БРАТЕЦ ВЕТЕР
Связанный со стихией воздуха, ветер в мифологических представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа.
В народе его называют «Ветровым», «Ветряным мужем» или человеческими именами. Так, в Архангельской губернии ветер называли Лукой или Мойсием, а на всей территории Русского Севера непосредственно для северного ветра было распространено имя Седориха. Обычай называть ветер человеческим именем существовал у многих славянских народов.
Традиционные представления о том, каков внешний облик ветра, делятся на два типа.
Согласно первым, ветер невидим, он существует в природе незримо. Согласно вторым, ветер воплощался в облике человека, причем мужского пола. Его представляли с большой головой и толстыми губами. В Новгородской губернии ветер называли «косоруким». Атрибутом его являлась шапка. Так, поволжцам северо-западный ветер виделся дедом в изорванной шапке. В разных местностях он мог представать в облике и мальчика, и мужчины, а также всадником и конем.
|
|
Во многих поверьях ветер, как человек, может кататься в повозке или входить в дом к людям. Архаичный образ сохранили украинские поверья, где ветры воплощаются в виде четырех больших человек с огромными губами и усами, стоящих в четырех концах мира.
Верховным божеством восточныхславянбыл Сварог.
В народных представлениях власть повелевать ветрами приписывается различным божествам и мифологическим персонажам. Так, в «Слове о полку Игореве» о ветрах говорится, что они «Стрибожьи внуки» и подвластны Стрибогу.
В русских сказках повелительницей ветров выступает Баба-Яга. В древних северорусских поверьях духи воздушной стихии воплощались в образах повелителей ветров: Сиверике, пике, Полуденнике, Шелоннике. Согласно мифологическим сказам, ветер сопровождает лешего, покойника, черта, различную нечистую силу, которые могут вызывать появление ветра или сами становиться им.
О связи ветра с потусторонним миром свидетельствует не только его причастность к божествам и существам «иного» мира, но и его местопребывание, о котором можно судить и по традиционным представлениям, и по указаниям в мифопоэтических текстах.
Так, в Вологодской и Тамбовской губерниях местом обитания ветра считался остров в море или океане или различные образы «того» света. Вологодской традиции рассказов известен образ двенадцати ветров, называемых «варганами» и прикованных цепями к скале, которая находится на острове среди океана; когда какому-нибудь ветру удается сорваться с цепи, на земле возникают буря и ураган. По поверьям Томской губернии, ветер появляется из дырки в небе.
|
|
В народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, в Поволжье благоприятный ветер называли «святым воздухом». На Русском Севере холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул». Воплощением самого опасного ветра был «вихрь».
В крестьянской среде причины возникновения ветра осмыслялись по-разному. В некоторых местах его появление связывалось с общеславянскими представлениями о ветре как местопребывании душ и демонических существ.
В Вологодской губернии считали, что тихий ветер возникает от дуновения ангелов, а буйный – из-за действия дьявольских сил. Когда поднимался сильный ветер, обычно говорили, что кто-то умер неестественной, то есть не своей смертью, или что умер колдун.
Перун — самый знаменитый из братьев Сварожичей.