Уч.год
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
(студенты 4 курса сдают отчет после окончания практики
в течение 3-х дней)
1. Отзывы-характеристики на студента учителя предметника и классного руководителя (оценка, подпись учителя и директора школы, печать необходимы).
2. Дневник по педпрактике (содержание ежедневной учебной и воспитательной работы с классом, выставление оценок за проведенные зачетные уроки и внеклассные мероприятия).
3. Планы-конспекты 12 зачетных (с оценкой) уроков по русскому языку.
4. План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку.
5. Планы–конспекты 4 зачетных уроков по литературе.
6. Анализ 1 урока русского языка, проведенного учителем
7. Анализ 3-х посещенных уроков своих однокурсников
8. Задание по педагогике.
9. Задание по психологии.
10. Материал из опыта работы учителя (по желанию студента).
11. По желанию студента к отчету по педпрактике могут быть приложены лучшие письменные ученические работы, заметка в газету «Вести с педпрактики», «Эссе», фото, альбомы, газеты и пр.
ОБРАЗЕЦ ХАРАКТЕРИСТИКИ
студента(ки)… группы … курса … факультета,
проходившего педагогическую практику в школе № … города (села)
Общие данные:
1. Студент(ка) проходил(ла) педагогическую практику с … по … в…. классе у учителя …. (Ф.И.О.).
2. Личные качества студента(ки): дисциплинированность, инициативность, ответственность, отношение к критике, его отношения с детьми, учителями, организаторские способности.
3. Степень подготовленности по предмету, методикам, кругозор студента.
4. Отношение студента к работе учителя (интерес или равнодушие, желание получить как можно больше, пытливость, самостоятельность).
Характеристика уроков:
1. Степень самостоятельности в планировании, изготовлении наглядных пособий, изучение опыта учителя, правильность выбора методов и приёмов работы на уроке.
2. Проведение уроков, умение организовать класс, установить контакт, управлять работой учащихся, учитывать их индивидуальные особенности, умение пользоваться наглядными пособиями и ТСО.
3. Правильность осуществления запланированных видов работы, умение перестраиваться по ходу урока в связи с изменившейся ситуацией.
4. Речь студента, умение методически осмысливать материал урока и разъяснять его учащимся.
5. Ведение дополнительных занятий с учащимися.
Характеристика воспитательной работы
Что сделано, в какой форме, отношение к работе, степень самостоятельности в подготовке и проведении воспитательной работы, её оценка.
Оценка работы и рекомендации:
В этом разделе даётся общая оценка за педагогическую практику, рекомендации к поощрению или по устранению недостатков.
Задания по воспитательной деятельности на педагогическую практику
Студентов 4 курса (специалитет, 8 семестр)
Студенты-практиканты выполняют функцию помощника классного руководителя.
В течение педагогической практики в рамках воспитательной деятельности студенту необходимо выполнить следующие задания:
На пассивной неделе
1. Знакомство студента-практиканта с классным руководителем и документацией по классу;
2. Беседа студента-практикантас классным руководителем об особенностях классного коллектива и каждого ребёнка;
3. Список учащихся класса и краткая характеристика на каждого ребёнка;
4. Диагностика межличностных отношений в классном коллективе (с использованием социометрической методики (Немов, Борытко, Петровский) и полным её оформлением);
5. На основе беседы с классным руководителем, наблюдения за школьниками, результатов социометрической методики составить характеристику классного коллектива (см. ниже);
6. Перенести план работы классного руководителя по воспитательной работе на III четверть в дневник (материалы, папку) и проанализировать его;
Основная практика
5. Организация и проведение 2-х воспитательных проектов по плану классного руководителя (оформление в форме проектов, см. проекты за III курс "Педагогические технологии");
6. Подготовка сообщения (по проблемам младшего подросткового возраста) и выступление на родительском собрании ( оформляется конспект проведения родительского собрания).
7. Эссе "Классный руководитель- это….."(рефлексия)
8. Кейс " Проблемы воспитательной работы в классе с младшими подростками" (рефлексия)
Примечание:
1) Задания по воспитательной деятельности студента-практиканта оформляются в отдельную тетрадь или оформляются на листах А-4 в отдельном вкладыше в общей папке.
2) Отдельная характеристика на студента-практиканта, как на помощника классного руководителя, вкладывается в файл по педагогике.
3) Желательно дополнить отчёт по воспитательной работе фотографиями.
Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
Общие сведения о коллективе и история его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей).
Руководство и организация классного коллектива:
а) организующее ядро класса, его актив. Самостоятельность коллектива, требовательность к себе и другим, организаторские способности, отношение к общественному мнению;
б) по результатам социометрии: наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины их влияния, отношение к «вожакам» актива класса; наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей; взаимоотношения внутри коллектива (степень сплочённости коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;
Содержание и характер коллективной деятельности:
а) учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины; дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание);
б) жизнь коллектива вне учебных занятий; интерес к музыке, литературе и спорту, коллекционированию т.д.; формы проявления этого интереса; участие классного коллектива в жизни школы;
4. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряжённо-нервозный и т.д.). Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношение его участников, пути их коррекции