О творчестве и ремесле

Цикл занятий.

 

Существует мнение (высказал, кто-то из авторов методик составления вопросов), что тот, кто умеет писать свои вопросы, тот умеет разгадывать чужие. Мысль, на мой взгляд, спорная. Убеждён, что умение находить правильные ответы за одну минуту и умение придумывать, писать и редактировать тексты вопросов – это два разных умения, требующих абсолютно различных свойств ума и навыков. И хороший автор вопросов, совсем не обязательно должен быть хорошим игроком в интеллектуальные игры (но один человек, конечно, может владеть обоими этими навыками). Так это или не так, мы не сможем ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку исследований на данную тему, может, кто-нибудь и проводил, но я не встречал.

Тем не менее, мы можем предположить, что тот, кто знаком с приёмами составления вопросов, тому проще находить правильные ответы. Будем считать, что это предположение верно и с этой уверенностью постараемся разобраться, как делаются вопросы. В результате мы обязательно научимся определять, к какому типу относится тот или иной вопрос, и, я надеюсь, изучим и научимся использовать приёмы, которые помогают искать ответы на разные типы вопросов.

Далее я буду пользоваться помощью работы Бориса Бурды[1], которая называется “Как надо делать вопросы”. Эту работу несложно найти в интернете, и желающие познакомиться с первоисточником могут это сделать. (Но, желательно, после всех моих занятий, посвящённых этой теме, для закрепления материала.) Однако, здесь будет не просто копирование методики знаменитого игрока и автора вопросов, по возможности буду добавлять свои комментарии, и предлагать упражнения, которые должны будут помочь приобрести необходимые нам навыки.

Итак, в путь.

 

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ.

 

Вначале коротко о том, что должен обязательно помнить любой автор вопросов – так сказать основа основ. (Это для тех, кто захочет попробовать делать свои вопросы.)

Каждый вопрос оценивается с двух сторон: спортивной и эстетической.

Спортивная оценка.

Вопрос должен быть не слишком лёгким и не слишком сложным. Вопросы, на которые отвечают все команды, называют детскими. Вопросы, на которые не ответила ни одна команда, считаются идиотскими. (Ещё их называют – встречал такие оценки – “Гроб” или “Братская могила”.) И те, и другие, по возможности исключаются из игры. Идеальным считается вопрос (по мнению Бурды) на который отвечает примерно 40% команд.

Однако, если говорить о пакете вопросов, – игра не должна состоять из одних “идеальных” вопросов. В соревнованиях, как правило, участвуют команды разного уровня, поэтому (по моим наблюдениям) в любом пакете обязательно присутствуют вопросы различного уровня сложности:

- очень лёгкие (которые берут почти все),

- лёгкие (которые берут процентов 70 команд),

- средние (берут примерно половина),

- идеальные (40% правильных ответов),

- повышенной сложности (могут взять процентов 20),

- очень сложные (могут справиться лишь единицы).

В каком соотношении эти вопросы будут представлены в пакете решает редактора пакета.

Эстетическая оценка.

Борис Бурда приводит принцип, который сформулировал известный в своё время игрок Андрей Каморин: “Все необходимые для разрешения данного вопроса знания должны изучаться в курсе средней школы”. Иначе говоря, все факты, необходимые для взятия вопроса должны быть хоть кому-нибудь известны из группы в шесть человек. Разумеется, при условии, что эти шесть человек более-менее начитаны. И когда команда не берёт такой вопрос, после оглашения правильного ответа восклицает: “Как же мы не догадались?” – вопрос считается хорошим вдвойне.

По принципу Андрея Коморина вопрос, в котором используются заведомо редкий, мало кому известный факт – никуда не годится. И команды, не ответившие на него, обычно реагируют: “Не взяли и не жалко”.

Мои замечания по поводу эстетической оценки.

Я не то чтобы не согласен с принципом Каморина, мне хочется кое-что в нём уточнить и сформулировать иначе. Хороший вопрос тот, для взятия которого не нужны запредельные знания. С учётом, конечно же, образовательного и интеллектуального уровней игроков, участвующих в соревновании.

При выборе фактов для вопросов, мы не можем – и не следует – постоянно опираться на школьную программу. Да и никто этого не делает. Поэтому дополним Бориса Бурду следующим утверждением. Чтобы вопрос получился хорошим необходимо соблюсти несколько условий:

1. Вопрос должен рассказывать о факте, который интересен. Как сказал когда-то известный некоторым из вас Анатолий Чиквин из Нижнего Тагила: “Не ответят, так хоть что-то новое узнают”. Иначе говоря, чем любопытнее, занимательнее факт, на котором сделан вопрос, тем больше шансов, что вопрос получится эстетически привлекательным.

2. Вопрос должен представлять собой логическую задачу, которую требуется решить с помощью известной всем информации. Часть этой информации даётся в тексте вопроса, другую часть информации нужно вспомнить. И чем изящнее потребуются логические цепочки для поиска ответа, тем эстетически привлекательнее будет выглядеть вопрос.

3. Ну и не менее важное: вопрос должен быть сформулирован стилистически грамотно, так, чтобы игрокам не пришлось прикладывать дополнительные усилия, пытаясь понять, “про чё там ваще”.

В общем, подбирая фактуру и придумывая вопрос, не нужно стараться утереть знатокам носы, посадить их в лужу и сделать из них идиотов. А надо стараться сделать вопрос таким (вне зависимости от уровня сложности), чтобы команды получили удовольствие от рассуждений, на которые их провоцирует автор вопроса, и, все зависимости от результата получили эстетическое удовольствие от оглашения правильного ответа.

Дополнительные обязательные требования к вопросу (не из работы Бурды).

1. В вопросе нужно использовать достоверную информацию.

2. Вопрос нужно строить таким образом, чтобы не получилось дуалей – это когда две или даже более принципиально разных ответов оказываются правильными.

Несоблюдение этих двух требований, чревато неприятными ситуациями во время игры: апелляции, протесты, разборки между членами игрового жюри…

О творчестве и ремесле.

Ну и не менее важно понимать, что создание вопросов это с одной стороны процесс творческий – зависит от определённого набора талантов и способностей, которые у человека либо есть в той или иной степени, либо нет вовсе (но и в том, и в другом случаях – даже в самом безнадёжном – их можно развивать); с другой стороны – это ремесло, которому можно научиться. Ремесло – умение правильно выполнять определённую работу – иногда даже может компенсировать (не заменить) недостаточную развитость творческих способностей.

В этом цикле занятий перед нами не стоит задача развивать творческие способности, мы попытается изложить ту часть ремесла, которая уже оформлена в виде правил и приёмов.

Ну а тем из вас, у кого нет желания погружаться в ремесло создателя вопросов, этот цикл, надеюсь, поможет успешнее играть в интеллектуальные игры в составе своих команд. Как уже было сказано выше, если понимаешь, как построен вопрос, то проще понять, как его разгадывать. И это очень даже возможно так и есть.

На этом все вступительные слова закончились. Работа начинается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: