- Фонарик тоже разбитый! – кричал Тимка. – Клади его с лампой. Будем класть туда всё разбитое!
- Это, наверное, будет самая большая куча, заметил Шаша.
Бабушка ещё немного послушала, с улыбкой покачала головой и начала осторожно спускаться по ступеням, ступая так, чтобы они громко не скрипели.
Задания после чтения
«Подберите пару»
Предложите детям набор картинок (предметов), которые связаны между собой какими-то признаками, образуют «пары». Например, отвёртка – шуруп, ключ – замок, кувшин – цветок. Обсуждайте, почему дети делают тот или иной выбор, просите его мотивировать. Не стремитесь точно подобрать набор предметов, пусть к чему-либо пары не будет. А может ребята и найдут общие признаки?! Развиваем творчество!
«Найди лишний»
Подберите предметы, картинки таким образом, чтобы все предметы, кроме одного, обладали каким-либо общим признаком. Пусть ребята найдут лишний. Например: клубника, арбуз, груша, лимон, персик, абрикос. Помните, что лишним может быть любой предмет, главное – обоснованность выбора!
|
|
ВОДЯНОЙ БУДИЛЬНИК
В этой истории рассказывается, как можно сделать простейшие водяные часы. Совместное изготовление подобного прибора даст Вам возможность рассказать детям о происхождении часов, а также разъяснить смысл выражения «время течёт».
Когда начало темнеть, Тимкина бабушка зажгла свечу и поставила её на подоконник.
Привлечённые светом, у окна собрались рыбки. Они с интересом рассматривали Тимку, Шашу, Настю и их бабушек. И даже обсуждали друг с другом свои впечатления: то и дело какая-то рыбка подплывала к другой и шевелила губами.
Если у вас в группе есть аквариум, подойдите к нему, пусть ребята понаблюдают немного за «разговорами» рыбок, пофантазируют: о чём рыбки могут говорить в их группе. Можно использовать и видеозаписи.
Кот Витамин сидел у окна, уткнувшись носом в стекло, и не сводил глаз с рыбок – он очень любил их, хотя и по-своему.
- Смотри, какая красивая! – восхитилась Шашина бабушка одной из рыбок.
- Какая? – заинтересовался Шаша.
- Вон та, с красными пёрышками!
- Это не пёрышки, а плавники, - поправил Шаша. – У рыб пёрышков не бывает!
- Надо говорить не пёрышков, а пёрышек, - в свою очередь поправила его бабушка.
- Какая разница, как наживать то, чего вшё равно нет? – удивился Шаша. – Рыбы – не птички!
Обсудите с детьми, почему бабушка назвала плавники рыб пёрышками?
- Но они так быстро плавают, будто летают, - поддержала Настя Шашину бабушку.
- Так летание – это тоже плавание! – важно объяснил Шаша. – Только не в воде, а в вождухе. Оно так и наживается – вождухоплавание.
|
|
- Неужели в воздухе можно плавать? – поразилась Настя. – Вот бы…
- Не каждому можно, - остановил её Шаша. – А только тем, у кого ешть крылья, например, птице или штрекоже. Они машут крыльями и отталкиваютша ими от вождуха.
- А самолёты? – возразил Тимка. – Они тоже летают, то есть…воздухоплавают, но ониже не машут крыльями! Смотри! – он сделал самолётик из листа бумаги и запустил его. Самолётик описал красивую дугу и приземлился точно между ушами дремавшего Кошмара. Тот недовольно зарычал во сне и шевельнул ушами, пытаясь прогнать самолётик.
Договоритесь с детьми сделать чуть позже самолётики и запустить их. Пусть дети поупражняются в складывании бумаги.
Уточните их геометрические представления.
- Ты шделал не самолёт, а планер, - сказал Шаша. – Он не отталкиваетша от вождуха, а только школьжит по нему. Поэтому он долго и не летает. А наштоящий самолёт тоже отталкиваетша от вождуха, только не крыльями, а пропеллером.
Воспользуйтесь случаем и покажите детям, как по-разному падает один и тот же лист бумаги в зависимости от того, какую он имеет форму: несмятый лист медленно опускается плавными зигзагами, а скомканный – падает камнем. Объясните, что это различие обусловлено сопротивлением воздуха (почти для всех детей это оказывается удивительным открытием, потому что они обычно считают воздух «пустотой»). Проследите с детьми за полётом сделанных самолётиков: все ли они одинаково «планируют»?
И вдруг Шашина бабушка снова занервничала.
- У вас есть будильник? – спросила она Тимкину бабушку.
- Есть, - ответила Тимкина бабушка. – Только он электрический, а свет выключили.
Шашина бабушка изменилась в лице.
- А в чём дело? – испугалась за неё Тимкина бабушка. – Зачем Вам будильник?
- Я должна спать ровно восемь часов! – дрожащим голосом объяснила Шашина бабушка. – Ровно восемь: не больше и не меньше! Врач сказал, что при моём неврозе это совершенно необходимо! Поэтому перед сном я всегда ставлю будильник.
- Я тебя разбужу, - пообещал Шаша.
- А вдруг ты проспишь? – снова заволновалась Шашина бабушка. У неё даже лицо пошло пятнами. И тут Тимку осенило.
- У нас есть таз! – крикнул он.
- Какой таз? – ничего не могла понять Шашина бабушка.
- Медный, - ответил Тимка. – как раз на восемь часов! – и побежал в мансарду.
Через минуту он вернулся, держа в руках медный таз – большой с маленькой дырочкой.
- Это водяные часы, - объяснил он Шашиной бабушке. – В дне есть дырочка, и через эту дырочку вода из полного таза вытекает ровно за восемь часов, я сам проверял!
- Я что же, должна, по-твоему, смотреть на этот таз во сне? – недоумённо спросила Шашина бабушка. – Что меня разбудит, когда вода вытечет?
И тут осенило Шашу.
- Утюг! – вскричал он.
- Что-о-о? – вытянулось лицо у Шашиной бабушки. – Какой утюг?
- Любой, - ответил Шаша. – Хоть шамый штарый и шамый поломанный! И штарую каштрюлю тащи! И лыжу! – кричал он вслед Тимке, который уже бежал на мансарду.
Предложите ребятам подумать, как дырявый таз, старый утюг, кастрюля и лыжа могут стать будильником и помочь разбудить бабушку. Выслушайте все варианты, даже самые «странные». Не давайте никаких оценочных суждений. Побуждайте детей размышлять!
Вот как Шаша мастерил «водяной будильник». Сначала он поставил пустой таз на табуретку, а под таз подложил один конец лыжи. Потом на другой конец лыжи он повесил за ручку утюг. А потом Шаша начал двигать утюг вдоль лыжи туда-сюда. Наконец, Шаша нашёл такое положение утюга, что он в точности уравновешивал пустой таз: когда Шаша отодвинул утюг чуть дальше, он перевесил таз и с грохотом свалился на поставленную под него вверх дном пустую кастрюлю.