История Елабуги в легендах и сказаниях

 

Елабуга – удивительный город с 1000-летней историей. На протяжении многих веков с развитием города люди связывали имевшие место реальные события и вымышленные факты. Реальные события имеют свои доказательства и объяснения, в то время как легенды и сказания, передаваемые из уст в уста народом, недоказуемы, но не менее интересны и популярны до настоящего времени. Они уходят во времена глубокой древности, по-своему объясняя версии названия города, историю создания и предназначение городских построек, храмов, таинственные факты из жизни некоторых людей.

 

Как свидетельствуют ученые, в конце Х - начале XI веков, в качестве опорного и колонизационного пункта болгар на северных окраинах Волжской Болгарии, появляется Елабужское городище. Его ещё называют северо-восточным форпостом Волжской Булгарии.

    Городище находилось на торговых путях, поэтому крепость-мечеть, выстроенная на высоком берегу Камы, использовалась и как караван-сарай. Уже в те времена по Каме вверх и вниз сплавлялось большое количество торговых кораблей, и проезжие купцы нуждались в отдыхе. Они могли здесь переночевать, отдохнуть, на время оставить свой товар и помолиться за дальнейшую дорогу. А помолиться было за что: переправа здесь была очень трудная и пользовалась недоброй славой.

После землетрясения, произошедшего в I веке до н.э., в реке Каме образовалась огромная каменная глыба, своими очертаниями похожая на быка. Глыба создавала вокруг себя водоворот, многие корабли течением уносило на этот камень, и они разбивались. Болгары прозвали этот камень «Ала» (злой, вредный), «бугай» (бык), и крепость на горе стали называть так же. Люди говорили: «Это место чёртово, здесь гибнут корабли и люди», от этого пошло название городища - Чёртово.

Примерно в это же время на территории исторической части города был основан посад, который получил аналогичное название, связанное с камнем - Алабуга.

Кроме этого, существует еще несколько версий, связанных с происхождением названия посада: Большое озеро за Тоймой носило татарское название «Алабуга», что в переводе означает «окунь – рыба»; название города могло принадлежать также древним жителям – финнам. Оно составлялось из 2-х слов «ела» – молочный, «буг» – пена. В низине у Покровской церкви, между Тоймой и городом, было озеро Ела, вероятно, названное так по цвету воды. Ручей, сейчас текущий в Тойму, впадал тогда в озеро с постоянно образующейся беспокойной пеной.

Во времена существования Казанского ханства в руинах крепости Елабужского городища поселяются жрецы, которые поклоняются огненному змею Зиланту, якобы живущему в горе. Они собирают с дань населения, а сами люди идут к жрецам с богатыми дарами, чтобы узнать своё будущее. Жрецы принимали дары, спускались в подземелье и «узнавали» у змея их судьбу. Также за подарки и определенную плату они отводили суда от опасности, показывая им безопасный путь, проходящий мимо большого камня, в противном случае суда налетали на камень и разбивались. Поэтому очень часто катастрофы на Каме приписывали жрецам.

Сохранилась легенда, что в 1547 году Казанская царица Сююмбике отправила к жрецам послов, чтобы узнать, чем для неё закончится война с Московским царём Иваном IV. Жрецы долго не давали ответа, мотивируя тем, что змей молчит. После истечения трёх дней они передали страшное для послов предсказание Зиланта о падении Казанского ханства и установлении на его территории новой веры. Это было последним предсказанием змея, после чего он вылетел из горы, и на глазах у обомлевших послов полетел в сторону Казани. Как оказалось позже, предсказание Зиланта оказалось верным. В 1552 году Московский царь Иван IV подчинил Казань, и территория Казанского ханства пополнила фонд государственных поместных земель России.

    Существует предание, что, возвращаясь в Москву после завоевания Казани, Иван Грозный проезжал мимо нашего края. В пути он заболел, а исцеление пришло как раз около Елабуги. В знак своего выздоровления государь повелел основать в этих местах русское поселение, и подарил икону Трех святителей: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого. По названию этой иконы новое поселение получило название Трёхсвятского. Так, к концу XVI века на месте бывшего татарского города образовалось дворцовое село. Для этой иконы жители села Трёхсвятского построили небольшую часовню, а позже – церковь во имя Покрова Божьей матери.

В документах XVII века первая Елабужская церковь называется ружной. Ругой являлся обязательный для прихожан хлебный сбор, которым пользовались церковнослужители. Кроме того, причт Покровской церкви располагал землей. Самая первая Покровская церковь, по описанию П. Кулыгинского, была огромная и высокая с небольшими окнами в два ряда, обнесенными железными решетками; наверху этой церкви сделаны были 9 глав, обитых белым железом. У входа было большое крыльцо с крышей на столбах. Главной Святыней церкви вплоть до 1917 года была та самая, подаренная Иваном Грозным, икона Трех Святителей в киоте, на котором было 9 глав с крестами наверху. В настоящее время местонахождение подлинной иконы неизвестно, но некоторые жители говорили, что она зарыта в землю где-то на территории ЕССШМ.

Документы, писцовые книги гласят о том, что к 1648 году в Елабуге были открыты ещё две церкви – во имя Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца. 

Незадолго до 1648 года в Елабуге появился Чудотворный образ Спаса Нерукотворного. С этим связано предание о том, что в первой половине XVII века одному безвестному живописцу села Красное на берегу, Вятки во сне было видение и приказано было написать икону Спасителя для человека, который приедет за ней издалека. Живописец никогда не писал икон, поэтому сразу за работу не взялся. Но сон повторялся трижды, и, приняв это, как приказание свыше, живописец, подготовив себя постом и молитвой, принялся за написание иконы. Он изобразил голову Спаса на большой доске. Едва он окончил писать, как в это время входит приезжий человек и спрашивает, готова ли у него икона. Он был жителем села Трехсвятского по фамилии Остальцев. Ему так же трижды снился сон, в котором было приказано ехать в село Красное и привезти оттуда икону, которая сама желает быть в Елабуге. Живописец удивился желанию забрать именно новую икону. Убедившись в святости явленного, они перенесли икону на струг, и Остальцев повез её в Елабугу.

Икону поставили в часовню, и туда стал стекаться народ. Исцеления, получаемые больными, молящимися перед иконой,  убедили жителей в том, что она написана по воле Божьей. Эта уверенность вызвала среди жителей села желание построить храм, они не раз выбирали место для храма, но икона, невидимо переносимая, указывала на другое место. Жители покорились, и в1648 году была построена первая деревянная Спасская церковь. В 1780 году, когда Елабуга стала уездным городом, храм был преобразован в собор. В 1877 г на месте первой Спасской церкви на средства купцов Гирбасовых была построена часовня и освящена во имя Святого Благоверного князя Александра Невского.

С главной святыней храма - иконой Спаса Нерукотворного - ежегодно совершалось два похода: первый в город Мензелинск и уезд в мае с разрешения Святого Синода, второй – июнь-июль в деревню Спасский починок Малмыжского уезда и в город Малмыж. Жители Елабуги выходили с песнями, хороводами встречать и провожать икону. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно, а её копия находится в Покровском храме. 

    Образ Святителя и Чудотворца Николая, появившийся в Трёхсвятском в XVII веке, по преданию был обретен в месте Святая Чаша недалеко от  Мамадыша.  Для этой иконы в Трёхсвяском была выстроена церковь Святителя и Чудотворца Николая (Никольская). Ежегодно, в июле, совершался крестный ход в Мамадыш. Для этого икону помещали в лодку с балдахином, прицепляли её к пароходу Стахеева; икону встречали на Святом ключе, в Мензелинском уезде на Каме. Встречало икону большое количество народа Уфимской, Самарской, Вятской, Казанской губерний. Этот ход был разрешен Указом Казанской духовной Консистории в 1794 г, который хранился в Никольской церкви. Местонахождение иконы после событий революции и гражданской войны также не установлено.

 

Трехсвятское, что на Елабуге, становится свидетелем крестьянских бунтов под предводительством Акая и Алдар-бая, а в конце ХVIII в. – Е.И. Пугачева.

Один из отрядов в 600 человек, состоящий из казаков, башкир, татар, перебрался через Каму. Пугачевцы захватили села Сарали, Качку, Танайку. Центром восставших стало село Танайка. В конце 1773 года начались штурмы села Трехсвятского. Отряд под предводительством майора Перского выдержал 12 приступов и Трехсвятское удержал. На выручку к Перскому пришел майор Неклюдов с 400 гусарами. Между восставшими и отрядом царских войск произошел жестокий бой. Плохо вооруженные пугачевцы потеряли до 200 человек убитыми, вынуждены были снять осаду и отойти.

В июне 1774 года армия восставших снова появилась в Прикамье. Армию  подошла к Трехсвятскому, именитые люди Трехсвятского, боясь гнева Пугачева, с иконами, под колокольный звон, вышли встречать восставших.

XIX века, каждую зиму, Ушковы выезжали на Урал красить для крестьян пряжу и домотканые холсты. И, согласно легенде, привозили с собой золото, добытое на приисках, заделывая его в полозья саней, а потом выгодно сбывали в Москве и Иван Васильевич Шишкин описывает в своей книге эти события так: «Пугачев, увидев встречу, остановился, остановились и полчища его и, в ожидании его приказаний, утихли. Настала минутная тишина. Старшина селения Трехсвятского Михаил Кусакин вместе с селянами пали ниц, из-под рук высматривая, кого они встречают. Пугачев соскочил быстро с коня, приложился к кресту и к иконе, сотворив первоначально три земных поклона. Потом сказал встречающим: «Вставайте». Они встали и смотрели только на Пугачева».

По приказу Пугачева одна половина его войск расположилась по северную сторону, а другая к югу – в лугах, не далее одной версты от села, где Пугачев провел ночь в хорошо убранном шатре.

    «Пугачев, проведя ночь в шатре, утром встал и за первый долг счел обратить кровожадные свои взоры на Трехсвятское, но не увидел его, - пишет Шишкин И.В. - Полагая, что сонная дремота давит его глаза, он умылся, но снова ничего не увидел. Он вздрогнул, сел на место, начал протирать глаза, хотя глаза были открыты – он ничего не видел. Пугачев ослеп. Заметив это, приближенные ужаснулись, так как они были наслышаны о прежде происходивших здесь чудесах, а также они знали, что за ними по пятам идет Михельсон, который неоднократно поражал их в Оренбургской губернии».

Пугачев же счел это за кару Божью. Он предполагал отправиться в село Трехсвятское помолиться Спасителю, но раздумал, чтоб не напугать жителей, а так же чтоб самому не попасться в руки правосудия. В результате, он отправил помолиться за себя своего ординарца.

Ординарец пришел в соборный храм, где перед иконой Спасителя был отслужен молебен за здравие императора Петра III. Жители говорили, что ординарец просил жителей, чтоб они позволили войскам пройти через село, уверяя их в безопасности. От страха и невозможности защищаться, жители вынуждены были согласиться.

Внезапная слепота Пугачева закончилась чудесным прозрением, толпы его засобирались в поход и пошли по дороге к селу Лекареву. Далее путь лежал на Казань.

 

После учреждения уездного города, в Елабуге начинается развитие купеческого сословия. Это одна из интересных страниц истории Елабуги. 600 купцов проживало в небольшом уездном городе, купцы-миллионеры развернули торговую и промышленную деятельность, большие средства тратили на благотворительные цели. Самыми богатыми елабужскими купцами были Стахеевы. Они торговали не только во всей России, но и за границей, имели огромное количество торговых и промышленных предприятий. На благотворительные цели Стахеевыми выделялись огромные суммы.

Одним из славных дел было строительство в городе здания Елабужского женского Епархиального училища. Лучшее в городе имени Глафира Фёдоровна Стахеева выделила на его строительство и обустройство 400 тыс. рублей серебром. По преданию, в 1899 г. при закладке фундамента, Глафира Федоровна положила в каждый угол по золотому рублю на счастье. Возможно, и благодаря этому здание до сих пор радует глаз своей красотой и служит прямому назначению – готовит учителей для подрастающего поколения.

Во время гражданской войны многие Стахеевы уехали из города, многие погибли. Но среди елабужан до сих пор бытует легенда, что Стахеевы спрятали ценности на сумму 3 миллиона рублей в своем имении на Святом ключе.

 

Интересна и рассказываемая людьми история обретения капитала купцами Ушковыми. В первой четверти Петербурге. После смерти Егора, его сын Яков, стал скупать лесные угодья и пахотные земли. В середине XIX века Ушковы были уже купцами 2-й гильдии и переехали жить в Елабугу, где стали заниматься торговлей хлебом и участвовали в производстве спиртных напитков на винокуренных заводах.

После смерти Якова дело продолжил Капитон. Еще одна легенда говорит о том, что после смерти отца Капитон перебирал бумаги и нашел письмо с указанием места зарытого клада. С помощью друга своего отца Капитон долгое время расшифровывал план и искал клад. Через несколько месяцев клад был найден. Состоял он из глиняного горшка, набитого драгоценностями. С этого времени Капитон как будто бы стал богатым предпринимателем. На вырученные деньги Капитон Яковлевич решил заняться химической промышленностью.

В 1850 году К.Я. Ушков получил разрешение на собственные средства открыть в Кокшане первый химический завод, в 1867 году второй завод начал строиться близ деревни Бондюга.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: