Тема: Качество программного продукта – как основа обеспечения конкурентоспособности. Жизненный цикл программного средства
Цель работы: ознакомление со стандартами в области обеспечения качества программного продукта и моделью создания жизненного цикла программных средств как основой обеспечения конкурентоспособности
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Увеличившаяся в настоящее время конкуренция между организациями, производителями продукции, в том числе и программного обеспечения, приводит к установлению более жестких требований к качеству это продукции. Для того чтобы быть конкурентоспособными, организации должны применять эффективные системы, ведущие к повышению качества продукции и более совершенному удовлетворению требований своих заказчиков. Правильно сформулированные и полные требования заказчика, включенные в технические условия, еще не гарантирует того, что эти требования будут полностью удовлетворены, так как в системе поставок и обеспечения организации имеются недостатки. Это соображение обусловило разработку стандартов, относящихся к системам качества и дополняющих требования заказчика к продукции.
Межународные стандарты серии ИСО 9000 предназначены для создания общей основы стандартов на системы качества. Под системой качества понимается, согласно ИСО 8402, совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством продукции, производимой организацией.
В основе деятельности по созданию и использованию программных средств лежит понятие жизненного цикла. Жизненный цикл является моделью создания и использования программного обеспечения, отражающей его различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в программном средстве и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у пользователей.
Основными целями применения стандартов и нормативных документов в жизненном цикле ПС являются:
- снижение трудоемкости, длительности, стоимости и улучшение других технико-экономических показателей проектов ПС;
- повышение качества разрабатываемых и/или применяемых компонентов и ПС в целом при их приобретении, разработке, эксплуатации и сопровождении;
- обеспечение возможности расширять ПС по набору прикладных функций и масштабировать в зависимости от размерности решаемых задач;
- обеспечение переносимости прикладных программ и данных между разными аппаратно-программными платформами.
Применение стандартов позволяет ориентироваться на построение систем из крупных функциональных узлов, отвечающих требованиям стандартов, применять отработанные и проверенные проектные решения. Они определяют унифицированные интерфейсы и протоколы взаимодействия компонентов таким образом, что разработчику системы, как правило, не требуется вдаваться в детали внутреннего устройства этих компонентов.
В нашей стране жизненный цикл разработки ПС установлен стандартом ГОСТ 19. «Стадии разработки программ и программной документации» и содержит следующие этапы работ:
- техническое задание (ТЗ);
- эскизный проект (ЭЗ);
- технический проект (ТП);
- рабочий проект (РП);
- внедрение.
В таблице 3 приведены стадии разработки и этапы, их составляющие.
Таблица 3. Стадии и этапы разработки ПС
Стадии разработки | Этапы работ |
Техническое задание | Обоснование необходимости разработки программы |
Научно-исследовательские работы | |
Разработка и утверждение технического задания | |
Эскизный проект | Разработка эскизного проекта |
Утверждение эскизного проекта | |
Технический проект | Разработка технического проекта |
Утверждение технического проекта | |
Рабочий проект | Разработка программы |
Разработка программной документации | |
Испытания программы | |
Внедрение | Подготовка и передача программы |
Стандарт ISO 12207 (ГОСТ Р ИСО/МЭК «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств» наиболее полно на уровне международных стандартов отражает жизненный цикл, технологию разработки и обеспечения качества сложных программных средств. Жизненный цикл ПС представлен набором этапов, частных работ и операций в последовательности их выполнения и взаимосвязи, регламентирующих ведение разработки на всех стадиях от подготовки технического задания до завершения испытаний ряда версий и окончания эксплуатации ПС. В жизненный цикл включаются описания исходной информации, способов выполнения операций и работ, устанавливаются требования к результатам и правилам их контроля, а также к содержанию технологических и эксплуатационных документов. Определяется организационная структура коллективов, распределение и планирование работ, а также контроль за реализацией жизненного цикла ПС.
Стандарт может использоваться как непосредственный директивный, руководящий или рекомендательный документ, а также как организационная база при создании средств автоматизации соответствующих технологических этапов или процессов. Для реализации положений стандарта должны быть выбраны инструментальные средства, совместно образующие взаимосвязанный комплекс технологической поддержки и автоматизации ЖЦ и не противоречащие предварительно скомпонованному набору нормативных документов. Имеющиеся в стандарте пробелы следует заполнять спецификациями или нормативными документами, регламентирующими применение выбранных или созданных инструментальных средств автоматизации разработки и документирования ПС.
ЗАДАНИЕ:
Вопросы:
1. Опишите особенности каскадной модели жизненного цикла ПС.
2. Опишите особенности спиральной модели жизненного цикла ПС.
3. Какая модель жизненного цикла ПС характерна для периода гг.?
4. В чем состоит отличие спиральной модели ЖЦ ПС от каскадной?
5. Перечислите этапы работ согласно ГОСТ 19. «Стадии разработки программ и программной документации».