Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и др. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье.
Поскольку семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами. В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.
|
|
Любая деятельность, включая консультирование, имеет определенную цель, которая должна базироваться на потребностях клиента. Выделяют две основных цели консультирования:
1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;
2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.
Таким образом, основные цели консультирования имеют направленность на повышение удовлетворенности жизнью, что непосредственно связано с личностным ростом человека, развитием навыков преодоления трудностей, умением завязывать и поддерживать межличностные отношения.
Конечная цель консультативной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Эффект консультационной работы во многом определяется успехом на предшествующих этапах цикла помощи тем, какой уровень доверия достигнут во взаимоотношениях между членами семьи и социальным педагогом.