Кировский филиал
Методическое пособие для абитуриентов
По специальности
«БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Срок обучения 5 и 3,5 года
Киров, 2012
Направление подготовки: Библиотечно-информационная деятельность
Профиль: Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Квалификация (степень) «бакалавр»
Вступительные испытания:
Русский язык (тест)
Литература (устно) - профильный экзамен
Собеседование (устно)
Примерный перечень вопросов для теста по русскому языку.
- Отметьте слова, в которых ударение падает на последний слог
1. центнер | 4. агент |
2. положить | 5. звонит |
3. портфель | 6. уведомить |
Укажите слова, в которых допущены ошибки
- Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях
|
|
- Чередующиеся гласные в корнях
|
|
- Проверяемые и непроверяемые согласные в корнях
|
|
- Правописание приставок. Буквы Ы-И после приставок на согласный
|
|
|
|
- Правописание гласных после шипящих и Ц.
|
|
- Употребление Ъ и Ь
|
|
- Правописание суффиксов и окончаний.
|
|
- Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
|
|
- Н и НН в разных частях речи
|
|
- Правописание НЕ с разными частями речи
|
|
- Правописание частиц НЕ и НИ
|
|
|
|
- Правописание предлогов, союзов и омонимичных с ними слов.
1. в течении лета 2. поговорить на счёт квартиры 3. ввиду болезни 4. девушка тоже молчала 5. приют наш мал, за то спокоен 6. и так, всё осталось по-прежнему | 7. чтобы ни случилось, будем надеяться на лучшее 8. сегодня было так же холодно, как и вчера 9. иметь в виду 10. повёрнуто вокруг оси |
Укажите предложения с пунктуационными ошибками
- Предложения с однородными членами, обобщающими словами при однородных членах, однородными и неоднородными определениями.
- Долго ль мне гулять на свете, то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?
- Всякий пустяк, поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей: всё казалось значительным.
- Яркое зимнее солнце заглянуло в наше окно.
- Мы осмотрели: и гумно, и ригу, и сараи, и мельницы.
- Шёл длинный, товарный поезд.
- Предложения с обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями, уточняющими членами).
- Волнуемый воспоминаниями, я забылся.
- Печальный демон, дух изгнанья, летал над грешною землёй.
- Большая рыжая сова сидела у самой дороги, склонив голову набок, и глупо вытаращив жёлтые глаза.
- Много лет тому назад, осенью по дороге в Москву пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме.
- Листва была навалена горами и нагретая солнцем издавала скипидарный запах.
- Предложения с обращениями, вводными конструкциями, конструкциями с союзом КАК.
- Серебристая дорога, ты, зовёшь меня куда!
- Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины.
- В старое время плотины в Голландии (эта страна, как известно, лежит ниже уровня моря) строились из дерева.
- Ты обращаешься со мною как с больною или с ребёнком.
- Этот осенний день был таким же солнечным и лёгким как в апреле.
- Предложения с прямой речью. Тире между подлежащим и сказуемым.
- Задача науки постигать законы природы.
- «Вы в качестве консультанта приглашены к нам?» - спросил он.
- Все пороки, вероятно, плоды невежества.
- «Неужели, - думал я. – Это моё единственное назначение на земле?»
- Лес и охота самые лучшие условия для здоровья.
- Сложное предложение.
- Никакой рыбы мы не поймали, зато вдоволь надышались лесным целебным воздухом.
- От деревни, где я жил в то лето до озера было всего двадцать километров.
- Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает.
- В голове моей родилось подозрение, этот слепой не так слеп, как оно кажется.
- Снова ударила молния, и прогремел гром.
- Сложное предложение.
- Только теперь мы заметили, что взошло солнце, и горы уже не в силах его заслонить.
- Я так загляделся на неё, что наверное прозевал бы свою очередь, если бы меня вовремя не подтолкнул майор.
- Когда же приедут артисты, и состоится концерт?
- Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
- Стало ясно, что если бы мы задержались ещё, то промокли бы насквозь.
Программа вступительного экзамена по литературе
1. А.С.ГРИБОЕДОВ
Своеобразие драматического конфликта комедии «Горе от ума»: фамусовская Мостка и Чацкий, личное и общественное в раме Чацкого. Путь прозрения героя. Чацкий и Молчалин, Чацкий и Софья. Художественное мастерство А.С.Грибоедова.
2. А.С.ПУШКИН
Многообразие тем и мотивов лирики: вольнолюбивая, любовная, философская, тема поэта и поэзии, тема дружбы. Воплощение в лирике А.С.Пушкина вечных, общечеловеческих ценностей милосердия, любви, красоты, свободы. Художественное совершенство лирики, ее гуманистический характер.
Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»: отражение общественной и духовной жизни в романе. Основные нравственные проблемы романа. Евгений Онегин: противоречивость его характера, путь духовного становления. Онегин и Ленский. Татьяна Ларина как воплощение идеала автора. Автор в художественной системе романа. Смысл «открытого» финала романа.
|
|
3. М.Ю.ЛЕРМОНТОВ.
Основные темы и мотивы лирики Лермонтова: тема одиночества и странничества, размышления о судьбе поэта, природа и родина, дума о судьбе поколения. Романтический и трагический характер лирики Лермонтова. Образ лирического героя.
Роман «Герой нашего времени»: смысл названия, философская и нравственная проблематика, система образов. Трагедия Печорина, ее сущность и причины, отношение автора к герою. Психологизм Лермонтова: роман как исследование «истории души человеческой».
4. Н.В.ГОГОЛЬ.
Поэма «Мертвые души»: смысл названия, многозначность образа «мертвых душ». Тема России, ее настоящего и будущего как основная тема поэмы. Образ Чичикова, отношение автора к герою. Система лирических отступлений в поэме.
5. А.Н.ОСТРОВСКИЙ
Драма «Гроза» или «Бесприданница»: смысл названия, конкретно-историческая и общечеловеческая проблематика пьес Островского. Трагический конфликт «горячего сердца» и «темного царства» в пьесе «Гроза», драма любви и долга. Трагедия любви мире власти денег в драме «Бесприданница».
6. И.А.ГОНЧАРОВ.
Роман «Обломов» (или другой по выбору абитуриента). Нравственно-философская проблематика романа. Противоречивость характера Обломова, система его жизненных ценностей, Андрей Штольц как антипод Обломова. Отношение автора к своим героям. Испытание любовью в романах Гончарова.
7. И.С.ТУРГЕНЕВ.
Социальная и нравственная проблематика романа «Отца и дети». Герой времени в романе: мировоззрение Базарова, его характер, путь его духовных испытаний в изображении Тургенева. Базаров и Одинцова: испытание любовью. Авторское отношение к Базарову, эволюция отношений «Автор-герой» на страницах романа.
8. Н.А.НЕКАРАСОВ
Основные темы и мотивы лирики Некрасова: назначение поэзии и судьба поэта, крестьянская тема, судьба женщины-крестьянки, любовная лирика Некрасова. Идеал человека в понимании Некрасова. Образ лирического героя.
|
|
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни в пореформенной России. авторские размышления о судьбе России и русского народа, образ Матрены Тимофеевны, дедушки Савелия, Гриши Добросклонова в контексте этих размышлений. Художественные особенности поэмы: своеобразие жанра и композиции, сюжет путешествия как способ отражения жизни русского крестьянства, яркость языка.
9. Ф.И.ТЮТЧЕВ
Основные темы и мотивы философской лирики Ф.И.Тютчева: любовная лирика, осмысление природы и места в ней человека, человек и мироздание, философские размышления о жизни и смерти.
10. А.А.ФЕТ
Мир как красота в поэзии А.А.Фета. Лирический герой Фета в его отношениях к природе, музыке, любви. Художественное мастерство Фета.
11. М.Е.САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН.
«Сказки», или «История одного города», или «Господа Головлевы». Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина: фантастика, гипербола, гротеск, аллегория и другие средства сатирического изображения действительности. Комическое и трагическое в художественном мире Салтыкова-Щедрина. Конкретно-историческая и нравственно-философская проблематика произведений, непреходящий смысл сатиры Салтыкова-Щедрина.
12. Н.С.ЛЕСКОВ
«Очарованный странник», «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда» или другие произведения по выбору абитуриента. Особенности русского национального характера в произведениях Лескова. Композиция и язык прозы, своеобразие ситуаций и характеров.
13. Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман-эпопея «Война и мир»: смысл названия, сложное взаимоотражение исторической и частной жизни в романе. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Преломление нравственного и философского идеала автора в женских образах романа. Дом и семья в понимании Толстого. Война 1812 года как духовное пробуждение России, единение нации, проверка человека на человечность. Представления писателя о роли личности в истории: Кутузов в романе как воплощение «простоты, добра, правды», смысл противостояния Кутузова и Наполеона. Система жизненных ценностей автора, отряженная в романе, представления Толстого об истинной духовной красоте.
14. Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ.
Роман «Преступление и наказание»: социальная и нравственно-философская проблематика романа. Тайна Петербурга Достоевского, мир «униженных и оскорбленных» в романе. Трагические противоречия в душе Родиона Раскольникова, его преступление» и «наказание», путь духовного воскрешения. Соня Мармеладова как отражение нравственного идеала автора.
15. А. П. ЧЕХОВ
Тематическое разнообразие рассказов А.П.Чехова: проблема человеческого счастья, смысла жизни и назначения человека, неприятие пошлости, духовного измельчания человека, мечта автора о более осмысленной, одухотворенной жизни. Человек и среда в рассказах Чехова.
Пьеса «Вишневый сад»: основные особенности драматургии Чехова. Прошлое, настоящее и будущее России в изображении писателя. Судьбы героев пьесы, отношение к ним автора.
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.
1. А.М.ГОРЬКИЙ.
Мечты о героическом и прекрасном в раннем романтическом творчестве Горького. Социальная и философская проблематика пьесы «На дне». Идеал человека в творчестве Горького. Спор о правде и назначении человека в пьесе (позиции Бубнова, Луки и Сатина).
2. ПОЭЗИЯ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА».
Расцвет русского лирической поэзии и многообразие поэтических течений. Характеристика творчества одного из поэтов по выбору абитуриента.
3. ПРОЗА НАЧАЛА ХХ ВЕКА (И.А.БУНИН, А.И.КУПРИН, Л.Н.АНДРЕЕВ по выбору).
Социальная и философская проблематика рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско», художественные особенности рассказа. Развитие темы любви в произведениях писателя. Психологизм Бунина, основные особенности мировоззрения.
Романтическое и реалистическое в прозе Куприна. Развитие темы «маленького человека» в рассказе «Гранатовый браслет», трагизм и счастье любви в произведениях писателя.
Евангельские темы и образы в рассказе Андреева «Иуда Искариот», парадоксальность и сложность проблематики.
4. А.А.БЛОК,
Основные мотивы и образы лирики Блока: судьба любви и красоты, тревога за судьбу России и вера в нее. Опыт художественного осмысления Октябрьских событий в поэме «Двенадцать», проблематика и художественные особенности поэмы.
5. С.А.ЕСЕНИН.
Человек и природа в поэзии Есенина. Эволюция темы Родины. Поэтические размышления Есенина о любви и смысле жизни.
6. В.В.МАЯКОВСКИЙ
Поэтическое новаторство Маяковского. Дооктябрьская лирика: своеобразие конфликта лирического героя Маяковского с миром, его яркий и дерзкий вывоз буржуазным духовным ценностям. Любовная лирика, тема поэта и поэзии, сатира Маяковского. Маяковский о новом человеке и новом Отечестве в послеоктябрьской лирике.
7. ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.
Социальные и общечеловеческие конфликты в произведениях о гражданской войне. Человек в огне гражданской войны. Интеллигенция и революция. Характеристика одного-двух произведений (А.Фадеев, М.Булгаков, И.Бабель, Б.Пастернак и др. по выбору).
8. ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА,
Особенности жанра антиутопии. Изображение тоталитарного общества и судьбы человека в мире несвободы и всеобщей унификации. Характеристика одно-двух произведений (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, В. Маканин)
9. САТИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА 20-30-х годов ХХ ВЕКА,
Герои, сюжеты, особенности стиля сатирических произведений М.Зощенко, М.Булгакова, Тэффи, А.Аверченко, И.Ильфа и Е.Петрова – по выбору.
10. М.А.ШОЛОХОВ.
Исторические судьбы народного и социальные противоречия эпохи в изображении Шолохова. Ситуации, герои, художественные особенности романов «Поднятая целина», «Тихий Дон», рассказа «Судьба человека» – по выбору.
11. М.А.БУЛГАКОВ.
Фантастика и реальность в романе «Мастер и Маргарита». Судьба творчества любви в дисгармоничном мире. Евангельские образы и мотивы.
Сатирическое мастерство писателя в романе «Мастер и Маргарита» и повести «Собачье сердце». Социальный прогноз писателя, отражение конкретно-исторического и общечеловеческого в проблематике произведений.
12. А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Поэма «Василий Теркин»: проблематика, особенности языка и композиции, совмещение эпического и лирического. Образ Василия Теркина как отражение лучших черт русского национального характера. Образ Автора в поэме. Фольклорные традиции в поэме.
13. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ 1960-80-х гг.
Трагизм и героика военных лет. Человек им война: жестокое и бескомпромиссное испытание на человечность. Нравственные истоки поведения человека на войне. Характеристика одного-двух произведений (В.Быков, Б.Васильев, В.Кондратьев и другие по выбору).
14. ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. «Лагерный опыт» в судьбе человека ХХ столетия. Нравственное противостояние «веку-волкодаву» (О.Мандельштам). Характеристика одного-двух произведений (А.Солженицын, В.Шаламов, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Тендряков и другие по выбору).
15. СУДЬБА ДЕРЕВНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКЕ
Изображение драматических переломов в жизни деревни ХХ столетия. Проблема национального характера. Мир деревни, судьба тысячелетнего уклада деревенской жизни в новой эпохе. Характеристика одного-двух произведений (В.Распутин, В.Шукшин, М.Шолохов, В.Тендряков, В.Белов, Ф.Абрамов, Б,Можаев и другие по выбору).
16. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.
Связь проблем экологии и человеческой нравственности в произведениях В.Распутина, В.Афанасьева, Ч.Айтматова, Б.Васильева и других – по выбору.
17. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА,
Основные темы и мотивы русской поэзии (Б.Окуджава, Н.Рубцов, В.Высоцкий, А.Вознесенский, А.Тарковский и другие по выбору). Характеристика творчества одного поэта.