28 Экономическая социология представляет собой изучение того, как материальное производство и потребительское поведение человеческих сообществ зависят от структуры и динамики социальных процессов. В последние 15 лет наблюдался огромный рост эмпирических исследований в этой области1. В предлагаемой книге мы ограничимся рассмотрением процессов структурирования производства, т.е. социологией рынков. В данной области возникли два взаимосвязанных типа исследований. Один из них нацелен на изучение макропроцессов, например, на сравнение национальных моделей капитализма, понимание развития обществ третьего мира, исследование процессов глобализации или изучение перехода от социализма к рынку (его можно назвать политико-экономическим подходом). Другой корпус работ нацелен на изучение микропроцессов: на формирование отдельного рынка или отрасли и на возникновение социальных структур, которые оказывают влияние на стратегию предприятий, их внутреннюю организацию или практики на рынке труда (подход на уровне предприятия или отрасли).
|
|
1 «Хрестоматия по экономической социологии» под редакцией Нила Смелсера и Ричарда Сведберга предоставляет читателю прекрасный обзор данного предметного поля [Smelser, Swedberg 1994]. Она показывает разнообразие тем и подходов и самые разные варианты построения исследовательских конструкций.
29 Общим для обоих подходов является критический анализ неоклассических взглядов о рынках совершенной конкуренции2. Работы, выполненные в русле экономической социологии, неоднократно демонстрировали, что различные аспекты социальных отношений между рыночными акторами важны для выживания предприятий этих акторов, а также для функционирования рынка и конечных результатов его работы [Baker 1984; 1990; Burt 1983; Fligstein 1990; Abolafia 1996]. Сходная экономическая результативность различных рынков в разных обществах и неоднородная организация этих рынков привели исследователей к пониманию того, почему существуют множественные социальные структуры и как они способствуют успешным экономическим преобразованиям в обществах [Hamilton, Biggart 1988; Lincoln, Gerlach, Takahashi 1992; Whitley 1992; Aoki 1988]. Этот корпус исследований показывает, что рыночные структуры включают в себя большое число разнообразных и тщательно выработанных социальных структур. Отношения формируются в зависимости от того, как и когда возникли рынки, кто доминирует на них, а также от социальных отношений между производителями и их поставщиками, потребителями и государствами. Вопреки теориям конкурентных рынков многие рынки включают в себя сложные и стабильные социальные структуры, основанные на повторяющихся взаимодействиях покупателей и продавцов, а также на статусах и репутации участников рынка. Также очевидно, что предприятия имеют совершенно различные внутренние конфигурации, которые по-разному реагируют на указанные социальные процессы.
|
|
Крупные предприятия (частый предмет многих наших исследований) являются участниками многих рынков и поддерживают отношения со множеством поставщиков, конкурентов и потребителей. Мы сейчас уже примерно понимаем, как трансформировались крупные американские предприятия за последние 125 лет [Fligstein 1990; Roy 1997]. Мы также накопили изрядный эмпирический материал по сравнительной организации рынков, и у нас есть превосходные исследования крупных предприятий в Европе, Азии и, в меньшей степени, в Латинской Америке (см.:
2 Новаторская статья Харрисона Уайта [White 1981] была одной из немногих работ, ориентированной на то, чтобы теоретически показать, что неоклассическая модель рынка нежизнеспособна по своим внутренним основаниям.
30 [Whitley 1990; Hamilton, Biggart 1988; Evans 1979; Lincoln, Kalleberg 1990; Gerlach 1992], а также обзор тематики [Fligstien, Freeland 1995]). Также начинают появляться хорошие работы о переходе от социализма к рынку (см.: [Stark 1996; Nee 1996; Guthrie 1997; 1999; Szelenyi 1994; Burawoy, Krotov 1992; Eyal, Szelenyi, Townsley 1998; Wank 1999]). Эти исследования проводили не одни лишь социологи, но также антропологи, бизнес-историки, институциональные экономисты и представители бизнес-школ, которые изучают макроорганизационное поведение3.
Современная экономическая теория претендует на статус основной теории относительно взаимодействия людей при осуществлении материального самовоспроизводства (т.е. относительно распределения ограниченных ресурсов на разные цели), и, следовательно, по умолчанию предполагается, что она применима ко всем обществам во все времена. Социология рынков обладает длинной и примечательной историей спора с этим утверждением. В трёх наиболее важных классических произведениях в социологии — «Капитал» Карла Маркса, «Хозяйство и общество» Макса Вебера и «Разделение общественного труда» Эмиля Дюркгейма — рыночное хозяйство их времени рассматривается как продукт более глубинных социальных процессов, сформировавших устои эпохи современности. Антрополог Карл Поланьи основывался на этом подходе при рассмотрении того, как рынки стали доминирующей формой социальной организации по структурированию материального воспроизводства. Эти учёные различали материальное воспроизводство человека и организацию материального воспроизводства4. Все общества вынуждены решать проблему материального воспроизводства, но конкретная форма хозяйственной организации в разных обществах остаётся различной5.
3 См., например, важные работы Альфреда Чандлера, а также Нельсона и Уинтера, Уильямсона и Артура [Chandler 1962; 1977; 1990; Nelson, Winter 1982; Williamson 1985; Arthur 1988; 1989; 1994].
4 Это различение было формализовано Карлом Поланьи и в рамках экономической антропологии получило название «формалистско-субстан-тивистской» дихотомии, касающейся значения институтов, которые мы называем «экономическими» [Polanyi 1957].
5 Карл Поланьи выделил два альтернативных механизма хозяйственной организации: перераспределение и реципрокность [Polanyi 1957]. Перераспределение происходило тогда, когда какая-либо группа собирала блага со всех людей и раздавала их другим (часто это государство или
30
Во многих работах нашего времени в рамках социологии рынков можно проследить влияние классических социологических теорий, особенно Маркса и Вебера6. Тем не менее в целом в них мы видим скорее несистематические заимствования идей классиков. В отличие от классиков социологии сегодня социологи, исследующие рынки, редко проводят связь между своими теоретическими идеями и более широким взглядом на общество или социетальные изменения. Напротив, большинство исследований сфокусированы на своём эмпирическом объекте и соответствующей специальной литературе. Лишь критика неоклассической модели совершенной конкуренции является тем элементом, который интегрирует эту разнородную область исследований.
|
|
Большинство экономистов игнорируют или попросту не знают о том, как не экономисты размышляют об экономических процессах. Первая причина того, почему экономисты не замечают исследований не экономистов — это жёсткие дисциплинарные границы. Экономисты объявили современные рынки своей интеллектуальной вотчиной, а их престиж в академической среде и определяющее влияние на социальную политику, особенно в Соединённых Штатах, позволяет им игнорировать посторонних.
Но есть и другая, даже более важная, причина. Несколько упрощая ситуацию, можно сказать: так происходит потому, что такие исследования не предлагают альтернативных теоретических инструментов для осмысления хозяйственных процессов. Многие исследователи показали, что рыночные процессы формируются социальными структурами. Но мы всё ещё не смогли разработать систематическую теорию о том, что понимается под
протогосударство). Реципрокность также встречалась повсеместно, особенно среди людей, связанных общим родством, этносом или племенем. В такой ситуации люди делились с другими, зная, что в трудные времена с ними поступят так же.
6 Я считаю, что значительная часть сегодняшней литературы о роли информационных технологий в трансформации бизнеса несёт на себе отпечаток работ Дюркгейма. Книга Кастельса продвигает идею о том, что современное общество движимо обменом информацией посредством сетей, что увеличило число и изменило характер моделей социального взаимодействия [Castells 1996]. Дюркгейм полагал, что разделение труда в обществах современного типа было вызвано схожими силами. Как только люди получили возможность взаимодействовать с людьми на больших расстояниях, это изменило их восприятие себя и окружающих.
|
|
31
структурой, как, почему и какие именно структуры важны для рыночной организации. Социологическим подходам не хватает более широкой организующей рамки для понимания хозяйственных процессов как социальных процессов по самой своей природе, происходящих в определённой институциональной ситуации построения рынков. По существу, социологии рынков не хватает теории социальных институтов.
Более того, не экономисты зациклились на упрощённом прочтении неоклассических взглядов на совершенную конкуренцию. Современные представления экономистов о структуре фирм и рынков содержат ряд нетривиальных идей о роли социальных отношений на рынках. Взгляды экономистов на рациональное действие и полную информированность участников рынка существенно изменились. Они используют идеи неполных контрактов, теории агентских соглашений, специфичности активов, стратегического применения информации и повторяющихся игр для характеристики структур и взаимодействий предприятий на рынках. Экономисты с помощью таких понятий объясняют многие свойства рынков, которые, по мнению неэкономистов, выпадают из их поля зрения, таких, например, как структура отношений собственности, роль финансовых рынков в структуре и стратегии предприятий, контрактные отношения, сети, статусная система и роль репутации, а также внутриорганизационное устройство.
Основное внимание экономической теории сосредоточено на эффективности существующего порядка7. Подобный интерес связывает наблюдаемую на рынках социальную организацию с более широким вопросом о том, эффективно ли используются ресурсы. По мнению экономистов, социально-структурные механизмы помогают добиваться эффективных результатов при различных формах и условиях неопределённости. Одно из важных следствий недостатка теории в социологии рынков состоит в том, что в эмпирических исследованиях почти ничего не говорится о том, эффективно ли используются ресурсы в сложных рыночных образованиях. Некоторые социологи склонны счи-
7 Понятие эффективности восходит к идее об использовании факторов производства для максимизации прибыли. Различные версии экономической теории предлагают разные социальные структуры, благодаря которым это происходит, как, например, экономия от масштаба, использование контрактов, трансакционные и агентские издержки.
32
I. возвращая социологию
тать социальные отношения эффективными [Granovetter 1985; Грановеттер 2004; Uzzi 1996; Уци 2007; Gulati, Gargiulo 1999], тогда как другие готовы рассматривать саму эффективность как социальную конструкцию [Meyer, Rowan 1977; Мейер, Роуэн 2011; Fligstein 1996; Флигстин 2004].
Экономические теории исходят из допущения, что социальные институты не существовали бы, будь они неэффективными. В «новой» институциональной экономической теории эта предпосылка даже не подвергается проверке. Напротив, обычный исследовательский приём заключается в том, чтобы изучить ситуации с различным объёмом или источниками неопределённости, а затем предсказать возникновение определённого социального отношения. Связь между неопределённостью и социальной структурой становится подтверждением тому, что эти институты действительно способствуют эффективности.
Социологические теории более описательны и обычно ничего не могут сказать или скептически настроены в отношении конечного влияния социалШых структур на эффективность. Я также сомневаюсь, что все социальные структуры эффективны. Тем не менее без рассмотрения вопроса об эффективности социологии рынков будет затруднительно выдвигать нормативные суждения о том, нужно ли сохранять существующее устройство. Экономический анализ влияния социальных структур на эффективность распределения ресурсов имеет очевидный выход в область политических решений. Социологический же анализ социальных структур, как правило, его не имеет.
Мой критический анализ привёл меня к следующему заключению: чтобы стать более влиятельной, социология рынков нуждается в теоретическом прояснении. В оставшейся части этой главы читатель получит общее представление о моих соображениях по поводу того, как это следует сделать. Сначала я рассмотрю вопросы, которые социология рынков должна держать в своём поле зрения. Необходимо ограничиться небольшим количеством общих вопросов, направляющих исследование и заставляющих учёных обращать внимание на работы друг друга. Это не означает, что исследователи должны прийти к соглашению о том, с каких теоретических позиций отвечать на вопросы, организующие данную научную область. Они лишь указывают на релевантные социальные факторы для объяснения различных ситуаций на рынке.
33
Вопросы, релевантные для социологии рынков, также помогают определить её отношение к различным направлениям экономической теории. Я считаю, что выделение ряда ключевых вопросов может внести более существенный вклад в социологию рынков, чем простое указание на наличие социальных структур в большинстве рынков. Может оказаться, что для некоторых учёных экономический и социологический подходы являются скорее дополняющими, чем противоположными8. Моё собственное понимание социологии рынков предполагает, что есть действительные различия в теоретических предпосылках и что эти различия в большей степени противопоставляют указанные подходы, особенно в том, что касается их приложения к области политических решений.