Факторы психического здоровья

Тема: Здоровье и его составляющие.

Задание: внимательно прочитайте притчу и ответьте на вопросы.

Легенда о напыщенном мандарине

Когда-то давно в старом Китае жил умный, но очень гордый мандарин (государственный чиновник). Целый день он только и делал, что примерял богатое платье и хвастался своим умом. Так шли дни за днями, годы за годами... И вот страну облетела весть, что неподалеку поселился монах, умнее мандарина. Мандарин ужасно разозлился, но не выразил этого ни жестом, ни словом. Задумал он объявить поединок и отстоять славу мудрого нечестным способом: «Возьму я в руки бабочку, спрячу ее за спиной и спрошу, что у меня в руках - живое или мертвое? Если монах скажет, что живое, я задушу бабочку, а если мертвое - выпущу ее». И вот настал день поединка. В пышном зале собралось много людей, всем хотелось увидеть соревнования самых умных людей в мире. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода монаха. Но вот дверь отворилась, и в зал вошел небольшой худощавый мужчина. Он подошел, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой вопрос. Тогда надменный мандарин спросил: «Скажи мне, что я держу в руках - живое или мертвое?». Мудрец улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках». Смущенный мандарин выпустил бабочку с рук, и та полетела, радостно трепеща яркими крылышками.

Вопросы:

- Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках»?

- От кого зависит решение, которое мы принимаем?

Сделайте вывод.

Упражнение «Ассоциация»

Задание для выполнения упражнения.

В конспекте запишите ассоциации на тему: «Здоровье для меня – это….»

Упражнение «Здоровье-богатство?»

Задание для выполнения упражнения.

Ответьте на вопросы.

1. Какое значение имеет для вас здоровье? Дайте определение понятие «здоровье» - как его понимаете вы.

2. Что значит для вас быть больным? Дайте определение понятия «болезнь» - как его понимаете вы.

3. Перечислите  факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье. Почему? (Обоснуйте свой ответ.)

4. Кто несет ответственность за сохранение здоровья в обществе? Почему? (Обоснуйте свой ответ.)

Внимательно прочитайте лекционный материал и кратко законспектируйте его в конспекте.

Лекция.

Итак, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. ВОЗ дает следующее определение: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», то есть здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование). Здоровье можно рассматривать с позиции трёх аспектов – это физическое, психическое и психологическое здоровье.

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего у человека должно быть здоровое тело, правильное, телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста. Человек должен иметь хорошую физическую подготовку: а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными стрессами, продуктивно и плотно работать, а также вносить вклад в жизнь своего общества.

Психическое здоровье – это гармоничное развитие психики человека в соответствии с его возрастом.

Психически здоровый человек адекватно оценивает действительность; проявляет интерес к окружающему миру; согласовывает своё поведение и реакцию на происходящее с условиями среды; способен к самоанализу и рефлексии.

Основные критерии для оценки психического здоровья.

· Степень развития интеллекта;

· Способность контролировать свои эмоции и поведение в различных ситуациях;

· Способность справляться со стрессом.

Факторы психического здоровья

§ Наследственность;

§ Опыт, приобретённый в процессе воспитания;

По наследству передаётся подвижность нервных импульсов в коре головного мозга, которые определяют тип нервной деятельности (темперамент). 

4 типа темперамента:

§ Холерик – сильно подвижный тип, низко уравновешен, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, хорошая кратковременная память. НЕДОСТАТОК – редко доводит дело до конца.

§ Сангвиник – сильный тип, уравновешанный, хорошая память, способны выполнять несколько дел одновременно и доводят их до конца.

§ Меланхолик – процесс торможения и возбуждения уравновешены, но протекают медленно, плохая память, медленные смены настроения, слабо неуравновешенные.

§ Флегматик – сильно не уравновешенные, процесс торможения преобладает над возбуждением, хорошая память.

Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщённо о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать на и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима психическому здоровью, между ними существуют различия. Психологическое здоровье в своём определении - более широкое понятие, оно характеризует личности в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

 Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать друг другу, не создавать конфликтные ситуации.

 Важно нормально чувствовать себя при наличии многих чувств, понимая при этом, что какие то из них вполне приемлемы, а другие – нет.

Существуют патологические формы воспитания:

Тип эмоционального отвержения – родители заставляют испытывать ребёнка чувство вины, преувеличивая его недостатки (тип ЗОЛУШКИ).

Гипер-опека – проявляется в гипер (чересчур) заботе о ребёнке, что препятствует возможности принимать собственные самостоятельные решения.

Воспитание по типу повышения моральной ответственности - родители требуют от ребёнка, чтобы он осуществлял их мечты, которые они не могли осуществить.

Противоречивое воспитание – родители по разному относятся к ребёнку, они переносят на него свои проблемы, предъявляя к нему свои требования (ИДИ СЮДА – СТОЙ НА МЕСТЕ).

Смена образов воспитания – возникают при распаде семьи или тяжёлой болезни одного из них.

Физическое насилие – обращение с ребёнком, которое не носит воспитательный характер.

Ответьте на вопросы:

Что мешает человеку вести здоровый образ жизни?

Какие существуют вредные привычки? Перечислите их.


Упражнение «Ассоциации 2»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: