деятельности, цикла экскурсий, блоков занятий по музейной педагогике, уроков-путешествий, серии интегрированных уроков по разным предметам по одной изучаемой теме и др. К художественному событию активно готовятся все: учащиеся, педагоги, родители. Сообща создается сценарий проведения события, разрабатываются эскизы оформления того помещения, где планируется проводить художественное событие, создаются элементы его украшения, цветовое оформление. При необходимости изготавливаются костюмы и многое другое. Главное условие – все должно делаться самостоятельно. Если планируется какие-то отдельные выступления, то они готовятся каждым выступающим самостоятельно или при содружестве с педагогом (в тайне от остальных). Если проект события создается коллективно, то коллективно и обсуждаются его детали. Для наибольшей организации выбирается специальный режиссерский коллектив, который разрабатывает сценарий действия, развернутый план подготовки того или иного мероприятия и тщательно следит за его выполнением.

Все представления, показы, игры, индивидуальные выступления школьников, должны быть подчинены той теме длительного коллективного исследования, которое велось непосредственно теми школьниками, которые заняты в организации и проведении художественного события. Это значит, что все участники события должны быть хорошо осведомлены о происходящем и могли бы активно включаться в организованную «игру».

Участники художественного события должны быть всегда готовы к тому, что от них в какой-то момент потребуется включение в действие и они могли бы свободно импровизировать на любую тему, продолжить или изменить ход ведения представления.

Художественное событие также должно быть желанным и обязательно (по своей сути) радостным, нести положительный резонанс в жизнь каждого ученика. Ничего не должно сковывать действия детей, каждый участник художественного события должен чувствовать свою причастность к происходящему, а не быть сторонним наблюдателем происходящего. Поэтому художественное событие лучше и эффективнее происходит только в том коллективе, который готовил это мероприятие. Тогда включения каждого ученика в общее действо происходит естественно, без напряжения. Художественное событие обязательно должно проходить при активном сотворчестве с педагогом или коллективом тех педагогов, которые в процессе подготовки к событию были включены непосредственно в этап проведения предыдущих занятий и, также как и учащиеся, прожили тот отрезок рабочего времени по изучению и освоению общей темы.

Подводя итог, можно утверждать, что интегрированный подход к процессу освоения искусства необходимо рассматривать как целостный процесс, который требует специальной подготовки педагога и который предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии учащихся. В результате такого сложного процесса, в сознании учащегося происходит перенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов художественного мышления и рождение нового индивидуального образа. Тем самым происходит познание, осознание, осмысление и переосмысление происходящего.

Для общеобразовательных детских учреждений рассматриваемое направление в освоении искусства важно и со стороны общего экологического подхода к процессу обучения. Образовательные школы, к сожалению, связывают свои главные задачи с преподаванием, накоплением знаний, и сведений, формированием определенных умений и навыков. При этом совершенно не готовят детей к жизни, к применению этих знаний на практике.

Как показала реальная практика, интегрированный подход носит естественный характер постепенного вхождения ребенка в творческий процесс, так как опирается на природную предрасположенность каждого понимать, чувствовать и проявлять свои способности в разных искусствах. Важна именно нацеленность занятий искусством на заботу о развитии культуры эмоций, умения управлять своими чувствами, понимать и чувствовать товарища, другого человека. Обучить культуре без искусства невозможно, ее можно воспитать, пробудив потребность в творчестве, в стремлении совершенствовать себя, обучив мыслить, понимать и осознавать явления, развивая способность индивидуализировать получаемую информацию и передавать ее другому человеку, взаимосвязывать явления между собой, находить общие моменты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: