Программа вступительного экзамена по литературе

Кировский филиал

 

 

Методическое пособие для абитуриентов

По специальности

«БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Срок обучения 5 и 3,5 года

Киров, 2012


Направление подготовки: Библиотечно-информационная деятельность

Профиль: Менеджмент библиотечно-информационной деятельности


Квалификация (степень) «бакалавр»

 

 

Вступительные испытания:

Русский язык (тест)

Литература (устно) - профильный экзамен

Собеседование (устно)

 



Примерный перечень вопросов для теста по русскому языку.

  1. Отметьте слова, в которых ударение падает на последний слог
1. центнер 4. агент
2. положить 5. звонит
3. портфель 6. уведомить

 

Укажите слова, в которых допущены ошибки

  1. Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях
  1. соблюдать честоту
  2. поседеть от горя
  3. раскошный наряд
  4. короткая бичёвка
  5. пышный коравай
  1. велосипед
  2. сверепый
  3. подрожать старшим
  4. флонелевый
  5. гармонь

 

  1. Чередующиеся гласные в корнях
  1. сгореть
  2. зоря
  3. касается
  4. предполажить
  5. уровень
  1. расток
  2. подскакал
  3. утворь
  4. сочитание
  5. зоревать
  1. Проверяемые и непроверяемые согласные в корнях
  1. шоссе
  2. известный
  3. уский
  4. судьба
  1. драмма
  2. чуствовать
  3. жизнерадосно
  4. ненасный
  1. Правописание приставок. Буквы Ы-И после приставок на согласный
  1. здесь
  2. черезчур
  3. рассчитать
  4. придумать
  5. привзойти
  1. президент
  2. предрешить
  3. беззащитный
  4. здравница
  5. сверхызысканный

 

  1. Правописание гласных после шипящих и Ц.
  1. жёлудь
  2. причоска
  3. трущёба
  4. бычок
  5. багажём
  1. вооружённый
  2. кольцом
  3. стажор
  4. циркуль
  5. администрация

 

  1. Употребление Ъ и Ь
  1. декабрский
  2. врачь
  3. сплошь
  4. сядьте
  5. дъячок
  1. пъеса
  2. адьютант
  3. барьер
  4. много тучь
  5. выстроишь

 

  1. Правописание суффиксов и окончаний.
  1. работнеца
  2. перевозчик
  3. замочек
  4. винаватый
  1. ткацкий
  2. зависемый
  3. сеят
  4. слева

 

  1. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
  1. пол-банана
  2. пол-порции
  3. нежно голубой
  4. опять-таки
  5. подружески
  1. поверху забора
  2. в-охапку
  3. все хорошо по-прежнему
  4. чуть-чуть
  5. канц-товары
  1. Н и НН в разных частях речи
  1. глиняный
  2. лиственный
  3. негаданный
  4. жаренные грибы
  5. взволнованый голос
  1. сочинение написано
  2. несвареная картошка
  3. запланированый
  4. племянник
  5. отвечал уверено

 

  1. Правописание НЕ с разными частями речи
  1. не втерпёж
  2. река не глубокая, но быстрая
  3. не достаёт времени
  4. не обладающий тактом
  5. ненадо
  1. невзирая на обстоятельства
  2. не должен так поступать
  3. крайне неверное решение
  4. права не защищены
  5. нехватает места

 

  1. Правописание частиц НЕ и НИ
  1. не во что не верю
  2. ни брат, а друг
  3. не раз об этом спрашивали
  1. ни за что ни при что
  2.  где он только не был!
  3. не за что благодарить

 

  1. Правописание предлогов, союзов и омонимичных с ними слов.
1. в течении лета 2. поговорить на счёт квартиры 3. ввиду болезни 4. девушка тоже молчала 5. приют наш мал, за то спокоен 6. и так, всё осталось по-прежнему 7. чтобы ни случилось, будем надеяться на лучшее 8. сегодня было так же холодно, как и вчера 9. иметь в виду 10. повёрнуто вокруг оси

 

Укажите предложения с пунктуационными ошибками

  1. Предложения с однородными членами, обобщающими словами при однородных членах, однородными и неоднородными определениями.
  1. Долго ль мне гулять на свете, то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?
  2. Всякий пустяк, поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей: всё казалось значительным.
  3. Яркое зимнее солнце заглянуло в наше окно.
  4. Мы осмотрели: и гумно, и ригу, и сараи, и мельницы.
  5. Шёл длинный, товарный поезд.

 

  1. Предложения с обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями, уточняющими членами).
  1. Волнуемый воспоминаниями, я забылся.
  2. Печальный демон, дух изгнанья, летал над грешною землёй.
  3. Большая рыжая сова сидела у самой дороги, склонив голову набок, и глупо вытаращив жёлтые глаза.
  4.  Много лет тому назад, осенью по дороге в Москву пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме.
  5. Листва была навалена горами и нагретая солнцем издавала скипидарный запах.
  1. Предложения с обращениями, вводными конструкциями, конструкциями с союзом КАК.
  1. Серебристая дорога, ты, зовёшь меня куда!
  2. Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины.
  3. В старое время плотины в Голландии (эта страна, как известно, лежит ниже уровня моря) строились из дерева.
  4. Ты обращаешься со мною как с больною или с ребёнком.
  5. Этот осенний день был таким же солнечным и лёгким как в апреле.
  1. Предложения с прямой речью. Тире между подлежащим и сказуемым.
  1. Задача науки постигать законы природы.
  2. «Вы в качестве консультанта приглашены к нам?» - спросил он.
  3. Все пороки, вероятно, плоды невежества.
  4. «Неужели, - думал я. – Это моё единственное назначение на земле?»
  5. Лес и охота самые лучшие условия для здоровья.

 

  1. Сложное предложение.
  1. Никакой рыбы мы не поймали, зато вдоволь надышались лесным целебным воздухом.
  2. От деревни, где я жил в то лето до озера было всего двадцать километров.
  3. Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает.
  4. В голове моей родилось подозрение, этот слепой не так слеп, как оно кажется.
  5. Снова ударила молния, и прогремел гром.

 

  1. Сложное предложение.
  1. Только теперь мы заметили, что взошло солнце, и горы уже не в силах его заслонить.
  2. Я так загляделся на неё, что наверное прозевал бы свою очередь, если бы меня вовремя не подтолкнул майор.
  3. Когда же приедут артисты, и состоится концерт?
  4. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  5. Стало ясно, что если бы мы задержались ещё, то промокли бы насквозь.


Программа вступительного экзамена по литературе

1. А.С.ГРИБОЕДОВ

Своеобразие драматического конфликта комедии «Горе от ума»: фамусовская Мостка и Чацкий, личное и общественное в раме Чацкого. Путь прозрения героя. Чацкий и Молчалин, Чацкий и Софья. Художественное мастерство А.С.Грибоедова.

2. А.С.ПУШКИН

Многообразие тем и мотивов лирики: вольнолюбивая, любовная, философская, тема поэта и поэзии, тема дружбы. Воплощение в лирике А.С.Пушкина вечных, общечеловеческих ценностей милосердия, любви, красоты, свободы. Художественное совершенство лирики, ее гуманистический характер.

Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»: отражение общественной и духовной жизни в романе. Основные нравственные проблемы романа. Евгений Онегин: противоречивость его характера, путь духовного становления. Онегин и Ленский. Татьяна Ларина как воплощение идеала автора. Автор в художественной системе романа. Смысл «открытого» финала романа.

3. М.Ю.ЛЕРМОНТОВ.

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова: тема одиночества и странничества, размышления о судьбе поэта, природа и родина, дума о судьбе поколения. Романтический и трагический характер лирики Лермонтова. Образ лирического героя.

Роман «Герой нашего времени»: смысл названия, философская и нравственная проблематика, система образов. Трагедия Печорина, ее сущность и причины, отношение автора к герою. Психологизм Лермонтова: роман как исследование «истории души человеческой».

4. Н.В.ГОГОЛЬ.

Поэма «Мертвые души»: смысл названия, многозначность образа «мертвых душ». Тема России, ее настоящего и будущего как основная тема поэмы. Образ Чичикова, отношение автора к герою. Система лирических отступлений в поэме.

5. А.Н.ОСТРОВСКИЙ

       Драма «Гроза» или «Бесприданница»: смысл названия, конкретно-историческая и общечеловеческая проблематика пьес Островского. Трагический конфликт «горячего сердца» и «темного царства» в пьесе «Гроза», драма любви и долга. Трагедия любви мире власти денег в драме «Бесприданница».

6. И.А.ГОНЧАРОВ.

Роман «Обломов» (или другой по выбору абитуриента). Нравственно-философская проблематика романа. Противоречивость характера Обломова, система его жизненных ценностей, Андрей Штольц как антипод Обломова. Отношение автора к своим героям. Испытание любовью в романах Гончарова.

7. И.С.ТУРГЕНЕВ.

Социальная и нравственная проблематика романа «Отца и дети». Герой времени в романе: мировоззрение Базарова, его характер, путь его духовных испытаний в изображении Тургенева. Базаров и Одинцова: испытание любовью. Авторское отношение к Базарову, эволюция отношений «Автор-герой» на страницах романа.

8. Н.А.НЕКАРАСОВ

       Основные темы и мотивы лирики Некрасова: назначение поэзии и судьба поэта, крестьянская тема, судьба женщины-крестьянки, любовная лирика Некрасова. Идеал человека в понимании Некрасова. Образ лирического героя.

       Поэма «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни в пореформенной России. авторские размышления о судьбе России и русского народа, образ Матрены Тимофеевны, дедушки Савелия, Гриши Добросклонова в контексте этих размышлений. Художественные особенности поэмы: своеобразие жанра и композиции, сюжет путешествия как способ отражения жизни русского крестьянства, яркость языка.

9. Ф.И.ТЮТЧЕВ

       Основные темы и мотивы философской лирики Ф.И.Тютчева: любовная лирика, осмысление природы и места в ней человека, человек и мироздание, философские размышления о жизни и смерти.

10. А.А.ФЕТ

       Мир как красота в поэзии А.А.Фета. Лирический герой Фета в его отношениях к природе, музыке, любви. Художественное мастерство Фета.

 

11. М.Е.САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН.

       «Сказки», или «История одного города», или «Господа Головлевы». Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина: фантастика, гипербола, гротеск, аллегория и другие средства сатирического изображения действительности. Комическое и трагическое в художественном мире Салтыкова-Щедрина. Конкретно-историческая и нравственно-философская проблематика произведений, непреходящий смысл сатиры Салтыкова-Щедрина.

       12. Н.С.ЛЕСКОВ

       «Очарованный странник», «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда» или другие произведения по выбору абитуриента. Особенности русского национального характера в произведениях Лескова. Композиция и язык прозы, своеобразие ситуаций и характеров.

   13. Л.Н. ТОЛСТОЙ

       Роман-эпопея «Война и мир»: смысл названия, сложное взаимоотражение исторической и частной жизни в романе. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Преломление нравственного и философского идеала автора в женских образах романа. Дом и семья в понимании Толстого. Война 1812 года как духовное пробуждение России, единение нации, проверка человека на человечность. Представления писателя о роли личности в истории: Кутузов в романе как воплощение «простоты, добра, правды», смысл противостояния Кутузова и Наполеона. Система жизненных ценностей автора, отряженная в романе, представления Толстого об истинной духовной красоте.     

14. Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ.

       Роман «Преступление и наказание»: социальная и нравственно-философская проблематика романа. Тайна Петербурга Достоевского, мир «униженных и оскорбленных» в романе. Трагические противоречия в душе Родиона Раскольникова, его преступление» и «наказание», путь духовного воскрешения. Соня Мармеладова как отражение нравственного идеала автора.

15. А. П. ЧЕХОВ

       Тематическое разнообразие рассказов А.П.Чехова: проблема человеческого счастья, смысла жизни и назначения человека, неприятие пошлости, духовного измельчания человека, мечта автора о более осмысленной, одухотворенной жизни. Человек и среда в рассказах Чехова.

Пьеса «Вишневый сад»: основные особенности драматургии Чехова. Прошлое, настоящее и будущее России в изображении писателя. Судьбы героев пьесы, отношение к ним автора.

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

1. А.М.ГОРЬКИЙ.

Мечты о героическом и прекрасном в раннем романтическом творчестве Горького. Социальная и философская проблематика пьесы «На дне». Идеал человека в творчестве Горького. Спор о правде и назначении человека в пьесе (позиции Бубнова, Луки и Сатина).

2. ПОЭЗИЯ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА».

Расцвет русского лирической поэзии и многообразие поэтических течений. Характеристика творчества одного из поэтов по выбору абитуриента.

3. ПРОЗА НАЧАЛА ХХ ВЕКА (И.А.БУНИН, А.И.КУПРИН, Л.Н.АНДРЕЕВ по выбору).

Социальная и философская проблематика рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско», художественные особенности рассказа. Развитие темы любви в произведениях писателя. Психологизм Бунина, основные особенности мировоззрения.

Романтическое и реалистическое в прозе Куприна. Развитие темы «маленького человека» в рассказе «Гранатовый браслет», трагизм и счастье любви в произведениях писателя.

Евангельские темы и образы в рассказе Андреева «Иуда Искариот», парадоксальность и сложность проблематики.

4. А.А.БЛОК,

Основные мотивы и образы лирики Блока: судьба любви и красоты, тревога за судьбу России и вера в нее. Опыт художественного осмысления Октябрьских событий в поэме «Двенадцать», проблематика и художественные особенности поэмы.

5. С.А.ЕСЕНИН.

Человек и природа в поэзии Есенина. Эволюция темы Родины. Поэтические размышления Есенина о любви и смысле жизни.

6. В.В.МАЯКОВСКИЙ

Поэтическое новаторство Маяковского. Дооктябрьская лирика: своеобразие конфликта лирического героя Маяковского с миром, его яркий и дерзкий вывоз буржуазным духовным ценностям. Любовная лирика, тема поэта и поэзии, сатира Маяковского. Маяковский о новом человеке и новом Отечестве в послеоктябрьской лирике.

7. ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

Социальные и общечеловеческие конфликты в произведениях о гражданской войне. Человек в огне гражданской войны. Интеллигенция и революция. Характеристика одного-двух произведений (А.Фадеев, М.Булгаков, И.Бабель, Б.Пастернак и др. по выбору).

8. ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА,

Особенности жанра антиутопии. Изображение тоталитарного общества и судьбы человека в мире несвободы и всеобщей унификации. Характеристика одно-двух произведений (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, В. Маканин)

9. САТИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА 20-30-х годов ХХ ВЕКА,

Герои, сюжеты, особенности стиля сатирических произведений М.Зощенко, М.Булгакова, Тэффи, А.Аверченко, И.Ильфа и Е.Петрова – по выбору.

10. М.А.ШОЛОХОВ.

Исторические судьбы народного и социальные противоречия эпохи в изображении Шолохова. Ситуации, герои, художественные особенности романов «Поднятая целина», «Тихий Дон», рассказа «Судьба человека» – по выбору.

11. М.А.БУЛГАКОВ.

Фантастика и реальность в романе «Мастер и Маргарита». Судьба творчества любви в дисгармоничном мире. Евангельские образы и мотивы.

Сатирическое мастерство писателя в романе «Мастер и Маргарита» и повести «Собачье сердце». Социальный прогноз писателя, отражение конкретно-исторического и общечеловеческого в проблематике произведений.

12. А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

       Поэма «Василий Теркин»: проблематика, особенности языка и композиции, совмещение эпического и лирического. Образ Василия Теркина как отражение лучших черт русского национального характера. Образ Автора в поэме. Фольклорные традиции в поэме.

13. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ 1960-80-х гг.

Трагизм и героика военных лет. Человек им война: жестокое и бескомпромиссное испытание на человечность. Нравственные истоки поведения человека на войне. Характеристика одного-двух произведений (В.Быков, Б.Васильев, В.Кондратьев и другие по выбору).

14. ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. «Лагерный опыт» в судьбе человека ХХ столетия. Нравственное противостояние «веку-волкодаву» (О.Мандельштам). Характеристика одного-двух произведений (А.Солженицын, В.Шаламов, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Тендряков и другие по выбору).

15. СУДЬБА ДЕРЕВНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКЕ

Изображение драматических переломов в жизни деревни ХХ столетия. Проблема национального характера. Мир деревни, судьба тысячелетнего уклада деревенской жизни в новой эпохе. Характеристика одного-двух произведений (В.Распутин, В.Шукшин, М.Шолохов, В.Тендряков, В.Белов, Ф.Абрамов, Б,Можаев и другие по выбору).

16. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.

Связь проблем экологии и человеческой нравственности в произведениях В.Распутина, В.Афанасьева, Ч.Айтматова, Б.Васильева и других – по выбору.

17. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА,

Основные темы и мотивы русской поэзии (Б.Окуджава, Н.Рубцов, В.Высоцкий, А.Вознесенский, А.Тарковский и другие по выбору). Характеристика творчества одного поэта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: