Раздел 1. Теоретические основы курса

РАЗДЕЛ 2. Старение населения и его социально-психологические последствия.

РАЗДЕЛ 3. Психология и психопатология старения и старости.

 РАЗДЕЛ 4. Профессионально-трудовое старение и его социальная значимость



Содержание дисциплины

 

РАЗДЕЛ I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА.

Тема 1. Предмет, задачи и методы геронтологии.

Место геронтологии в системе научного знания. Основные категории, объект и предмет геронтологии. Проблемы и задачи геронтологии. Роль и место старости в онтогенезе человека. Подходы к выделению жизненных стадий. Специфика периодизации позднего возраста. Календарный, биологический и социальный возраст. Продолжительность жизни: видовая, нормальная (функциональная), максимальная в аспекте социальных проблем старшего поколения. Характеристика старения: естественное, патологическое, ускоренное и замедленное. Роль социальных фактов в характере и развитии старения. Социальное долголетие как одна из первоочередных задач социальной геронтологии.

Практическая направленность геронтологии – социальн-психологическая работа с социально незащищенными группами пожилых и старых людей, социальная адаптация, реабилитация и активизация в пожилом и старческом возрасте; устранение или максимальная минимизация отрицательных социальных и других значимых причин преждевременного и патологического старения.

Виды исследований и методы  геронтологии.

 

Тема 2. Социальные и психологические теории старения и старости. Историко-философский аспект стереотипов пожилых и старых людей в различных цивилизациях и национально-этнических формациях.

 

Общие закономерности, теории и механизмы старения. Критический анализ социальн-психологических теорий старости: «отчуждения и освобождения»; «активности», «структурной зависимости» «субкультуры», «девиантности и маргинальности», «возрастной стратифи­кации», «гражданства нескольких поколений» и др. Геронтофилия, геронтофобия.

История развития геронтологии как науки. Психологические парадигмы старения и старости: «модернизация»;«постфигуративная, конфигуративная и префигуративная культуры» М. Мид; «эйджизм» Р. Батлера; «психологическая амбивалентность» О. В. Красновой и др. Взгляды на старость Ж. Ж. Руссо, З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, Э. Эриксона и др.

Социальные аспекты старости в произведениях русских писателей. Взгляды на старение и старость И. И. Мечникова и др. Религиозные аспекты старения и старости.

Современные принципы старения: «снижение жизнеспособности со временем»; «повышение вероятности смерти со временем»; «повышение степени общего хаоса на всех структурных уровнях организма», - что проявляется сниже­нием сопротивляемости ко всем факторам и регистрируется как повышение вероятности смерти от всех причин с возрастом.

Роль геронтологии в нейтрализации и минимизации воздействия отрицательных социально-психологических факторов на процессы естественного, физиологического старения.

РАЗДЕЛ II. СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ЕГО социально - психологические ПОСЛЕДСТВИЯ.

Тема 3. Социально-демографические проблемы современного общества.

Старение населения как социально-демографический процесс. Мировая демографическая ситуация второй половины 20 века и основные принципы геронтологической политики ОНН, отраженные в декларациях, конвенциях и резолюциях.

Основные тенденции в постарении населения на Земле. Прогнозы процесса глобального постарения населения в возрасте 60 лет и старше.

 Понятие «демографическая старость». Уровни демографической структуры населения, определенные ООН: «молодое население»; «ста­рое население», «зрелое население». Характеристики моделей «молодого» и «старого» населения в различных районах Земли.

Показатели «демографического старения» по Э. Россету и Дж. Сандбергу. Основные показатели демографического старения нации (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).

Понятие «омоложение населения» и его отличие от старения индивида. Характеристики «демографической старости»: «подвижная», «стабильная», «сенильная депопуляция»; «нулевой рост», «суженое воспроизводство населения», «индекс старения», «демографическая нагрузка».

Последствия старения населения. Социальные мероприятия по снижению отрицательных последствий старения населения в различных странах с различными уровнями социально экономического благополучия.

РАЗДЕЛ 1II. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ И СТАРОСТИ.

Тема 5. Пожилой человек как субъект возрастных изменений.

Геронтологическая психология как одна из составляющих социальной геронтологии. Изменение высших психических функций при старении. Ощущение и восприятие, их расстройства. Нарушение памяти у пожилых. Расстройства мышления и речи. Афазия, её виды. Интеллект и его расстройства. Характер в позднем возрасте. Старение эмоциональной сферы. Депрессивные расстройства. Самооценка пожилых и старых людей. Мотивационно-потребностная сфера в позднем возрасте. Особенности структуры самосознания. Сознание и его расстройства.

Тема 6. Социально-психологические аспекты психических нарушений в пожилом и старческом возрасте и лечение психических заболеваний. 

Основные психические нарушения, наблюдаемые на различных этапах старения и старости.

Различные уровни психических нарушений пожилого и старческого возраста: пограничный, невротический, психопатический, психопатологический.

Понятие «психосоматика» и ее значение в понимании особенностей психического старения пожилых и старых людей. Психические заболевания пожилого и старческого возраста: функциональные и органические. Понятие «псевдодеменция» и ее отличие от истинной деменции старческого возраста. Старение и старость психически больных, заболевших в более раннем возрасте.

Потребность в социальном обслуживании психически больных пожилого и старческого возраста. Проблема социального патронажа, опеки и попечительства психически больных старших возрастов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: