Проблема утилизации отходов городов

Шумовое загрязнение мегаполисов

 

Шумовое загрязнение в крупных городах практически всегда имеет локальный характер и главным образом вызывается средствами многочисленного в городах транспорта - городского, железнодорожного или авиационного. Уже сейчас на самых крупных магистралях мегаполисов уровни шумов более 90 дБ и сохраняют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является огромной опасностью для природы в местах оживленных транспортных магистралей. Как показывают исследования врачей, повышенные уровни шумов стимулируют развитие нервно-психических заболеваний и гипертонии. Борьба с шумом, в основных районах городов затрудняется плотностью местных зданий, из-за которой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей или высадка деревьев, которые снижают уровни шумов на дорогах. Таким образом, наиболее продуктивными решениями этой проблемы являются снижение личных шумов транспортных средств, а также использование в зданиях, выходящих на наиболее популярные магистрали, шумопоглощающих материалов, озеленения домов, а также тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).

Загрязнение водного бассейна

 

Загрязнение водного бассейна в мегаполисах стоит рассматривать в двух аспектах - загрязнение воды в зоне водопотребления, а также загрязнение водного бассейна в черте города за счет его стоков.

Для водных систем важны не только количественные характеристики величин загрязнений, но также динамика их формирования и виды взаимодействия загрязнений различного происхождения. Все эти факторы участвуют в функционировании процессов распространения и трансформации вещества в системе «почва - вода - водоем». Следовательно, при изучении водной системы становится очевидной необходимость изучения не только водных объектов и происходящих в них изменений, но и объекта более высокой иерархии - фактически, биома, включающего водоем и водосборную площадь.

Сейчас поверхностные и подземные воды загрязняются стоками промышленных и коммунальных предприятий мегаполисов, не имеющих хороших очистных сооружений или работающих неэффективно. Доля промышленных предприятий в общей нагрузке влияющих на качество воды составляет менее 20%, но они порождают серьезные очаги загрязнения и являются главными источниками загрязнения воды тяжелыми металлами и другими токсичными веществами, имеющими тенденцию аккумулирования в водоемах. К счастью, более 60% от сброса промышленных сточных вод относится к нормативно-чистым стокам, которые очистки не требуют. Это воды, которые остались после охлаждения на электростанциях, сбросные воды с прудов, дренажные воды, которые откачиваются для снижения уровней грунтовых вод на территории предприятий.

Кроме того, на уровень загрязнения вод в мегаполисах очень сильно влияют всевозможные средства передвижения. В качестве загрязнителей можно рассматривать железнодорожный транспорт, автомобили, которые загрязняют поверхностные водотоки сбросами плохо очищенных сточных и ливневых вод, загрязненных используемыми транспортом нефтепродуктами, смываемыми с производственных территорий.

В зимние периоды учитывается фактор загрязненности снега, который впоследствии, так или иначе, попадет в воды. Пробы снега в городе Москва содержали большое количество взвешенных веществ, биологически трудно окисляемых органических соединений, солей жесткости. Содержание хлоридов превышало ПДК в 9-20 раз, сульфатов - в 10 раз. Концентрация ионов токсичных металлов (железа, марганца, лития, цинка, меди, молибдена, кобальта, кадмия) превышала ПДК от 1,5 до 73 раз. Содержание нефтепродуктов и фенолов превышало ПДК соответственно от 40 до 190 и от 1,5 до 5 раз.

Немаловажное значение имеет загрязнение водных бассейнов мегаполисов, производимое сельскохозяйственными действиями. В зонах повышенного увлажнения примерно 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Это, в свою очередь, может приводить к эвтрофикации водоемов, которая еще больше ухудшает качество воды. Можно отметить лишь то, что водоочистные сооружения водопроводов просто не могут очистить питьевую воду от растворов всяческих ядохимикатов, и поэтому питьевая вода может содержать их в себе в огромных концентрациях и губительно повлиять на здоровье человека. Тем не менее, возрастающий рост химизации сельского хозяйства неизбежно будет приводить к увеличению числа удобрений и ядохимикатов, которые вносятся в почву, и соответственно с этим их концентрация в воде будет увеличиваться. Борьба с такими загрязнениями требует использования удобрений в зонах водосбора только в гранулированной форме, разработки и внедрения быстроразлагающихся ядохимикатов, а также биологических методов защиты растений.

Отдельную проблему представляет проникновение всяческих загрязненных стоков в подпочвенные воды. Стоки мегаполисов всегда обладают повышенной кислотностью. И если под достаточно крупным городом располагаются отложения мела или же известняки, проникновение в них закисленных вод приводит к возникновению антропогенного карста. В результате этого образуются пустоты антропогенного карста непосредственно под мегаполисами, которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, и поэтому в крупных мегаполисах, в которых существует реальный риск его возникновения, требуется специальная геологическая служба, которая занимается прогнозом и предотвращением его последствий.



Проблема утилизации отходов городов

 

С увеличением потребления и стремительным ростом населения в мегаполисах сложилась достаточно непростая ситуация с утилизацией всевозможных промышленных и бытовых отходов. Проблема осложняется еще и тем, что часть отходов просто-напросто не разлагается за короткие промежутки времени, к примеру пластмасса или стекло, и долго-долго лежит на свалке в практически неизменном состоянии, выделяя вредные вещества.

Сейчас в городах наиболее распространенным способом утилизации отходов при отсутствии свалок является сжигание мусора. По всему миру имеются специальные предприятия, занимающиеся сжиганием бытового мусора. Но все не так просто. Мусор то сожгли, а вот вредные или ядовитые химические соединения выделяются в таком огромном количестве, что еще не известно, что вреднее свалка или процесс сжигания мусора. Экологи требуют устанавливать суперсовременные и достаточно мощные, а значит и дорогие фильтры на сточные воды, и выхлопные газы. Но тогда утилизация мусора сжиганием станет не просто низко рентабельной. Этот процесс становиться разорительным. Преуспела в этом вопросе Япония, но основное количество даже экономически выгодных проектов и разработок остается только на бумаге.

Вывоз мусора тоже может стать решением вопроса утилизации отходов, но только в том случае, когда это будет производиться на организованные и специально оснащенные свалки. К таким свалкам относят огороженные территории, куда вывоз мусора осуществляется систематически. Где присутствует резервуарная система отстаивания сточных вод. Сегодня, как бы высоко развиты не были применяемые нами технологии, до 90% всего бытового и строительного мусора просто закапывается в землю. Что приводит не только к засорению окружающей среды, потере плодородия полей, но и засорению сточных вод, а значит и подземных источников питьевой воды.

Следует отметить и некоторые положительные аспекты правильной организации свалки. Это метод получения биогаза. Вывезенный мусор засыпается слоем земли в 0,6-0,8 м и тщательно утрамбовывается. Биогаз выделяется беспрерывно в течение 5-10 лет, и только по истечению данного срока его выделения не постоянны. А рентабельность свалки полностью становиться зависимой от объема мусора в ней, что должно составлять не менее 1 млн. тонн. Следует отметить, что именно закапывание отходов дает 36% от всего объема выделенного метана, называемого парниковым газом.

Некоторые высокоразвитые страны пошли дальше. Помимо создания моратория на вывоз мусора и его захоронение на своей территории. Идет негласное поддержание идеи вывоза мусора на территории других государств, за денежное вознаграждение естественно. К примеру, США пробует договориться о захоронении своего мусора на Антильских островах и тому подобное. Но экологи всего мира не дремлют и стараются с помощью общественности и прессы пресекать данные попытки уйти от строительства заводов по вторичной переработке собственных отходов.

Постоянные рейды экологов и помощь сознательных слоев общественности все больше и больше убеждает (а больше вынуждает) искать пути переработки бытового и строительного мусора. Поэтому услуга вывоз мусора становиться высоко рентабельной и необходимой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: