Первые признаки заикания

 

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) - если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;

употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

вынужденные остановки в середине слова, фразы;

затруднения перед началом речи.

 Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

 

 

Симптомы заикания

 

 Условно выделяют две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи:

1. Физиологические

2. Социальные (психологические) симптомы.

 

1. Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка.

 

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).

 

 Судороги различаются

· по форме (тонические, клонические и смешанные),

· по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные)

· по частоте.

 

           При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц - тонус: "т-ополь" (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).

           При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений - мышц - клонус: "то-то-тополь".

 Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.

 

 В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

 

При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания:

· экспираторная (судорожный выдох),

· инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),

· респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

 

 Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

· Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается прерывающийся блеющий ("А-а-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а-а-а-а").

· Размыкательная (голосовая щель остается открытой - при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).

· Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

 

 В артикуляционном аппарате выделяют судороги - губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно - щелевых.

 В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по последним данным, 66,7%, среди младших школьников - 43,1%, средних - 14,95% и старших - 13,1%.

 

 В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.

 К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.

 Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

 

Социальные (психологические) симптомы.

 

 Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.

 

 1. Нулевая степень фиксации.

 Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

 

 2. Умеренная степень болезненной фиксации.

 Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

 

 3. Выраженная степень болезненной фиксации.

 Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это - подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.

 

Симптомы заикания

 

- ребенок вдруг внезапно замолкает или даже отказывается говорить, причем это длится от двух часов до суток, после чего ребенок начинает говорить, заикаясь.

 

- ребенок начинает вставлять перед отдельными словами лишние звуки ("а", "и").

 

- повторять первый слог или целое слово в начале фразы.

 

- у ребенка появляются вынужденные остановки в середине слова или фразы.

 

- ребенок проявляет признаки затруднения перед началом речи.

 

Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить. При первых указанных признаках нужно проконсультировать ребенка у логопеда.

 

Степени заикания

 

 Различают 3 степени заикания:

 1) легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;

 2) средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

 3) тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: