Остались осколки только

Рогволодов камень был уничтожен в 1936 году при строительстве трассы Мос-ква-Минск. Остались только за­рисовки и фотографии камня, а также письменные опи-сания истори­ков с конца XVIII века.

Спустя 3 года после унич­тожения валуна один местный краевед составил описание распо­ложения на площади 40 кв.м. 28 крупных и многих мелких осколков Рогво-лодова камня. А был с доисторических времен это - гигантский гранитный кусок более трёх метров в длину и почти такой же в ширину.

При этом - абсолютно плоский. Камень не лежал на земле, он был установлен на четырёх валунах наподобие дольмена. Эти валуны-подстав­ки были довольно высо-кими, потому что источники свидетельствуют: в проёме под валуном свободно ходи­ли овцы и прятались пастухи.

Поклонялись ему кривичи и другие местные племена. За­тем же Рогволодов камень внезапно стал христианской святыней, как бы это странно и вопиюще ни звучало. Да собственно, как раз тогда этот камень и получил это имя.

В 1171 году на верхней поверхности камня был выбит шестиконечный крест как бы на подставке. Сделано это было по при­казу полоцкого князя Рогволода, в крещении - Василий. А прежнее его имя перешло к каменю-крестодержателю.

Князь распорядился также вы­бить надпись: «В лето 6679 года месяца мая доспен сей крест. Господи, помози рабу своему Васи­лию в крещении Рогволоду сыну Борисову. Иисус Христов. Ника».

Загадка надписи

Существует любопытная гипо­теза, по которой эта "официальная" надпись на камне  неполная. При реформе Нико­на Церковь превратилась в не­терпимую воительницу со всем, что хоть в чём то не соответствует установленным догматам. Поэтому и надпись эту целенаправленно повредили и подправили.

Полный же текст, начертанного  на Рогволодовом камне, первоначально был другой. Энтузиас­ты-исследователи с лупой тщательно рассмотрели каж­дую чёрточку на фо-тографиях камня, попытаясь восстановить то, что было утрачено.

В результате у них получился такой вариант: «Ии­сус Христос. Ника. В лето 6679 мне, Амайе, в месяц 5 день 7 доставленъ жреческий крест. Помози рабу бога Сварога твоему, Василию во крещении, именемъ Когволод, сыну Борисову».

Получается, что камень доставили князю Рог­володу от жреца по Амайя. Это имя - тоже загадка, потому что оно - абсолютно не славянское, конечно же, и не хрис­ти-анское. Вообще непонятно - чьё...

Тогда получается, что князь-христианин просил о помощи и у языческих, если не богов, то жрецов. А ве­роятнее, всего - поклонялся не только Христу, но и Сварогу. То есть он был типичным двоевером в хорошем смысле слова. Кстати, у славянского Сварога нетрудно найти много черт подобных Христу.

Из надписи также следует, что языческое жречество не было агрессивным к новой вере, как считает официальная наука.

Загадка лика

Также сторонники этой гипотезы указывают: Рогволо­дов камень неспроста был абсо-лютно плоским. Это был не обычный валун, а гранитная плита, скорее всего – рукотворная и, самое главное - с ликом Макоши, одной из главных богинь восточных славян.

Эту богиню почитали везде, потому что Макошь - мать наполненных кошей, бо-гиня хо­рошего урожая. Ещё она - олицетворение судь­бы и счастливой доли. Богиня связывала отвлечённое понятие счастливой и удачливой судьбы с конкретным по-нятием изобилия.

Что на Рогволодовом камне изображена именно Макошь, свидетельствует ещё одна надпись «ликъ Макошь» у основания выбитого на камне креста. И что со-вершенно поразительно этот «ликъ Макошь» был вписан христианский крест.

Возможно, что Рогволод был всё-таки истовым хрис­тианином и, борясь с язы-чеством, заставил жреца переделать языческую святыню на христианский лад. Получи­лась практически икона: с крестом и ликом. Неважно, что не совсем дог-матично. Христианство здесь было ещё сла­бо развиты, каноны не оформле­ны, а мастеров не хватало.

С другой стороны, может, что язычник Амайя устроил так, чтобы угодить князю-хрис­тианину и собственной вере. Плите-иконе могли мо­литься сразу христиане и язычники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: