Торговые пути Древнего Мира

 

Циркуляция товаров и коммерческая жизнь в средневековой Европе не затухала, хотя христианство, проповедуя евангельскую бедность, относилось к ней с презрением. Иоанн Златоуст прямо говорил, что «ремесло купца неугодно Богу». Эту тему развивал и Фома Аквинский, утверждая, что «торговля имеет в себе нечто постыдное», впрочем, полностью осознавая ее необходимость. Со временем, в XII в., профессия купца была морально реабилитирована генуэзским архиепископом в его «Золотой легенде», где он самого Христа уподобил купцу, который на корабле креста приплывает, дабы дать возможность людям обменять земные, преходящие вещи на вечные. Купцы старались отдавать предпочтение водным путям: как морским, так и речным. Это происходило из-за многочисленных налогов во всех крупных городах, а также бессчетных сборов - за переезд через мост и переход через брод, за поднятую пыль, за ремонт дороги и т.п. Морские торговые связи были столь отлажены, что когда ирландскому миссионеру Колумбану в начале VII в. понадобилось из Нанта вернуться на родину, то никаких проблем с морским транспортом у него не возникло.

Сухопутные средства сообщения были в средневековой Европе частично унаследованы от варварских народов, а частично достались в наследство от античности. Для передвижения использовали легкие двух- и четырехколесные повозки. Они и положили в XIV в. начало пассажирским экипажам многих видов. Для перемещения грузов пользовались большими крытыми грузовыми телегами, где колеса часто представляли собой сплошные деревянные диски. В связи с незначительной потребностью в транспорте для перевозки людей в период раннего средневековья особого внимания на его усовершенствование не обращалось. Все отличие между грузовыми повозками и повозками для путешественников заключалось только во внешней их отделке, поэтому последние отличались нередко роскошным убранством. Во Франции с XIII в. были экипажи, украшенные резьбой и росписью на наружных стенах кузова. Сверху кузов по обручам был обтянут дорогими коврами, а внутри помещали множество подушек для ослабления толчков во время езды. Лошадей, чтобы их вид соответствовал убранству экипажа, нередко покрывали дорогими попонами.

Кроме повозок продолжали использовать для путешествий и носилки (портшезы). К ним прибегали преимущественно больные путешественники, а также те, кто предпочитал этот, безусловно, более дорогой, но комфортный способ передвижения, езде на лошади. При дальних путешествиях в них впрягали по одной лошади спереди и сзади. Погонщик в этом случае шел с кнутом около носилок. Достаток и социальное происхождение проявлялось в этом случае в изящных украшениях портшеза и дорогих занавесях и подушках. Экипажи, из-за их крайне ограниченного использования, мало подвергались изменениям. Вплоть до XVI в. путешественники ехали или верхом, или на специальных носилках, которые везли лошади. Указом Филиппа Красивого (1294) правом пользования экипажами обладали лишь женщины княжеского происхождения и их ближайшее окружение. И поэтому даже в XV в. использование экипажа воспринималось как роскошь и было редким явлением.

Купцы, военачальники, послы, а также путешествующие богатые люди при поездках на дальние расстояния пользовались итинерариями - дорожными путеводителями, составленными на основе рисованных карт с иллюстрациями.

Регулярное дорожное сообщение в раннее средневековье существовало в Южной Европе благодаря римским дорогам, которые начинают свою вторую жизнь, когда их стали восстанавливать, с VI в. В то время на карте Европы появились новые, первоначально варварские, королевства. Надо отметить, что характерной чертой всего средневековья была обязанность - как горожан, так и крестьян - поддерживать порядок на тех дорогах, а также мостах, которые находились на их территориях. Они обязаны были их чинить и мостить. По мере распространения христианства подобный труд стал считаться богоугодным делом.

В эпоху средневековья почти все путешествия, так или иначе, носили оттенок паломничества и миссионерства. Но были и путешественники, которых толкала в путь «жажда приключений». К таковым относится Вениамин Тудельс-кий, живший XII в., который по праву может считаться первым европейским путешественником, посетившим страны Востока и описавший их.

В эпоху средневековья был развит и лечебный туризм.

Город Ахен, который можно считать столицей государства Карла Великого, был расположен на месте привилегированного термального курорта, на котором еще отдыхали и лечились знатные римляне и кельты. Чудодейственные свойства этих вод связывали с воздействием бога Гранна. Карл Великий, как и его отец Пипин III, любил посещать это место. Карл воздвиг свой королевский дворцовый ансамбль рядом с термальными банями. Ансамбль представлял собой вершину архитектурной мысли того периода времени.

Не отставала в решении этих проблем и Византия. Лучшие дороги империи были на Балканах. Они опоясывали все горные хребты. Дороги шли через Триест вдоль Дуная к Черному морю и далее к Константинополю. На этих магистральных дорогах повсеместно были построены караван-сараи, где путешественники могли отдохнуть, принять пищу, а также осуществить любые торговые операции. В Европе они назывались приюты, госпитали, странноприимные дома. Как правило, они располагались, как своего рода «межевые столбы», на расстоянии дня пути друг от друга. Они напоминали большие амбары, свет в них проникал через бойницы, проделанные вместо окон. Людей помещали на помостах, расположенных вокруг крытого двора, и к этим помостам привязывали лошадей. Таким образом, каждый мог видеть свое животное и не беспокоиться, что его украдут.

Особое значение Константинополя в жизни Византии, широкий интерес к его истории и достопримечательностям, нужды многочисленных путешественников, посещавших столицу империи, вызвало появление ряда путеводителей.

По большей части путеводители были не очень высокого класса, давая разрозненные исторические и топографические сведения о столице. Один из них, «Краткий исторический обзор», относится к VIII в. Более подробный путеводитель «Отечество Константинополь» был составлен на рубеже X-XI вв. Он состоял из трех частей. В первой рассказывалась собственно история возникновения города и отдельных городских районов, во второй давалась топографическая структура Константинополя, а третья повествовала о главных достопримечательностях столицы - городских памятниках, дворцах как императора, так и частных лиц, банях, больницах, монастырях, церквах и т. д. Отдельно рассказывалось о постройке и освящении храма Св. Софии. По структуре эта работа очень сильно напоминала современные путеводители. И кроме подробной и точной топографии города «Отечество Константинополь» базировался на очень широком круге источников. В нем использовались произведения Прокопия Кесарийского, Иоанна Лида, патриарха Фотия, хронистов VIII -IX вв. и др.

Путешествующих было много, но дороги были совсем не безопасны. Шайки разбойников могли ограбить кого угодно, в том числе и пилигримов. Разбоем занимались даже рыцари, а иногда и более знатные сеньоры: графы и бароны, которых «интересовали» богатые купеческие караваны. Путники вне города чаще всего находили приют и защиту в монастырях. Здесь они всегда могли получить кусок хлеба, безопасный ночлег и благословение их дальнейшего пути. С XIV-XV вв. во всех сколько-нибудь крупных городах существовали гостиные дворы. Здесь могли остановиться путешественники за умеренную плату. Кроме того, во многих трактирах были комнаты для проезжих.

Еще один вид путешествий был характерен для средневековья: внутренняя колонизация. Это явление было присуще многим регионам Европы, но особенно ярко оно проявило себя на Пиренейском полуострове.

Одной из христианских святынь, находившихся в Галисии, была могила Святого Иакова (Сантьяго). Она привлекала паломников буквально со всей Европы: из итальянских, французских и германских земель. Всех пришельцев из Западной Европы жители Пиренейского полуострова называли франками. По пути продвижения паломников - а они, пройдя четыре гряды Пиренеев, следовали через земли басков, Кантабрию, Астурию, прежде чем попадали в Галисию, где находилась могила апостола, - стали возникать новые поселения и расширяться старые.

Испанский король Санчо Наваррский в X в. распорядился о строительстве многочисленных приютов для путников. В следующем веке король Наварры и Арагона Санчо Рамирес освобождает паломников от всех видов пошлин в первых городах после Пиренейских перевалов - Хаке и Памплоне. Для привлечения новых поселенцев из паломников многие населенные пункты стали получать различные льготы и привилегии. В XI в. приюты - альбергерии и оспита-лии, где паломники и лица, их сопровождающие, могли не только отдохнуть, но и получить медицинскую помощь, обменять деньги, появляются на протяжении всего пути следования пилигримов по испанским землям. При альбергериях и оспиталиях стали появляться и кладбища для пилигримов, содержавшиеся за государственный счет. Приюты на горных дорогах обязывали их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокола, указывая странникам дорогу к жилью, если надо, то они должны были выступать и в роли проводников. Должности смотрителей скоро стали дефицитными, так как они очень высоко оплачивались, а их владельцы за столь важную, нужную и опасную службу получали различные льготы, а некоторые даже возводились в дворянское достоинство.

Но кроме паломников привлекались сюда и просто иностранные поселенцы, в частности торговцы. Зачастую они получали льготы на монопольное снабжение паломников хлебом и вином, все жители становились свободными, независимо от своего прежнего состояния, могли иметь движимость и недвижимость.

Регулярные контакты с иноземцами носили не только торгово-экономический, но и научно-образовательный характер. «Путешествия за знаниями» становятся характерной чертой средневековья.

Великий шелковый путь - древний торговый путь из Европы в Китай через оазисы Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока существовал со II в. до н. э. Название торговому пути дали перевозимые товары - по этой дороге европейцы получали шелк из Китая, а в Китай, соответственно, поступали европейские товары - шерсть, золото.

Логистика древней караванной торговли была выработана четко: в начале пути из Европы в Китай товары везли на телегах и повозках, лошадях; после Памира перегружали на верблюдов, передвигаясь от оазиса к оазису в среднем по 20 км в день. Купцы брали с собой и товары из последнего места пребывания и продавали их по дороге.

Путешественники того времени - купцы - высоко оценивали «предпринимательский климат» далекого Китая. Так, арабский путешественник Ибн Баттута (1304-1377) писал: «…Китай - самое безопасное и лучшее место в мире для путешественника. Путник один может совершить переход в девять месяцев и ничего не бояться, даже если он нагружен сокровищами. На каждой станции есть гостиница, за которой присматривает специальный офицер с отрядом пеших и конных солдат».

В XIII-XIV вв. по этому пути путешествовал венецианский купец Марко Поло, оставивший об этом письменные свидетельства.

Ныне по большей части дорог Великого шелкового пути проложены современные пути сообщения - железные и автомобильные дороги.

 


 


Заключение

 

Путешествия, а туризм считается одной из их разновидностей, сопутствовали человеку на протяжении всей его истории. По мере того как совершенствовалось общество, становились более совершенными, разнообразными и комфортабельными и виды путешествий. О туризме в современном его понимании можно говорить с момента возникновения первых цивилизаций. Очевидно, что уже во времена Саргона Великого в Месопотамии или в правление династий фараонов Древнего царства часть населения, относящаяся к правящей элите, могла позволить себе «временные выезды (путешествия)...с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». Изучение генезиса туризма помогает лучшему усвоению тех или иных основополагающих исторических вех. И поступательное развитие туризма входит как необходимая составная часть в мировой исторический процесс. Можно констатировать, что на различных этапах истории путешествия и туризм сыграли колоссальную прогрессивную роль в развитии человеческого социума в целом, как стимулируя науку, развитие средств транспорта, торговлю, дипломатию, так и оказывая в целом позитивное влияние на людей.

В наши дни невозможно представить себе любой крупный город без туристов, как иностранных, так и отечественных. Туристская индустрия охватила не только Европу, но и большинство стран Америки, Азии, Африки, Австралию и даже Антарктиду. Туристы спускаются под землю (спелеологи, диггеры), покоряют все новые горные вершины и даже стали летать в космос. Все сколько-нибудь крупные реки, акватории всех океанов также входят в туристское пространство..

Путешествия настолько прочно вошли в жизнь современного общества, что превратились в его неотъемлемую составную часть, став образом жизни. И какой бы мотивацией ни руководствовался человек, отправляясь в путешествие, он всегда будет сталкиваться с чем-то новым и неожиданным для себя. И не зря существует афоризм, что «отдых - это перемена деятельности». Он прекрасно применим к туризму, так как в основе любого вояжа лежит потребность в получении от него максимума удовольствия и отдыха (пусть как перемены рода деятельности). Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, пока существует человек, пока он работает, создавая для себя антропогенную среду обитания, ему будет необходим отдых, одной из разновидностей которого и являются путешествия.

Но туризм - это не только естественная, а теперь уже и само собой разумеющаяся часть жизни любого социума, это еще и «движитель» развития этого социума. Он оказывает существенное благотворное влияние на развитие экономики, совершенствует и социальную структуру общества, создавая новые рабочие места и тем самым борясь, в частности, с безработицей. Есть все основания утверждать, что мировой туризм имеет огромный потенциал. Новые технологии - как в индустрии туризма, так и в сопредельных областях экономики - будут способствовать дальнейшему поступательному развитию как путешествий, так и общества в целом.

Нельзя забывать о такой важнейшей составляющей туризма, как укрепление политической стабильности. Туризм может развиваться только в мирных условиях. Войны, любые политические конфликты, гражданские разногласия, как и экономические кризисы и депрессии, препятствуют его развитию. Не случайно одним из главных положений «Кредо миролюбивого путешественника», принятого на конференции в Ванкувере в 1988 г., провозглашалось: «Предлагать руку дружбы всем, кого я встречу».

Очевидно, что туризм способствует формированию единого туристского пространства в масштабах всей Земли, что приводит к дальнейшей консолидации народов и государств. Меняются времена, меняется ментальность, меняется и отношение к путешествиям. Но при всех его трансформациях туризм был, есть и будет неотъемлемой частью всего человеческого социума.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: