Переход к политике инфляционного таргетирования

 

Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры "быстрого реагирования" редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путём изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах банков или номинальное изменения курса валют имеют продолжительный характер, а действия правительств в условиях утверждённых бюджетов на год естественным образом ограничены во времени. Очевидно, единственный способ остановить "вечный двигатель" - это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику.

В кризисной ситуации торможение роста цен происходит за счёт снижения совокупного спроса, поэтому есть шанс использовать этот фон для стратегического перехода к более низким темпам инфляции. В качестве новой политики, которая способствовала бы подобному переходу, денежные власти рассматривают режим инфляционного таргетирования совместно со свободным плаванием обменного курса рубля. Идея перехода к практике таргетирования инфляции и свободного курса обсуждается уже достаточно давно. На данный момент механизм таргетирования инфляции всё ещё не был осуществлён в нашей стране, но уже 14 сентября 2011 года советом директоров Банка России был одобрен проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2012-2014 годы, предполагающий завершение перехода к режиму инфляционного таргетирования и свободного плавания рубля. В связи с этим возникает ряд вопросов. Насколько оправдан такой оптимизм денежных властей? Обладает ли ЦБ соответствующими инструментами воздействия на инфляцию? Целесообразно ли вообще переходить к режиму плавающего курса и таргетирования инфляции?

У режима управляемого валютного курса есть ряд преимуществ. В частности, проводить такую политику относительно "просто", ведь она эффективно работает и при отсутствии продвинутых институциональных структур, а обменный курс хорошо регулируется при помощи рублевых и валютных интервенций. Такая денежная политика понятна и предсказуема для рыночных игроков. Однако ее "простота" оборачивается неконтролируемым ростом цен, то есть неспособностью ЦБ обеспечивать финансовую стабильность и снижение темпов инфляции. Это, в свою очередь, приводит к слишком высоким процентным ставкам и сдерживанию экономического развития.

Сегодня руководство Банка России заявляет о решимости отказаться от политики управления обменным курсом, а это значит, что теперь Банк России сможет сосредоточиться на борьбе с ростом цен. Таргетирование инфляции предполагает, что сначала ЦБ устанавливает целевые интервалы для инфляции, а затем, используя доступные ему инструменты, корректирует динамику цен, чтобы уложиться в целевой интервал. В принципе, это вполне разумный и естественный подход, поскольку мировой опыт свидетельствует о том, что за счет мер денежной политики нельзя в долгосрочной перспективе ускорить экономический рост, и единственный параметр, на который можно повлиять при помощи денежной политики, это инфляция. Поэтому представляется вполне логичным, что именно этот параметр должны контролировать денежные власти.

Режим таргетирования инфляции сегодня весьма распространен. Стоит отметить, что с переходом к этому режиму макроэкономические показатели, как правило, заметно улучшаются. Однако практика таргетирования инфляции может принести существенную пользу, только если выполнены определенные требования, касающиеся состояния банковского сектора, качества финансовой системы и институциональной среды в экономике.

Ключевым элементом политики таргетирования инфляции является формирование ожиданий у рыночных игроков. Рынок должен поверить в то, что ЦБ не только способен контролировать инфляцию, но и готов брать на себя определенные обязательства и потом их выполнять.

Что нужно, чтобы ЦБ мог эффективно контролировать инфляцию? Прежде всего, необходимо понимать, от каких факторов зависит инфляция, и как денежные власти могут воздействовать на нее в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для этого нужно иметь качественную экономическую модель, которая бы могла достаточно точно предсказать, как отреагирует экономика на те или иные действия денежных властей. Помимо этого, ЦБ должен располагать качественными статистическими данными.

На сегодняшний день нет моделей, которые бы убедительно объясняли инфляцию в России. Достоверно известно, что на инфляционные процессы напрямую влияют факторы, предсказать динамику которых практически невозможно. К их числу относится, например, конъюнктура мирового рынка энергоносителей. Очень существенный вклад в инфляцию вносят контролируемые государством тарифы, на которые ЦБ не способен повлиять своими инструментами и методами.

Хорошая экономическая модель дает ответ на вопрос, какие меры нужно применять, чтобы добиться желаемых целей. Кроме того, необходимы эффективные инструменты, с помощью которых эти меры можно было бы реализовать. Регулирование инфляционных процессов через предложение денег результативно в экономиках с развитым финансовым и банковским сектором, но вряд ли осуществимо в России, где финансовая система недоразвита. Другими словами, специфика российской экономики такова, что интервенции на денежном рынке воздействуют на динамику ИПЦ очень опосредовано и мало предсказуемо.

Другим весьма важным условием эффективности инфляционного таргетирования является прозрачность и подотчетность денежных властей, что позволяет эффективно влиять на ожидания рынка. Как правило, в странах, где проводится политика таргетирования инфляции, ЦБ регулярно публикует отчеты, в которых обозначает свои целевые ориентиры по инфляции, подробно описывает инструменты политики, дает прогнозы по развитию экономики, а также сообщает план своих действий на случай реализации того или иного сценария. При этом денежные власти отчитываются за невыполнение своих обязательств либо перед парламентом, либо перед специальным комитетом, либо перед иными структурами. Такая институциональная конструкция в значительной мере гарантирует выполнение центральным банком своих обязательств, и поэтому они воспринимаются рыночными агентами всерьез.

Фактор доверия к обещаниям Центрального банка со стороны рынка весьма важен для политики таргетирования инфляции, поскольку координация политики ЦБ с действиями рыночных агентов возможна только в атмосфере доверия. Доверие же возможно, только если ЦБ пользуется реальной независимостью. Самостоятельность ЦБ в определении целей и в принятии мер по их достижению обеспечивает уверенность рынка в том, что денежные власти не откажутся от своих обещаний, например, под политическим давлением. С формальной точки зрения, согласно действующему закону, Банк России подотчетен Государственной Думе. Соответственно, нет никаких оснований считать, что в случае перехода к инфляционному таргетированию Банк России действительно сможет сконцентрировать свои усилия исключительно на управлении динамикой роста цен и не откажется от своих целевых ориентиров по инфляции, в случае если на него будет оказываться давление со стороны правительства. Поэтому рынок вряд ли серьезно воспримет обязательства ЦБ, то есть эффект от формирования ожиданий будет сравнительно небольшой.

Обобщая вышеизложенное, с уверенностью можно сказать, что, строго говоря, в России не выполнено ни одно из условий, необходимых для введения инфляционного таргетирования. Тем не менее, это не означает, что движение к свободному плаванию обменного курса и инфляционному таргетированию ошибочно. Вообще успешное таргетирование инфляции требует примерно тех же условий, что и любой другой активный режим денежной политики. В конечном счете, вопрос качества кредитно-денежной политики упирается в уровень профессионализма и независимости денежных властей, а также в состояние финансовой системы. С этой точки зрения нет ничего плохого в том, что Банк России переключится исключительно на регулирование роста цен и будет на постоянной основе публиковать свои прогнозы и целевые интервалы по инфляции. От большей прозрачности денежной политики экономика только выиграет.

Опыт стран, перешедших к режиму таргетирования инфляции, свидетельствует, что внедрение этого режима может приводить к заметным улучшениям, даже если изначально все требования не были выполнены.

В целом, отказ от управления обменным курсом и переход к инфляционному таргетированию представляется верным направлением денежной политики ближайших лет. Это может сыграть решающую роль в снижении процентных ставок и инфляции, что, в свою очередь, стратегически важно для долгосрочного экономического развития. Главной угрозой для такой перспективы является давление и ограничения реальной самостоятельности Банка России со стороны руководства страны. Таким образом, ключевую роль в данном случае играет готовность руководства страны взять на себя обязательства не вмешиваться в деятельность ЦБ.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: