Методические рекомендации по постановке свистящих звуков

Для каждого варианта сигматизма свистящих разработаны свои рекомендации:

1. Межзубный сигматизм свистящих:

Должны вариант нарушения сравнить с правильной артикуляцией и выявить отклонения от нормы, в данном случае язык занимает положение не за зубами, а между верхними и нижними зубами.

         А) Уточнить и отработать положение губ в улыбке;

Б) Убрать кончик языка за нижние зубы (дать образец ребенку/с помощью зонда);

          В) Направить воздушную струю вдоль языка по желобку и попросить посвистеть, как свистит насос. С коротким наконечником, если у ребенка повышен рвотный рефлекс или, когда достаточно прижать кончи языка, а спинка занимает правильное положение. Если нужно глубже, то зонд с длинным наконечником. С помощью наконечника зонда мы регулируем опускание спинки языка для чистого звука (кончиком прижимаем язык в нижнее положение).

2. Губно-зубной сигматизм свистящих:

А) Отработать положение губ в улыбке;

Б) Отработать правильно положение языка [а с с с а а] – может быть приближено к норме, а может и нет, тогда с помощью зонда укладываем язык в нужное положение.

3. Боковой сигматизм свистящих:

Используем длинный зонд.

1. Необходимо усиленное отработать боковые края языка, нормализовать их тонус (самомассажем (покусывание), с помощью ручного логопедического массажа, зондового массажа и обязательно уметь удерживать язык плоским, широким внизу).

2. Отработать положение губ в широкой улыбке;

3. Удерживаем язык внизу, просим свистеть.

Большое внимание уделяем артикуляционной гимнастике, чтобы ребенок удерживал язык прямо.

4. Призубный сигматизм свистящих:

Используем короткий зонд, как правило.

Опускаем кончик языка вниз. Схоже с коррекцией межзубного сигматизма свистящих.

 

 

Методические рекомендации по коррекции сигматизма шипящих звуков

Для этой группы звуков свой зонд. При постановке шипящих зонд нужно держать как можно более вертикально, рамочка должна быть наружу, чтобы не травмировать подъязычную связку. Зонд является опорой для удержания языка в среднем положении в форме чашечки, просим ребенка шипеть.

Логопедическая работа по коррекции сигматизма шипящих схожа с коррекцией сигматизма свистящих, потому что сами варианты идентичны. Главное различие в положении губ, при свистящих – улыбка (широкая), при шипящих – трубочка (широкая). Даем возможность ребенку набирать новую порцию воздуха, чтобы воздушная струя была длительной, сильной.

В литературе можно изучить и авторские приемы постановки свистящих и шипящих, и по подражанию, и с помощью зондов. Мы рассматриваем классический формат.

Методические рекомендации по коррекции ламбдацизма

Зонд помогает удерживать язык широким за верхними зубами. Когда ребенок произносит звук [ы], резко отпускаем зонд, звук перейдет в [л] и добавляем [а], получается [ы л л л а а]. Губы в улыбке, рот широко открыт. Сразу вводим в слог [лэ], [ла], чтобы ребенок почувствовал звук кинестетически, ощутил.

Губы в улыбке, особенно при губно-зубном ламбдацизме.

Очень часто логопеды практикуют ставить [л] от межзубного [л]. Логопед просит ребенка закусить кончик языка. Произносить [л а], язык выпячивая вперед, губы в улыбке. Когда ребенок услышал чистый звук, отработал умение произносить [л] в межзубном положении, тогда на уровне слов мы объясняем, что язык нужно поднять наверх и спрятать за зубы [л а]. Этот способ постановки звука [л] называется «от мезжубного».

А) Губно-губной ламбдацизм:

1. Отработка губ: «улыбка» - «трубочка». [л-о л-о л-о], [л-у, л-у, л-у] и т.д.

2. Посмотреть где находится язык, если нужно – поднять.

Б) Боковой ламбдацизм:

1. Язык поднять вверх и удерживать прямо (без зонда сложно обойтись и «от межзубного» не эффективно);

2. Предварительно работаем над боковыми краями, особенно над «больным» краем языка.

Как правило, звук [л] ставится легко и быстро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: