Методы и принципы построения

Министерство образования и науки Российской Федерации

    Московский государственный университет печати

    Факультет издательского дела и журналистики

Кафедра истории литературы

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Драматизм и психологизм «Сказания о Борисе и Глебе» и повестей о княжеских преступлениях

 

Студентка

курса з/о ФИДиЖ, гр.ЗЖ3 -1

С.А. Кутьева

Научный руководитель

проф. кафедры истории литературы

Анисимова О.М.

 

 

    Москва 2011



Содержание

 

Введение

Глава 1. Повести о княжеских преступлениях

Образ князя

Отрицательный герой

Методы и принципы построения

. Средства эмоционального воздействия на читателя (драматизм и психологизм)

Понятия и общие характеристики

Сказание о Борисе и Глебе

Повесть об ослеплении Василька Теребовльского

Повесть об убиении Андрея Боголюбского

Заключение

Список использованных источников и литературы

 



Введение

«Повести о княжеских преступлениях» - это ряд произведений, объединенных одной тематикой. Все они относятся к памятникам древнерусской литературы, например, «Сказание о Борисе и Глебе»(1), «Повесть об ослеплении князя Василька Теребовльского»(2) (находится в составе «Повести временных лет»), (более поздняя «Повесть о убиении Андрея Боголюбского»(3)) и описывают реальные исторические события, содержат в себе элементы драмы и лирики, повествовательного рассказа, чем обусловлено наличие сюжетов, реализующих эмоциональное воздействие на читателя. Древнегреческая трагедия с ее неотъемлемой частью - катарсисом, в русской агиографической (житийной) и исторической литературе использует фактически те же средства эмоционального «очищения» человеческой души - наличие конфликта, создающего напряженную (драматическую) ситуацию, и показ внутреннего состояния героев через монологи, реплики, диалоги. В отличие от языческой Греции русский человек - это человек Православный, не мыслящий своего бытия без Бога, поэтому никакие чувства сами по себе не сделают его лучше, добрее, не будут способствовать обоґжению, к чему, в конечном счете, сводится все Православное христианское мировоззрение, и на что, соответственно, направлена древняя славянская книжность. Все примеры христианского подвига святых, нравственной высоты и чистоты способствуют через сопереживание, сочувствие читателю стремиться к собственному нравственному совершенствованию, познавать Бога и Его святую волю.



Глава 1. Повести о княжеских преступлениях

 

Образ князя

 

«Повести о княжеских преступлениях» образую цикл произведений о кровопролитной междоусобной войне сыновей князя Владимира Святославича за киевский престол. Повести нельзя выделить в отдельный жанр, т.к. «Сказание о Борисе и Глебе» мы быстрее отнесем к агиобиографической литературе, а «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» к исторической повести, сюда же можно включить и более позднее произведение «Повесть об убиении Андрея Боголюбского». Все эти древнерусские памятники объединены одной идеей показа преступления против князя. Древняя Русь - это феодально-раздробленное государство, в котором происходят постоянные междоусобицы между князьями-братьями, что само по себе очень болезненно. Когда война происходит между людьми разных наций, взглядов, веры, она еще как-то объяснима, но гражданские войны между единокровными людьми одной веры - это то, чего даже по человеческому разумению быть не должно, не говоря уже о том, как это выглядит пред очами Божиими. Летописцы всегда рисуют образ князя-правителя - человека, распоряжающегося жизнью подвластных людей, находящегося на определенной социальной ступени. Личность князя как представителя власти определяется его внутренними особенностями, индивидуальными качествами характера. Учитывая то, что для христианства есть отличия в понятиях земных и небесных, образ мыслей может быть у человека небесный, т.е. «духовный», или земной - «мирской», «светский». Оценка достоинства князя может также строиться с позиции светского - мирского человека и церковного - духовного. Часто то, что по-человечески кажется слабостью, оказывается истиной и силой пред Богом. Не будем также забывать об идеологической составляющей. Идеал строится всегда с позиции властной, будь-то мирская власть или церковная, всегда направлен на цели, которые преследует соответствующая структура. В отличие от светской организации Церковь является не только социальным институтом в рамках государства, но и Богоустановленной и Богодухновенной структурой, соответственно ее деятельность независимо от позиции отдельных ее членов всегда направлена на спасение человеческой души, на раскрытие образа Божия в человеке, а значит церковный идеал всегда совершенен, как Богом данный, а не подвержен человеческим пристрастиям подобно светскому идеалу. Восточнославянская книжность базируется на церковном идеале, не уничижая и светского совершенного образца, рассматривает личность князя именно с этой позиции.

Еще древнегреческие мыслители создавали образ идеального правителя - человека, которые использует свои риторические доводы, человеческие достоинства для блага своего государства и народа, но никак не для личного обогащения. Русский князь - это не просто патриот отечества, его защитник и справедливый судья, но он еще и человек, ходящий (как и все остальные) пред Богом. Поэтому воинская доблесть, бесстрашие должны сочетаться в нем с христианскими добродетелями, в этом и заключается слияние церковного и светского идеала.

Лихачев замечает еще одну черту летописцев, рисующих образ князя - описание князя через поступки, действия, так называемый, монументализм, т.е. мы не только читаем и размышляем, а как бы видим происходящие.

 

Отрицательный герой

 

Естественно наряду со светлым образом князя-мученика во всех повестях присутствуют отрицательные образы другого князя и его приближенных, которые осуществляют некий злой замысел. Часто присутствуют оговорки, что дьявол вкладывает мысль в разум отрицательного героя и эта мысль возбуждает какую либо человеческую страсть, как правило, зависть, властолюбие и жадность. Если положительный образ князя всегда строится на внутреннем монологе с Богом, с опорой на Ветхий и Новый Завет, то отрицательный - на диалоге персонажа с самим собой и на обличении словами Писания.

Образ Святополка, например, у автора (1) последовательно выдержан в одном и том же ключе; он неизменно появляется в окружении обличающих цитат из «Священного Писания» и слов подчеркивающих его ложь и злобу.

Понятно, что особое внимание внутреннему миру человека, психологизм, повышенная эмоциональность (лиризм) были свойственны произведениям древнерусской литературы рассматриваемого периода по причине ее церковного происхождения.

 

Методы и принципы построения

 

В композиционном отношении произведений, о которых пойдет речь, обязательны три части - вступление, описание факта мученической кончины князя и его страданий, т.е. преступления против него других князей или слуг, и заключение. В начале произведения мы либо знакомимся с историческими обстоятельствами события: правитель Руси и его смерть(1), целование Креста ради мира между князьями(2) или похвала князю Андрею, строителю храмов, милующему и питающему нищих(3). Далее следует повествование об убиении, нанесении увечий(2) князю. Особенность окончания повествования о князьях Борисе и Глебе заключается в том, что происходит как бы смена жанра. Из агиографии мы попадаем в панегирик - похвальное слово святым. Показывая значение мученической кончины страстотерпцев не только для них самих, но и для всей земли Русской, автор не только восхваляет святых, но и просит их молитв у Престола Божия об их земном отечестве. Видимое зло, раны и смерть, оборачивается добром и для мучеников и для всей Руси, равно как и добытая силой власть и богатство становятся для их обладателей страданием, погибелью и в земной жизни и в вечной. Если за князей-мучеников совершает отмщение брат Ярослав, то искалеченный Василько сам мстит за себя. В заключение повести о Васильке Теребовльском мы наблюдаем, как силою Креста князь Василько возвращает свои земли, изгоняя обидчика. Повествование об убиении Андрея Боголюбского близко по «духу» «Сказанию о Борисе и Глебе», и, несмотря на свою подробную документально-историческую основу, может быть отнесено к агиографической литературе. Эта повесть также содержит заключительную часть, посвященную прославлению князя Андрея в лике святых и прошению его молитв о прощении врагов, о мирном правлении русских князей. Таким образом, патриотическая тема …

Надо заметить, что подобно тому как в классическом драматическом произведении практически отсутствует развернутое описание пейзажа, героев, обстановки, так мы не найдем его и в повестях. Время же произведений ограничено не рамками театральной сцены (как в классической драме), а рамками исторического события, причем зачастую оно условно, непоследовательно увеличивается или уменьшается, замедляется (например, перед убийством для молитвы мученика), что в свою очередь также можно отнести к методу создания дополнительного эмоционального напряжения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: