Решение задач торговой политики

Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок.

Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков.

     Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического

взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами.

     Этапы интеграции.

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

Всего выделяют пять таких стадий, первая из которых – зона свободной торговли. Зона свободной торговли устанавливается путем конкретных соглашений между странами-участницами ЗСТ о создании соответствующих зон. В рамках таких зон постепенно сводятся к минимуму таможенные и количественные ограничения на товары в рамках международной торговли. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами и руководителями министерств и ведомств, что обеспечивает обязательный характер, принимаемым решениям. При образовании зоны свободной торговли происходит постепенное упразднение таможенных пошлин и других нетарифных барьеров, происходи либерализация международной торговли в целом, упрощение перемещения товарных потоков в соответствующей зоне. (-) В этом случае местный производитель нуждается в серьезной поддержке со стороны государства. (Балтийская ЗСТ -  Эстония, Латвия, Литва, Североамериканская ЗСТ (NAFTA) –Канада, Мексика, США)

При создании ЗСТ становится возможным переход к следующему этапу международной экономической интеграции, а именно к таможенному союзу. Таможенный союз – это соглашение об обмене всех внутрисоюзных таможенных пошлин и о переходе к форме коллективного протекционизма, что, в первую очередь, означает ведение единой таможенной внешней политики. Главный отличием таможенного союза от зоны свободной торговли является то, что в таможенном союзе существует не только беспошлинная торговля, но и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Наличие такого инструмента как установление таможенно-тарифных правил, устанавливаемых на территории всех стран участниц по отношению к остальному миру, способствует созданию определенной стабильности внутри союза. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами. Таможенный союз это этап международной интеграции, который уже создает почву и необходимые предпосылки к качественно новому этапу становления мирохозяйственных связей – единому рынку.

Единый рынок остается пока не осуществимым почти во всех интеграционных союзах. Реализован он лишь в странах ЕС. Единый рынок подразумевает под собой стирание не только тарифных но и нетарифных барьеров, что значительно упрощает распределительную деятельность. Естественно то, что в разных странах существуют и разные стандарты, нормы, меры и законодательные базы, что очень мешает удобному и беспрепятственному обмену товарами и услугами. И это еще одна причина, почему успешно интегрироваться могут только страны с похожими структурами и уровнем производства, а также с примерно равными социальными и другими нормами. Но если подведение промышленных товаров к общим стандартам, процесс проходящий на микро уровне и решается временем и желанием производителей выйти на новые рынки, то подведение к единым стандартам многочисленных правовых актов, политического взаимодействия и некоторых других сфер взаимодействия требует огромной политической работы. Причем все большими полномочиями должны обладать наднациональные надстройки, а разработанные международные акты и нормы должны носить преимущественный характер над национальными. При создании единого рынка осуществляется единая политика развития отдельных отраслей и секторов экономики. Создаются специальные наднациональные контролирующие органы, которые следят за правильным проведением избранного направления развития. Например, в Европейском Союзе – это Еврокомиссия, суд, Европейский совет и др. При этом наднациональные образования наделяются рядом полномочий:

- принятие законов, являющихся обязательными для всех стран-членов союза;

-постановка обязательных для выполнения задач, при этом свобода страны-участницы состоит в выборе средства и методов достижения поставленной цели;

-принятие решений обязательного характера предписываемые государству, члену юридическому и физическому лицу в области конкурентной политики;

-предоставление рекомендаций, не имеющих обязательной силы, не заслуживающих внимания.

Подведение к общим стандартам, усиление наднациональных органов, выделение общего направления развития дает импульс к созданию еще более совершенной ступени интеграции экономическому союзу. который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. Единственная интеграционная группировка близка к их реализации – это Европейский союз остальным еще предстоит пройти эти этапы интеграции с вероятным использованием опыта ЕС, но вероятно и появление своих, характерных только этим группировкам черт и форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: