Презентация: название и цели занятия

Поясните смысл названия. Тема занятия тяжелая, но рассмотреть ее необходимо. Она посвящена жестокому обращению с детьми и его последствиям. Для того чтобы быть способным помочь ребенку, перенесшему жестокое обращение, родители / педагоги, должен знать о последствиях подобного опыта, их проявлениях и способах преодоления. Особую озабоченность у родителей и воспитателей вызывают задержки в психическом развитии ребенка, их причины и пути преодоления. Ребенок очень уязвим в отношении генетических, внутриутробных и внешних воздействий, однако большинство людей все же вырастают здоровыми — и физически, и личностно. Это связано с гибкостью и богатством ресурсов растущего человека. Расскажите, что жестокое обращение, насилие над детьми — это одно из самых тяжелых преступлений, но, к сожалению, довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских домах.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

- пренебрежение нуждами;

- эмоциональное;

- физическое;

- сексуальное.

Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.

Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда жеотносятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».

Физическое насилие — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные дляжизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

Сексуальное насилие — любое сексуальное действие по отношению к ребенку:

прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половойакт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детямпорнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.Рассказать об эмоциональном состоянии детей, особо отметив то, что у них все проблемы сактивностью — гиперреактивность, заторможенность, трудности сосредоточения неконцентрируют внимание; проблемы с интеллектуальной деятельностью из-за эмоциональныхпроблем (аффект тормозит интеллект).

Дети, пережившие жестокое обращение, могут:

- испытывать трудности со сном;

- проявлять регрессивное поведение;

- быть в депрессивном состоянии;

- казаться отстраненными, погруженными в свои фантазии или необычно инфантильными;

- демонстрировать экстремальное поведение, несущее риск жизни и здоровью, частый травматизм;

- быть жестокими;

- могут быть замеченными в воровстве;

- убегать из дома;

- высказывать мысли о суициде;

- мастурбировать, вовлекая других детей;

- демонстрировать странное, необычное для возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данныйпризнак);

- демонстрировать поведение, которое скорее присуще взрослому человеку, чем ребенку;

- испытывать приступы видений из прошлой жизни или, наоборот, защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания.

Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако, если вам известна социальная история ребенка и вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, помните:

дело не в генетике, а в травматическом опыте.

Обсуждение в группе. Спросите участников, одинаково ли воспринимают действия взрослых дети, пережившие насилие, и дети из благополучных семей. Поддержите следующие высказывания:

- Ребенок, переживший жестокое обращение, не верит взрослым, поэтому он может неадекватно реагировать на их действия.

- Возможно, придется долго ждать того, что ребенок сможет доверять.

- Возможно, придется искать разные подходы к ребенку.

Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам со взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова.

Взрослым необходимо тщательно обдумать, как они будут устанавливать позитивные взаимоотношения с такими детьми.

1.1.Что могут означать детские рисунки. Работа в подгруппах.

Цель: показать, что травматический прошлый опыт отражается на всей личности ребенка, его мыслях, чувствах, поведении.

- Разделить группу на 2—3 подгруппы.

- Раздать подгруппам рисунки детей, сделанные ими во время консультации у детского психолога. На рисунке должны быть указаны пол и возраст ребенка.

- Попросить участников внимательно посмотреть на рисунки и попытаться представить себе эмоциональное состояние ребенка, который их рисовал.

- Предложите участниками ответить на вопросы:

Хорошо ли ребенку?

Боится ли он чего-то?

Спокоен ли он?

Злится ли на что-то?

Как воспринимает окружающий мир?

Как воспринимает других людей?

Как воспринимает самого себя?

После того как подгруппы завершат работу, попросите их по очереди рассказать в большой группе о результатах своего обсуждения.

После каждого отчета подгруппы расскажите группе информацию о прошлом ребенка, выполнившего рисунки.

Обсуждение в большой группе.

Обратить внимание группы на то, что прошлый опыт ребенка отражается на всем, что он делает, думает и чувствует. Многие особенности его поведения можно понять, только учитывая этот опыт.

Подчеркните, что может быть недостаточно информации, что именно происходило в прошлом ребенка. Поэтому необходимы наблюдательность и внимание к особенностям поведения ребенка.

1.2. Право ребенка на конфиденциальность.

Упражнение «Несохраненная тайна» и обсуждение в группе.

Цель: показать, почему так важно с уважением относиться к информации о прошлом ребенка и помогать ее сохранять.

- Выдать каждому листок бумаги и конверт. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие.

- Попросите каждого положить свой заполненный листок в конверт и запечатать его. Затем участники должны написать на конвертах свои имена и положить их под свой стул.

- После того как все конверты будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо.

- Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их опять проверить, все ли в порядке с их конвертами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно, некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их конверт.)

- Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом.

- Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы участники успели отреагировать, но сразу не вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт.

Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам.

- Объясните группе, что вы в действительности не собирались открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе.

- Удостоверьтесь, что все конверты, в самом деле, были возвращены.

Обсуждение в группе. Попросите участников группы рассказать о своих чувствах, задав вопросы:

- Что вы чувствовали по мере удаления от своих конвертов?

- Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?

- Что вы чувствовали, когда оказалось, что кто-нибудь может прочитать то, что вы написали?

Объясните, что чужая тайна всегда кажется нам менее важной, чем своя собственная, ведь чужая тайна — это интересная информация, а своя — сгусток чувств, иногда очень болезненных.

Подчеркните, что дети имеют такие же права на соблюдение конфиденциальности, как и взрослые. Недопустимо распространять информацию, касающуюся личной жизни ребенка и его прошлого. Объясните, что особую важность требование конфиденциальности приобретает в случае детей, переживших жестокое обращение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: