Рогволодов камень был уничтожен в 1936 году при строительстве трассы Мос-ква-Минск. Остались только зарисовки и фотографии камня, а также письменные опи-сания историков с конца XVIII века.
Спустя 3 года после уничтожения валуна один местный краевед составил описание расположения на площади 40 кв.м. 28 крупных и многих мелких осколков Рогво-лодова камня. А был с доисторических времен это - гигантский гранитный кусок более трёх метров в длину и почти такой же в ширину.
При этом - абсолютно плоский. Камень не лежал на земле, он был установлен на четырёх валунах наподобие дольмена. Эти валуны-подставки были довольно высо-кими, потому что источники свидетельствуют: в проёме под валуном свободно ходили овцы и прятались пастухи.
Поклонялись ему кривичи и другие местные племена. Затем же Рогволодов камень внезапно стал христианской святыней, как бы это странно и вопиюще ни звучало. Да собственно, как раз тогда этот камень и получил это имя.
В 1171 году на верхней поверхности камня был выбит шестиконечный крест как бы на подставке. Сделано это было по приказу полоцкого князя Рогволода, в крещении - Василий. А прежнее его имя перешло к каменю-крестодержателю.
Князь распорядился также выбить надпись: «В лето 6679 года месяца мая доспен сей крест. Господи, помози рабу своему Василию в крещении Рогволоду сыну Борисову. Иисус Христов. Ника».
Загадка надписи
Существует любопытная гипотеза, по которой эта "официальная" надпись на камне неполная. При реформе Никона Церковь превратилась в нетерпимую воительницу со всем, что хоть в чём то не соответствует установленным догматам. Поэтому и надпись эту целенаправленно повредили и подправили.
Полный же текст, начертанного на Рогволодовом камне, первоначально был другой. Энтузиасты-исследователи с лупой тщательно рассмотрели каждую чёрточку на фо-тографиях камня, попытаясь восстановить то, что было утрачено.
В результате у них получился такой вариант: «Иисус Христос. Ника. В лето 6679 мне, Амайе, в месяц 5 день 7 доставленъ жреческий крест. Помози рабу бога Сварога твоему, Василию во крещении, именемъ Когволод, сыну Борисову».
Получается, что камень доставили князю Рогволоду от жреца по Амайя. Это имя - тоже загадка, потому что оно - абсолютно не славянское, конечно же, и не христи-анское. Вообще непонятно - чьё...
Тогда получается, что князь-христианин просил о помощи и у языческих, если не богов, то жрецов. А вероятнее, всего - поклонялся не только Христу, но и Сварогу. То есть он был типичным двоевером в хорошем смысле слова. Кстати, у славянского Сварога нетрудно найти много черт подобных Христу.
Из надписи также следует, что языческое жречество не было агрессивным к новой вере, как считает официальная наука.
Загадка лика
Также сторонники этой гипотезы указывают: Рогволодов камень неспроста был абсо-лютно плоским. Это был не обычный валун, а гранитная плита, скорее всего – рукотворная и, самое главное - с ликом Макоши, одной из главных богинь восточных славян.
Эту богиню почитали везде, потому что Макошь - мать наполненных кошей, бо-гиня хорошего урожая. Ещё она - олицетворение судьбы и счастливой доли. Богиня связывала отвлечённое понятие счастливой и удачливой судьбы с конкретным по-нятием изобилия.
Что на Рогволодовом камне изображена именно Макошь, свидетельствует ещё одна надпись «ликъ Макошь» у основания выбитого на камне креста. И что со-вершенно поразительно этот «ликъ Макошь» был вписан христианский крест.
Возможно, что Рогволод был всё-таки истовым христианином и, борясь с язы-чеством, заставил жреца переделать языческую святыню на христианский лад. Получилась практически икона: с крестом и ликом. Неважно, что не совсем дог-матично. Христианство здесь было ещё слабо развиты, каноны не оформлены, а мастеров не хватало.
С другой стороны, может, что язычник Амайя устроил так, чтобы угодить князю-христианину и собственной вере. Плите-иконе могли молиться сразу христиане и язычники.