Предварительную разработку основных деталей к предстоящей деятельности обучающих и обучающихся и прогнозирование её результатов называют педагогическим проектированием. Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса называют «технологией учебного процесса», т. е. это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого. Процесс разработки конкретной педагогической технологии называют процессом педагогического проектирования, выражающимся в следующей последовательности:
– выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;
– выбор или разработка технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель.
В процессе разработки педагогической технологии важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на развитие соответствующих компетенций, на овладение знаниями, умениями и навыками, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний. Основными формами организации учебного процесса являются: лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, самостоятельная работа студента, конференция, консультация (это формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку); практическое занятие, курсовые работы, все виды практик, деловая игра, научно-исследовательская работа студента, выпускная квалификационная работа (это формы, направленные преимущественно на практическую подготовку).
После выбора формы обучения следует определиться, применение каких методов обучения оптимально для каждого конкретного занятия. По характеру познавательной деятельности обучающихся выделяют пять групп методов:
– объяснительно-иллюстративные, суть которых состоит в организации усвоения информации студентами: преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а студенты воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию;
– репродуктивные методы: состоят в организации деятельности по воспроизведению и применению усвоенных знаний (решение типовых задач, выполнение лабораторных работ по инструкции и т. д.);
– метод проблемного изложения заключается в том, что преподаватель не просто излагает материал, а ставит проблему, раскрывает систему доказательств, показывает способ разрешения проблемы, а студенты становятся свидетелями научного поиска (этот метод должен быть ведущим в лекционном преподавании);
– частично-поисковые методы: их цель – приблизить студентов к самостоятельному решению проблем с помощью выполнения отдельных этапов задания, поставленного преподавателем;
– исследовательские методы; предполагают сближение методов учебной работы с методами научного исследования, когда студенты полностью и самостоятельно проводят исследование неизвестной для них проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и творческий характер деятельности.